Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Алексей Захаренков: «Книга скоро станет роскошью»

6 Февраль 2009 Нет комментариев

Кто придумал поговорку о том, что книга лучший подарок, сейчас никто и не вспомнит. Тем не менее каждый из нас не раз вспоминал о ней, готовя презент начальнику, коллеге, хорошему другу... Сегодня на прилавках магазинов вас ждет широчайший выбор книг, но стать истинным предметом гордости своего обладателя книга может стать в том случае, если она действительно уникальна.

Рассказать о том, где найти и купить такие книги "Бизнес-Стиль" попросил генерального директора издательства "Вита Нова" Алексея Захаренкова.

— Советская традиция подписки на собрания сочинений была уничтожена голодными перестроечными временами. Как Вам кажется, есть шансы на возрождение этой традиции? Или, может быть, подписка на книги уже вернулась в моду?

— Я не могу сказать, что сейчас происходит какое-то возрождение традиций подписки, существовавшей в не столь далекие советские времена. Скорее, это редкие очаги, вспыхивающие то там, то здесь. И связано это в большей степени с элитной книгой, нежели с массовыми изданиями. Чаще такие проекты осуществляются в рамках закрытых книжных клубов и не всем доступны.

Подписка издательства «Вита Нова» напоминает старую советскую подписку в первую очередь тем, что издательство работает в рамках серий, на которые и организована годовая подписка. А вот сама организация подписки отредактирована с учетом новейшего времени, начиная от нестабильности сегодняшней экономики (а надо сказать, что книги «Вита Нова» - это, в частности, надежное вложение капитала) до сумасшедшего темпа современной жизни, таким образом, что один раз оформив подписку, уже нет необходимости ходить по магазинам: книги доставляются на дом. Я не говорю о том, что подписка обходится дешевле, нежели покупка в магазине.

— Как часто пополняется каталог Вашего издательства?

— Подписной каталог обновляется один раз в год. Хотя и в течение года в планах могут происходить те или иные изменения, о чем каждому подписчику сообщается заблаговременно. Так, например, книга избраннох произведений Владимира Высоцкого в новых иллюстрациях Михаила Шемякина переносится уже не первый раз по той простой причине, что Михаил никак не может закончить задуманное. А замыслил он целых 43 иллюстрации, из них 42 - по количеству прожитых лет Высоцким, а также портрет поэта. Издательство - живой организм, постоянно находящийся в движении.
На сегодняшний день мы издаем в год около 25 наименований. Так что книжная полка нашего среднего подписчика обновляется на 25 элитных малотиражных книг «Вита Нова».

— Какие переиздания пользуются наибольшей популярностью среди подписчиков?

— В «Вита Нова» изначально существует очень явная и ясная издательская политика:
1. Мы не переиздаем книги, каждый тираж уникален, изданные книги не допечатываются.
2. Мы издаем только произведения, проверенные временем, - классику.
3. Мы работаем со специалистами: комментаторами, составителями, историками, редакторами, не нуждающимися в представлении.
4. Мы работаем с художниками, которые делают честь издательству, соглашаясь работать с ним, поэтому говорить о каком-то читательском предпочтении очень непросто.
Как правило, наш читатель - коллекционер наших изданий. Он хочет видеть и впоследствии передать своим детям и внукам должным образом изданных и «Ромео и Джульетту», и «Лолиту», и «Дон Кихота», и «Евгения Онегина».

— Есть мнение, что в связи с развитием Интернета многие печатные издания потеряли часть своей аудитории за счет молодежи, которой проще скачать, чем пойти и купить. Каково Ваше мнение на этот счет?

— Это безусловно так. Книга и раньше делилась на деловую и художественную: для головы и для души. Сейчас Интернет активно захватывает то, что необходимо для головы, для дела. Интернет действительно в какой-то степени удобнее, быстрее, доступнее, дешевле в конце концов. Книжные фолианты останутся уделом и предметом наслаждения либо коллекционеров и ценителей изящных искусств, либо оформителей интерьера - в зависимости от толщины кошелька покупателя и от профессионализма и таланта издателя.

— На какую аудиторию Вы делаете ставки? Кто сегодня может себе позволить приобретать хорошие книги по подписке?

— Об издательстве давно было сказано, что мы делаем книги для «вдруг разбогатевшей интеллигенции». Мне нравится это определение. Мы действительно делаем книги для серьезных, думающих и успешных людей. И подписки это касается в первую очередь. Но здесь человек должен еще и поверить в «Вита Нова», в то, что издательство не подведет, не обманет. Это, наверное, важнее всего остального. Мы рады, что количество подписчиков растет из года в год.

— Много ли значит в Вашей работе "чутье" на модных авторов? Каково Ваше отношение к "модной" литературе?

— В нашем лексиконе нет такого понятия, как «модный» автор. У нас есть определение "хороший автор", "настоящий", "гениальный"... Будь то писатель, поэт или художник.

— Есть ли в каталоге Вашего издательства эксклюзивные, лимитированные книги и собрания сочинений?

— Собственно, мы ко всем нашим книгам относимся как к эксклюзивным, но и среди них есть свои эксклюзивы, которые уже не входят в подписку. Это так называемые нумерованные тиражи (максимально - 100 экземпляров) и единичные книги в авторских переплетах. В принципе, это уже «музейные» вещи. Некоторые из них представлены и в Государственном Эрмитаже.

— Как Вы считаете, возможно ли вернуть моду на подписные издания, на создание семейных библиотек, или эти традиции канули в Лету и доступны только очень узкому кругу людей?

— Книга перестала быть предметом первой необходимости, но осталась, как это ни удивительно, лучшим подарком. Думаю, конкуренция развернется именно в этом сегменте книгоиздания, и вскоре книга попадет в разряд роскоши, где уже не останется места подписным изданиям в старом, привычном для нас понимании.

Источник: Бизнес-Стиль

Еще по теме:

Метки: ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8