Книжный рынок в России стоит на грани выживания
В январе стоимость книг в российских магазинах поднялась в среднем на 10%. Объем продаж стремительно пошел вниз, поскольку многие покупатели в условиях финансового кризиса стали экономить на чтении. Владельцы книжных магазинов жалуются, что с 1 января возросли расходы на аренду, электричество и коммунальные услуги, издательства поднимают оптовые цены, а покупателей становится меньше. На грани банкротства оказались книжные магазины Петербурга и других крупных городов. В Москве в январе и начале февраля сетевые книжные магазины закрыли часть своих филиалов. Всего, по прогнозам экспертов, в этом году в России закроется треть книжных магазинов, а из издательств выживут те, которые вовремя смогут перейти на выпуск книг, пользующихся спросом в периоды потрясений.
Директора магазинов говорят о том, что к началу февраля на полках стал накапливаться нереализованный товар, а в кассе образовался дефицит денег. Коммерческий директор Московского дома книги Наталья Юмашева сказала «Новым Известиям», что «по сравнению с январем прошлого года магазин потерял 10% прибыли. Убытки будут расти и дальше, поскольку оптовая стоимость книг, начиная с нового года, поднялась тоже на 10%». Не легче выглядит ситуация в петербургской книжной сети «Буквоед». «В эти дни у нас значительно сократились продажи в сегменте деловой литературы, которая всегда дорого стоила, – посетовал корреспонденту «НИ» начальник отдела закупок Сергей Денисов. – Люди явно стали экономить. В остальных книжных жанрах также наблюдается перераспределение спроса: дорогим книгам читатели ищут дешевую замену. А книжный магазин, как вы понимаете, от такой читательской экономии теряет в доходах».
Особенно драматичной эта ситуация кажется на фоне благополучных 2000–2008 годов. На прошлой неделе специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) опубликовали исследование, согласно которому в 2009 году в России закроется 30–45% книжных магазинов и торговых палаток. «В 2009 году целый ряд книготорговых предприятий обанкротится, а рынок литературы значительно сократится», – пояснил «НИ» директор ИГСО Борис Кагарлицкий. При этом положение книготорговых компаний не станет лучше даже в том случае, если аренда для магазинов снизится на 30%. Наибольшие же потери понесут те, кто займет консервативную позицию, то есть будут просто «ждать у моря погоды».
«В период дефолта 1998 года многие магазины оказались на грани банкротства, – говорит в интервью «НИ» специалист отдела маркетинга магазина «Москва» Мария Ненахова. – Но тогда издатели и книготорговцы достаточно быстро объединились и перестали компенсировать убытки за счет партнеров, что и помогло им выжить. Как будет в этот раз, сказать трудно. Но все-таки я надеюсь, что книжная отрасль не окажется в плохом положении: книги ведь дешевле, чем боулинг или поездка на курорт».
«Книгоиздатели пытаются компенсировать свои расходы на подорожавшую бумагу, краску, электроэнергию и так далее, – объясняет возросшие аппетиты оптовиков Сергей Денисов. – Из-за этого ассортимент книг в ближайшие месяцы заметно сократится, а потребитель будет видеть в магазинах только наиболее перспективные с точки зрения продаж проекты».
Как прогнозируют специалисты ИГСО, целое поколение писателей может оказаться не у дел. В значительной мере упадет интерес к легкой, гламурной литературе, поскольку слишком сильно изменятся социальные условия. «Спрос на беллетристику снизится, – прогнозирует социолог Анна Очкина. – Станет ли публика чаще читать серьезную литературу? Я убеждена, что станет, поскольку классика и публицистические произведения по природе своей становятся актуальными именно в неблагополучные времена. Например, я выяснила, что уже сейчас хорошим спросом в магазинах пользуются произведения Трифонова и других шестидесятников, о которых еще полгода назад никто не вспоминал. Мало того, возрастет внимание к радикальным философским и политическим произведениям».
Пока поставленные на грань выживания продавцы книг пытаются выжить, посредники между ними – крупнейшие российские издательства сохраняют олимпийское спокойствие и участвовать в процессе кардинального передела рынка не готовы. «Не нагнетайте ситуацию, – просит Олег Савич, управляющий издательствами Издательской группы АСТ. – Не знаю, как другие, но мы не планируем сокращать выпуск книг. Авторы продолжают писать, мы продолжаем издавать. И если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного писателя – мы его выпустим и будем продвигать на рынке. Я очень сомневаюсь, что книжные магазины опустеют, поскольку в трудные времена люди обращаются к вечным ценностям, к числу которых относится чтение».
«Вкус публики не изменится, – вторит ему главный редактор издательства «Амфора» Вадим Назаров. – Нельзя говорить о том, что, столкнувшись с серьезными проблемами, читатели перейдут на более серьезное чтение. Читатели массовой литературы просто откажутся от покупки книг на время кризиса. В период дефолта 1998 года повышенным спросом пользовалась фантастика и сентиментальный роман. Тогда люди искали и находили в книгах лекарство от жестокой реальности. И я думаю, что на этот раз будет точно так же».
Мария Ишкова, директор по общественным отношениям издательства «Эксмо», тоже уверена, что «резкого передела интересов на книжном рынке не произойдет». «Часть людей кинется в массовую литературу, но кто-то будет использовать нечаянно образовавшееся свободное время для того, чтобы нарастить свой интеллектуальный и профессиональный потенциал и, следовательно, обратится к литературе классической и профессиональной, – считает представитель издателя. – При этом спрос будет смещаться с дорого выполненных книг на дешевые. Поэтому уже через полгода в магазинах станет куда больше «карманных» изданий и меньше дорогих».
Пока книжные магазины бьют тревогу, а издательства пытаются сделать хорошую мину в сложной экономической ситуации, эксперты (в частности, сотрудники института, возглавляемого Борисом Кагарлицким) проанализировали, как развивалось искусство в годы прежних социальных и экономических кризисов, и обнаружили массу интересных закономерностей. Например, когда мировая экономика в 1968–1973 годах переживала системный кризис, в музыке появились новые радикальные субкультуры, возник панк-рок, стал активно развиваться гитарный рок. В те же годы произошли изменения и в кинематографе. В фильмах 1970-х годов происходит переход от развлекательной и мелодраматичной тематики к глубоким социальным сюжетам. Эти сюжеты подчеркивали остроту общественных противоречий. Аналогичные процессы происходили и в литературе. Системные экономические кризисы 1978 и 1982 годов привели к появлению киберпанка. Кроме того, наступила новая волна фэнтези.
Как бы то ни было, кризис – уже в который раз за последние десятилетия! – покажет, к какому слову мы тянемся в трудные времена. И тянемся ли вообще.
Виктор Борзенко, Евгения Дроздова
Источник:
Удивительно, что в “Буквоеде” снизились продажи только в сегменте деловой литературы и только сейчас. С их способностью выставлять книги в залах так, что ничего нельзя найти обычными способами (по жанрам, по алфавиту и проч.), у них должны были упасть продажи во всех сегментах и давно )))
С ассортиментом в книжных магазинах проблема, и это проблема времени.
Завуалированы приоритеты, нежизненно важное ставится во главу угла.
Наше время, это время глобализации экономики, мы жертвы этой глобализации.
То что играет во благо в одних странах, переносится на другие, не щадя культурное наследие этих стран.
Это наша беда.
Вместо привычных местных продуктов, идет замена привозными, огурцы на каперсы и многое другое.
Привычная теплая одежда для Сибири заменяется на одежду для жарких стран, это заниженная талия джинсов, короткие куртки и многое другое.
Развлечение это не движение в удовольствие с друзьями, а тупое проглатывание сериалов.
Телевизор, интернет отвлекает нас от наших действительных потребностей.
Такие дни проходят однообразно и к вечеру чувствуется усталость.
Мы сами своим невежеством позволяем манипулировать нами рекламой, и помогаем зарабатывать не совсем честным людям.
И это же мы видим в ассортименте книг.
Непонимание, непринятие, избегание сегодняшней действительности.
Прочитайте классиков, там все без понтов и преувеличения.
Качество жизни зависит от того, что мы читаем.
Я вчера с дочкой читала Грина Алые паруса.
Красивая история, написанная корявым слогом, который трудно читать…
А ведь и это классика…
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама