Евгений Кульков: «Люди не перестанут читать — людям нужна отдушина»
Издательство «Популярная литература» — явление особое на книжном рынке. Если в других издательствах автор в лучшем случае может рассчитывать на тираж в 3-5 тысяч экземпляров и минимальную рекламную поддержку, то у «ПопЛита» каждая книга выходит стартовым тиражом, как минимум, в 30 тысяч и сопровождается усиленной пиар-кампанией. Одним словом, это место, где из писателей делают звезд — с нуля.
Главный редактор «Популярной литературы» Евгений Кульков рассказывает, как и почему это происходит.
Эльвира Барякина: Как вы пришли в издательский бизнес?
Евгений Кульков: Я родом из Владивостока. Занимался журналистикой, потом перебрался в Москву. Три года назад пришел работать в компанию к Вадиму Дымову — PR-директором.
Э.Б.: Вадим Дымов — это владелец мясокомбинатов?
Е.К.: Не только. Он еще и владелец фабрики по производству суздальской керамики, книжной сети «Республика» и сети пивных ресторанов «Дымов № 1».
Вадим — уникальный человек. Из тех, под чьим руководством можно пойти в лес партизанить. Он окончил военное училище в Донецке и юридический факультет во Владивостоке. А потом вместе с товарищем создал самую крупную на Дальнем Востоке сеть магазинов и производственных площадок, специализирующихся на мясопродукции.
В 2000 году он намеревался поехать в Европу — поучиться ремеслу, и в Москве встретил знакомого, который рассказал ему о полуразвалившемся мясокомбинате «Крылатский». Вадим выкупил завод и потихоньку поставил его на ноги. Вот именно туда я и пришел.
Дымов давно хотел открыть сеть книжных магазинов. Собрал команду, привлек ребят из Берлина — люди долго креативили и в результате родился проект «Республика». Когда открылся первый магазин на Тверской, Вадим предложил мне присоединиться к новому проекту. Но у него так заведено: если ты с ним в одной лодке, то будешь работать над всеми его проектами — так что я приложил руку и к мясу, и к суздальской керамике, и к ресторанам.
Параллельно мы затеяли издательский проект, который получил название «Третья смена». К сожалению, книг мы выпустили немного — пару изданий по французской и испанской кухне, а также дневник Антона Борисова «Кандидат на выбраковку».
Э.Б.: А что сейчас происходит с «Третьей сменой»? Она завершилась?
Е.К.: Скорее перешла в замороженное состояние. Поддержание издательства требует денег, а для Вадима на тот момент важнее была «Республика». Мне хотелось издавать книги, поэтому я принял решение уйти в «Популярную литературу». Хотя у нас с Дымовым до сих пор сохранились очень хорошие отношения, и я, чем могу, помогаю «Республике» (например, веду блог
Э.Б.: Как зародилось издательство «Популярная литература»?
Е.К.: Это один из проектов Константина Рыкова — наряду с интернет-газетами Дни.ру, «Взгляд» и целым рядом других. В свое время именно он стал продюссером романа Сергея Минаева «Духless». Собственно, на волне его успеха Константин и создал «Популярную литературу». Впоследствии были выпущены «Гастарбайтер» Эдуарда Багирова, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и прочее.
Сейчас у нас в штате восемь человек, мы издаем одну-две книги в месяц и серьезно вкладываемся в каждую из них. Возглавляет издательство Елена Рыкова — мама Константина, замечательный человек и руководитель.
Э.Б.: Какие книги «Популярная литература» считает нужным издавать?
Е.К.: Те, что будут интересны массовому читателю: детективы, триллеры, фантастика, приключения и... «Кирза» Вадима Чекунова. Честно говоря, я затрудняюсь отнести этот роман к какому-либо жанру. Да мы и не связываем себя какими-то рамками. Я с удовольствием издам книгу, которая переворачивает привычный мир или показывает истинное лицо каких-то событий или явлений.
Э.Б.: Автора уровня Улицкой взяли бы?
Е.К.: Безусловно — даже если по жанру его произведение не соответствует остальным нашим книгам. А вот Юлию Шилову — пожалуй, нет. Не потому что мы такие снобы — честь ей и хвала за то, что она смогла влюбить в свое творчество такое количество людей... Просто нам оно неблизко.
Э.Б.: Как вы находите потенциальный бестселлер?
Е.К.: Мы постоянно мониторим рынок, смотрим, что продается на Озоне, Амазоне и Болеро. Таким образом у нас создается более-менее достоверная картина читательских предпочтений.
В день мы получаем около десяти рукописей: раньше было больше — по всей видимости, кризис сказывается не только на издателях, но и на писателях. Девяносто процентов всего, что приходит — откровенная графомань и она отметается еще на входе. Заявки у нас рассматривает очень грамотный и начитанный специалист, и мы ей полностью доверяем.
Затем мы читаем рукопись, и если вся редакция говорит «да!», рассылаем ее своей фокус-группе, куда входят люди, к мнению которых мы хотим прислушаться. Это журналисты, критики...
Э.Б.: Но при этом большинство профессиональных критиков довольно скептически относятся к изданиям «Популярной литературы»...
Е.К.: Дело в том, что мы ориентируемся на читальскую аудиторию, а не на критиков.
Есть книги, которые бесспорно являются талантливыми, но при этом они страшно далеки от того, что требуется людям здесь и сейчас. Поймите меня правильно: я не предлагаю читать трэш, я просто обращаю внимание на то, что многие западные писатели (которые теми же критиками превозносятся до небес) на самом деле являются авторами популярной литературы. Логично ожидать такого же отношения и к отечественным писателям. А у нас критики заранее воротят нос: это популярная литература — неинтересно по опеределнию.
Вечная проблема: люди, которые не являются целевой аудиторией книги, «примеряют» ее на себя, а потом возмущаются, что она им не подходит.
Э.Б.: Бывало такое, что ваши расчеты не оправдывались?
Е.К.: Разумеется. Например, мы не делали особой ставки на романы Сергея Тармашева «Древний. Корпорация» и «Древний. Катастрофа». Думали, что изначальный тираж в 30 тысяч разойдется месяца за четыре-пять. Но уже через 60 дней нам потребовалась допечатка — мы не ожидали, что эти книги станут настолько популярными.
Бывали и обратные случаи — когда тираж продавался медленнее, чем хотелось бы. Сергей Костин пишет потрясающие шпионские романы, их издают за границей; по его сценариям снимают фильмы в Европе. Но у нас его книги пока не получили широкого признания.
Э.Б.: Как вы думаете, почему?
Е.К.: По какой-то причине мы уделили меньше внимания его раскрутке. Продать можно любую небесталанную книгу: главное — заниматься продажами. Если этого нет и книга брошена на произвол судьбы, происходит то, что должно происходить: она тонет.
Ситуацию с романами Костина мы исправим: как раз на днях у нас было совещание по этому поводу. Первый его роман вышел в июле, второй — в конце ноября, но продуманную рекламную кампанию мы начнем именно в феврале. Уделим книгам должное внимание и, я уверен, успешно продадим отпечатанный тираж.
Э.Б.: Как вы раскручиваете свои проекты?
Е.К.: «Популярная литература» — это часть крупнейшего в рунете холдинга Newmediastars и, разумеется, мы используем ресурсы входящих в него СМИ. Публикуем отзывы и интервью с авторами, ставим баннеры, иногда размещаем щиты по городу.
Мы постоянно ищем что-то новое. Например, скоро у нас будет запущен проект «Маруся», и мы планируем выпустить под нее сопутствующие товары. Знаете, как у «Смешариков»? Снимается мультфильм, издается книжка, а параллельно в магазинах продаются всевозможные игрушки, блокноты, майки. У нас будет несколько другая аудитория — подростки, но принцип — тот же самый.
Э.Б.: Все это подразумевает очень серьезные финансовые вложения. В интернете ходят слухи о кремлевской поддержке...
Е.К.: Бред. Издательство — это бизнес. Мы получаем деньги с продажи предыдущих книг и вкладываем их в раскрутку новых.
Э.Б.: Вы принимаете решение о публикации. Что дальше?
Е.К.: Мы представляем свой проект «АСТ» или «Книжному клубу 36 и 6» — нашим основным партнерам по распространению. Рассказываем им, как мы собираемся строить рекламную кампанию, убеждаем. Подписываем контракт, заказываем тираж в Германии (к сожалению, в России пока нет типографий, способных выпускать книги нужного нам качества по нужной цене). Получаем предоплату от дистрибьютера. Заранее готовим материалы для СМИ — производственный цикл в глянце — два месяца. За пару недель до начала продаж вывешиваем рекламные щиты, запускаем интернет-поддержку. Потом тщательно отслеживаем результаты и, если надо, — помогаем дистрибьютерам продавать наши книги: устраиваем презентации, автограф-сессии и прочее.
Э.Б.: Как вы думаете, почему ваш опыт не перенимают другие издательства?
Е.К.: Потому что у них совершенно иная бизнес-модель. Большинство издателей работают по следующему принципу: у них есть в портфеле пять-шесть потенциальных хитов, а остальные книги выпускаются в довесок — с минимальными затратами средств и времени. А мы ждем от всех своих книжек максимальной отдачи.
Чем мне нравится «Популярная литература» — я вижу людей, которые не боятся эксперементировать и берутся за те проекты, которые другим кажутся заведомо убыточным. Надо шире смотреть на мир: если ты отличаешься от толпы — и отличаешься в лучшую сторону, — то у тебя все получится.
Э.Б.: Кризиса не боитесь?
Е.К.: А чего его бояться? Люди не перестанут читать — людям нужна отдушина.
Беседовала Эльвира Барякина
Источник:
Рекламные ссылки:
- Компания Netpeak: профессиональное поисковое продвижение и раскрутка сайтов
- Международный институт IBR: образование мба в киеве и других городах Украины
А на мой взгляд,и по оценкам специалистов,на сегодняшний день одной из самых популярных является детская литература!Красивые,интересные и развивающие книжки всегда найдут своего читателя!
Детская всегда была популярной, мы всегда будем отдавать нашим детям то, что не получили сами в детстве.
Но так построить бизнес и раскрутить современную литературу!
Ломка всех стереотипов
Отлично!
Молодцы!
Главное, с такими людьми и с такими книгами приятно работать!
Удачи!
Клара
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама