- Publishit.ru - http://publishit.ru -

Евгений Кульков: «Люди не перестанут читать — людям нужна отдушина»

Posted By admin On 05.03.2009 @ 02:52 In Прямая речь | 2 Comments

Издательство «Популярная литература» — явление особое на книжном рынке. Если в других издательствах автор в лучшем случае может рассчитывать на тираж в 3-5 тысяч экземпляров и минимальную рекламную поддержку, то у «ПопЛита» каждая книга выходит стартовым тиражом, как минимум, в 30 тысяч и сопровождается усиленной пиар-кампанией. Одним словом, это место, где из писателей делают звезд — с нуля.

Главный редактор «Популярной литературы» Евгений Кульков рассказывает, как и почему это происходит.

Эльвира Барякина: Как вы пришли в издательский бизнес?

Евгений Кульков: Я родом из Владивостока. Занимался журналистикой, потом перебрался в Москву. Три года назад пришел работать в компанию к Вадиму Дымову — PR-директором.

Э.Б.: Вадим Дымов — это владелец мясокомбинатов?

Е.К.: Не только. Он еще и владелец фабрики по производству суздальской керамики, книжной сети «Республика» и сети пивных ресторанов «Дымов № 1».

Вадим — уникальный человек. Из тех, под чьим руководством можно пойти в лес партизанить. Он окончил военное училище в Донецке и юридический факультет во Владивостоке. А потом вместе с товарищем создал самую крупную на Дальнем Востоке сеть магазинов и производственных площадок, специализирующихся на мясопродукции.

В 2000 году он намеревался поехать в Европу — поучиться ремеслу, и в Москве встретил знакомого, который рассказал ему о полуразвалившемся мясокомбинате «Крылатский». Вадим выкупил завод и потихоньку поставил его на ноги. Вот именно туда я и пришел.

Дымов давно хотел открыть сеть книжных магазинов. Собрал команду, привлек ребят из Берлина — люди долго креативили и в результате родился проект «Республика». Когда открылся первый магазин на Тверской, Вадим предложил мне присоединиться к новому проекту. Но у него так заведено: если ты с ним в одной лодке, то будешь работать над всеми его проектами — так что я приложил руку и к мясу, и к суздальской керамике, и к ресторанам.

Параллельно мы затеяли издательский проект, который получил название «Третья смена». К сожалению, книг мы выпустили немного — пару изданий по французской и испанской кухне, а также дневник Антона Борисова «Кандидат на выбраковку».

Э.Б.: А что сейчас происходит с «Третьей сменой»? Она завершилась?

Е.К.: Скорее перешла в замороженное состояние. Поддержание издательства требует денег, а для Вадима на тот момент важнее была «Республика». Мне хотелось издавать книги, поэтому я принял решение уйти в «Популярную литературу». Хотя у нас с Дымовым до сих пор сохранились очень хорошие отношения, и я, чем могу, помогаю «Республике» (например, веду блог respublican).

Э.Б.: Как зародилось издательство «Популярная литература»?

Е.К.: Это один из проектов Константина Рыкова — наряду с интернет-газетами Дни.ру, «Взгляд» и целым рядом других. В свое время именно он стал продюссером романа Сергея Минаева «Духless». Собственно, на волне его успеха Константин и создал «Популярную литературу». Впоследствии были выпущены «Гастарбайтер» Эдуарда Багирова, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и прочее.

Сейчас у нас в штате восемь человек, мы издаем одну-две книги в месяц и серьезно вкладываемся в каждую из них. Возглавляет издательство Елена Рыкова — мама Константина, замечательный человек и руководитель.

Э.Б.: Какие книги «Популярная литература» считает нужным издавать?

Е.К.: Те, что будут интересны массовому читателю: детективы, триллеры, фантастика, приключения и... «Кирза» Вадима Чекунова. Честно говоря, я затрудняюсь отнести этот роман к какому-либо жанру. Да мы и не связываем себя какими-то рамками. Я с удовольствием издам книгу, которая переворачивает привычный мир или показывает истинное лицо каких-то событий или явлений.

Э.Б.: Автора уровня Улицкой взяли бы?

Е.К.: Безусловно — даже если по жанру его произведение не соответствует остальным нашим книгам. А вот Юлию Шилову — пожалуй, нет. Не потому что мы такие снобы — честь ей и хвала за то, что она смогла влюбить в свое творчество такое количество людей... Просто нам оно неблизко.

Э.Б.: Как вы находите потенциальный бестселлер?

Е.К.: Мы постоянно мониторим рынок, смотрим, что продается на Озоне, Амазоне и Болеро. Таким образом у нас создается более-менее достоверная картина читательских предпочтений.

В день мы получаем около десяти рукописей: раньше было больше — по всей видимости, кризис сказывается не только на издателях, но и на писателях. Девяносто процентов всего, что приходит — откровенная графомань и она отметается еще на входе. Заявки у нас рассматривает очень грамотный и начитанный специалист, и мы ей полностью доверяем.

Затем мы читаем рукопись, и если вся редакция говорит «да!», рассылаем ее своей фокус-группе, куда входят люди, к мнению которых мы хотим прислушаться. Это журналисты, критики...

Э.Б.: Но при этом большинство профессиональных критиков довольно скептически относятся к изданиям «Популярной литературы»...

Е.К.: Дело в том, что мы ориентируемся на читальскую аудиторию, а не на критиков.

Есть книги, которые бесспорно являются талантливыми, но при этом они страшно далеки от того, что требуется людям здесь и сейчас. Поймите меня правильно: я не предлагаю читать трэш, я просто обращаю внимание на то, что многие западные писатели (которые теми же критиками превозносятся до небес) на самом деле являются авторами популярной литературы. Логично ожидать такого же отношения и к отечественным писателям. А у нас критики заранее воротят нос: это популярная литература — неинтересно по опеределнию.

Вечная проблема: люди, которые не являются целевой аудиторией книги, «примеряют» ее на себя, а потом возмущаются, что она им не подходит.

Э.Б.: Бывало такое, что ваши расчеты не оправдывались?

Е.К.: Разумеется. Например, мы не делали особой ставки на романы Сергея Тармашева «Древний. Корпорация» и «Древний. Катастрофа». Думали, что изначальный тираж в 30 тысяч разойдется месяца за четыре-пять. Но уже через 60 дней нам потребовалась допечатка — мы не ожидали, что эти книги станут настолько популярными.

Бывали и обратные случаи — когда тираж продавался медленнее, чем хотелось бы. Сергей Костин пишет потрясающие шпионские романы, их издают за границей; по его сценариям снимают фильмы в Европе. Но у нас его книги пока не получили широкого признания.

Э.Б.: Как вы думаете, почему?

Е.К.: По какой-то причине мы уделили меньше внимания его раскрутке. Продать можно любую небесталанную книгу: главное — заниматься продажами. Если этого нет и книга брошена на произвол судьбы, происходит то, что должно происходить: она тонет.

Ситуацию с романами Костина мы исправим: как раз на днях у нас было совещание по этому поводу. Первый его роман вышел в июле, второй — в конце ноября, но продуманную рекламную кампанию мы начнем именно в феврале. Уделим книгам должное внимание и, я уверен, успешно продадим отпечатанный тираж.

Э.Б.: Как вы раскручиваете свои проекты?

Е.К.: «Популярная литература» — это часть крупнейшего в рунете холдинга Newmediastars и, разумеется, мы используем ресурсы входящих в него СМИ. Публикуем отзывы и интервью с авторами, ставим баннеры, иногда размещаем щиты по городу.

Мы постоянно ищем что-то новое. Например, скоро у нас будет запущен проект «Маруся», и мы планируем выпустить под нее сопутствующие товары. Знаете, как у «Смешариков»? Снимается мультфильм, издается книжка, а параллельно в магазинах продаются всевозможные игрушки, блокноты, майки. У нас будет несколько другая аудитория — подростки, но принцип — тот же самый.

Э.Б.: Все это подразумевает очень серьезные финансовые вложения. В интернете ходят слухи о кремлевской поддержке...

Е.К.: Бред. Издательство — это бизнес. Мы получаем деньги с продажи предыдущих книг и вкладываем их в раскрутку новых.

Э.Б.: Вы принимаете решение о публикации. Что дальше?

Е.К.: Мы представляем свой проект «АСТ» или «Книжному клубу 36 и 6» — нашим основным партнерам по распространению. Рассказываем им, как мы собираемся строить рекламную кампанию, убеждаем. Подписываем контракт, заказываем тираж в Германии (к сожалению, в России пока нет типографий, способных выпускать книги нужного нам качества по нужной цене). Получаем предоплату от дистрибьютера. Заранее готовим материалы для СМИ — производственный цикл в глянце — два месяца. За пару недель до начала продаж вывешиваем рекламные щиты, запускаем интернет-поддержку. Потом тщательно отслеживаем результаты и, если надо, — помогаем дистрибьютерам продавать наши книги: устраиваем презентации, автограф-сессии и прочее.

Э.Б.: Как вы думаете, почему ваш опыт не перенимают другие издательства?

Е.К.: Потому что у них совершенно иная бизнес-модель. Большинство издателей работают по следующему принципу: у них есть в портфеле пять-шесть потенциальных хитов, а остальные книги выпускаются в довесок — с минимальными затратами средств и времени. А мы ждем от всех своих книжек максимальной отдачи.

Чем мне нравится «Популярная литература» — я вижу людей, которые не боятся эксперементировать и берутся за те проекты, которые другим кажутся заведомо убыточным. Надо шире смотреть на мир: если ты отличаешься от толпы — и отличаешься в лучшую сторону, — то у тебя все получится.

Э.Б.: Кризиса не боитесь?

Е.К.: А чего его бояться? Люди не перестанут читать — людям нужна отдушина.

Беседовала Эльвира Барякина
Источник: Справочник писателя

Рекламные ссылки:

Еще по теме:


Article printed from Publishit.ru: http://publishit.ru

URL to article: http://publishit.ru/?p=1157

Copyright © 2009 Pro-Books.Ru. Все права защищены.