Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Вадим Назаров: «Падение спроса на книги намечается только в двух секторах»

17 Февраль 2009 5 коммент.

Вадим Назаров, главный редактор издательства «Амфора»:

— Как Вы считаете, можно ли говорить, что книжный рынок сейчас находится в кризисе?

— Насколько я вижу эту ситуацию - нет. Мы с коллегами пытались анализировать ситуацию и пришли к выводу, что только в двух секторах намечается падение спроса: это книги по бизнесу и подарочные издания, то есть книги дороже тысячи рублей. В этих двух секторах по спросу наметились негативные тенденции. Видимо, сейчас мало кого интересует успех в бизнесе, их интересуют какие-то другие области успеха. И сейчас, похоже стало психологически трудно совершить покупку книги дороже тысячи рублей. Психологически трудно, но пока еще не материально, хотя, может быть, уже и так.

— А в остальных сферах объемы продаж не падают?

— У нашего издательства нет. Мы сотрудничаем с крупнейшим книгооператором на российском рынке - с Книжным клубом «36,6», который специализируется на продаже книг в регионы России.

— Проблемы с оплатами не участились в последние месяцы?

— Это вопрос, скорее, к коллегам Клуба 36,6. С ними у нас проблем не возникало. Мы работаем по классической западной схеме: клуб – наш оптовик, и мы передаем ему все наши книги. Так что это вопрос не ко мне.

— Как-то подстраиваться под кризис, менять проекты приходится?

— Мы это делаем раз в неделю, то есть раз в неделю у нас в плане появляются изменения. Встают допечатки, некоторые книжки по конъюнктурным соображениям не идут дальше определенной стадии подготовки. Это наша ежедневная работа. Сейчас это происходит в большей степени, поскольку мы гораздо более внимательны к выбору книг в план. Если раньше у нас были собственные торговые дома, которые продавали то, что мы выпускаем, то перед кризисом мы решили, что в этой ситуации удобнее работать через такого крупного и уважаемого оператора, как «36,6», и теперь мы прислушиваемся к голосу продавцов. Но продавцы не всегда видят тенденцию, не всегда понимают конъюнктуру завтрашнего дня. Они ориентируются на вчерашнюю конъюнктуру. Но, тем не менее, в условиях какого-то кризиса, угроз сокращения продаж мы, пожалуй, более консервативны.

— Кого-нибудь увольнять пришлось?

— Нет.

— Вы считаете, как кризис может отразиться на качестве книг?

— Тут есть две кризисные тенденции, которые мы прорабатываем, но пока непонятно, какая из них сыграет. Первая стратегия заключается в том, что в центре читательского спроса будет книга, которую можно назвать «лекарством от реальности»: фантастика, женский роман. Это развлекательная литература, которая позволит человеку забыться: придти домой, отключиться от проблем, которые мелькали на работе. Книжку открыл - и улетел куда-нибудь к эльфам. В этом случае, конечно, качество книг упадет.

С другой стороны, по опыту вчерашних дней есть ощущение, что по первому варианту вел себя читатель в кризис 90-х годов, когда еще не был развит интернет, не было альтернативных способов развлечься. Поэтому вторая стратегия состоит в том, что с книгой останется наиболее преданная ей часть аудитории, наиболее консервативная, читающая часть, то есть люди, которые не мыслят себя без книги и все равно будут читать. Это люди, которые читают как раз наш ассортимент - современную классику, хорошую западную и русскую прозу. Они, конечно, не простят никакого понижения, и планку качества в этом случае нужно держать очень высоко.

— Вы считаете, бумажная книга выдержит конкуренцию с электронной и аудиокнигой?

— Перед аудиокнигой она точно устоит, потому что аудиокнига - все-таки очень специфичная вещь. Восемь часов досуга можно иметь только в дороге. Сегодня аудиокнига – это, скорее, предмет в сумке путешественника или водителя-дальнобойщика. Трудно представить себе человека, который восемь часов кряду слушает книгу. В Советском Союзе аудиокнига существовала только в одном секторе – в виде книг для инвалидов по зрению. Когда человек весь день сидит дома, ему нужно как-то занять голову. Он не может читать, и для него была такая книга. Конечно, сейчас мы видим гораздо более широкую аудиторию для этих книг, но, тем не менее, я пока не вижу серьезной конкуренции. Хотя рынок развивается, тиражи растут. Мы тоже издаем аудиокниг. У нас есть «Амфора-медиа», которая издает больше 10 аудиокниг в месяц.

Что касается электронной книги, то это как стихия. В некоторой мере мы ощущаем себя примерно так же, как чувствовали себя продавцы виниловых пластинок в 80-ые годы. Новые технологии уже зарождались, но как они себя поведут, насколько компакт-диск заменит винил, было не понятно. Так и сейчас. Мы понимаем, что электронная книга даже в силу экологических причин, дешевизны и доступности рано или поздно победит: не нужно будет елочки пилить, а нужно будет файлы скидывать. Но нет нормального гаджета, некуда этот файл всовывать, нет электронного прибора, читать который так же легко и приятно, как шелестеть старыми, добрыми бумажными страничками. Когда такой гаджет появится, возможно, произойдет революция, возможно, не произойдет. Сейчас такой конкуренции и близко нет.

Есть, конечно, люди, которые читают с книги экрана в интернете, но это особые люди. Их все больше, но, с другой стороны, они привыкли к халяве. Тот, кто с экрана своего компьютера читал книжку, скачанную с пиратского сайта, с ошибками , никогда не будет за книгу платить. Но у нас речь идет о потребителе, а не о такой категории людей. Поэтому мы не чувствуем опасности для бумажной книги. Хотя, конечно, приходит в голову, что этот процесс необратим и нужно всерьез об этом задуматься.

Источник: Полит.Ру

Еще по теме:

Метки: , ,

5 коммент. »

  • Dmitry Lebedev пишет:

    Информация по нашему магазину не соответствует информации из интервью.

    Средняя цена проданного товара в январе-феврале стала на 10% выше, чем за осенние месяцы прошлого года.

    Дорогие и подарочные книги идут если не лучше, то точно не хуже, чем в осенью.

    Можно отметить снизившееся среднее кол-во книг в заказах, однако оно было компенсировано возросшей средней ценой товара и в итоге падения среднего чека почти нет.

    Но! Стало меньше заказов. Немного, но более значительно, чем обычные отклонения.

    А теперь от себя по теме.
    Я не верю (по крайней мере, пока нет фактов), что в кризис люди читают другую деловую литературу. Что читали они всю жизнь “Бизнес в стиле фанк” и похожее, а вдруг начали читать Джона Вон Эйкена про кризис. Люди читают то, что им предлагают маркетологи. Это маркетологи решили, что в кризис бОльшей популярностью будут пользоваться более дешевые книги. И что мы видим? Издательства начали издавать дешевые книги, снижать цены и т.п. Еще до того, как наметились какие-то изменения в спросе. Естественно, что в итоге мы видим: дешевые книги стали больше покупаться. Но это же естественно! Издательства стали больше их издавать, а магазины стали продвигать их вперед. В итоге и те и другие зарабатывают меньше! А зачем? Что за глупость? Увольнять таких маркетологов.

    Когда заканчиваются аргументы, начинаются скидки. Учитесь продавать, а не снижать цены, господа Коллеги!

    С уважением,
    Дмитрий Лебедев

  • admin (author) пишет:

    Дмитрий, что касается издательской стратегии, то, боюсь, это решили не не маркетологи (каковых в большинстве случаев просто нет, по крайней мере, тех, что принимают подобные решения), а собственники издательств. Простая логика: ниже цена - меньше нужно вкладывать денег в тираж - меньше рисков. Особенно в нынешней ситуации неплатежей, когда вложив в дорогую книгу около миллиона рублей, издатель вернет их в лучшем случае через 9-12 месяцев.
    По той же причине заморозки платежей, у многих, думаю, банально нет денег, чтобы выпускать дорогую книгу. А что-то выпускать надо, новинки нужны, поэтому и появляется “дешевка”.
    Так что, уверен, это не столько стратегия, сколько вынужденная необходимость.

  • Александр пишет:

    А о каком собственно кризисе идёт речь? О кризисе книгоиздательства или кризисе книгопродажи? Разве это совсем одно и то же?

    Книгопродавец говорит, что книг подаётся не меньше чем ранее. Издатель говорит, что падает спрос. Но насколько я понимаю, в конечном итоге книгопродавец решает, какая книга, скорее всего, будет продана, и именно книготорговцы влияют на издательскую политику, и именно книготорговцы стоят у исходного рубежа, от которого выручка начинает поступать в издательства.

    Лично я не представляю, что издательства, выпустившие из своего расчёта на успех книгу имеют основания судить более точно, чем продавец, о её успехе. Но как видно, всё наоборот – издатель предлагает, а книготорговец берёт то, что предлагается и продаёт через свою сеть.

    Очевидно же, что книготорговец может точней сказать, на какие книги падает спрос, а вот издательства о падении спроса рассуждает в стиле “нам кажется”. Зная, что издательства пристально следят за тем, что происходит в книготорговле, странно слышать различные оценки из уст тех и других. (Статья и ответ на неё выше – тому яркий пример)

    Лично я кризиса не вижу, но коли зашёл разговор, и кризис этот чудится всем, то думаю, что выход - в чётком размежевании на линии издатель-продавец. При этом должно иметь место теснейшее сотрудничество между продавцом и издателем в области не только изучения спроса но и влияния на него.

    Кроме того должно иметь место изменение способов работы с покупателями в самой книготорговле. Книжные магазины должны превратится из лавки набитой товаром, в нечто иное. Не скучающая девица за прилавком, молча принимающая оплату и подающая с полку книгу, а продавец, который разговорит читателя, полюбопытствует о том, почему он купил именно такую книгу, и что он читает, что хочет читать завтра. И всё это записывать, упорядочивать и на основе этого иметь представление, что нужно читателям данного магазина.

    Всё то давно всем известно, но я нигде не видел, чтобы с покупателем велась работа. Вернее видел, но очень давно, в совковую, кстати. старину - в центральном книжном магазине на Крещатике, когда продавцы подходили сами. Разговаривали о и том, и о сём, и о жизни даже, и очень неудобно было уходить с магазина без покупки. Сейчас – длинные стеллажи и в конце их девушка за кассовым аппаратом.
    И ещё я вижу выход в изменении подхода к рекламе. Нынче реклама строится на раскручивании какого-то определённого имени, тогда как надо раскручивать литературное направление, и не одно, а все, чтобы привлекать всех читателей: и любителей дурашкового, и любителей вдумчивого чтения; создавать способами рекламы образ престижного чтения, привязывая его к понятию престижности обладания книги - нечто вроде того как усталый человек придя домой нежно проводит рукой по золототиснённым фолиантам своей библиотеки, а уж потом берётся за чашку кофе.

  • Вячеслав Ухов пишет:

    Хотелось бы поаплодировать ребятам, все они в значительной мере правы: и Дмитрий, и Александр и зажатый тисками собственников Автор. Кажется, с этим понятно, остается лишь усомниться в истинности заключения о падении интереса к деловой книге. Есть стойкое подозрение, что снижение этого вожделенного (издателями-книготорговцами) интереса произошло лишь в классических книжных магазинах и именно их стонам вторят издатели. На самом же деле все больше такой литературы уходит через Интернет – я не имею в виду нашу национальную забаву, пиратство
    (http://www.iipa.com/special301.html). Речь идет об онлайн-продажах. Ведь целевая группа этих изданий хорошо адаптирована к «вэбу», экономически подкована и знает, что там дешевле, а это немаловажный аргумент, особенно в наше время. Я почти уверен, что это именно так. Во всяком случае, на развитых рынках тоже поначалу постонали-поплакали, а потом все-таки разобрались, что кризис, конечно, повлиял, но не на активность, а лишь на стратегию покупательского поведения, которое стало multichannel. Никому же не хочется лишний раз представать перед квелой продавщицей, которая таковая потому, что платят «ничего». А не платят, потому что экономят, готовятся к кризису. Вот и наиболее вероятный ответ: на книжном рынке он пока больше в головах…

  • Александр пишет:

    У деловой книги одна беда - быстрое устаревание. Кроме того, почитав учебник по пятому фотошопу, только идиот станет покупать книгу по фотошопу седьмому так как тот, кто умеет рисовать всё поймёт и из книги о пятом, а в новых возможностях разберётся в ходе работы и сам того не заметит, что разобрался и освоил.
    Хозяйственные книги особенно поясняющие как сделать хорошо и вместе с тем дёшево (кризис же!),думаю, будут в цене.
    Экономические книги, возможно продаваться будут плохо. Особенно книги заумных экономистов - доведших экономики стран к нынешним неприятностям. А вот на книги, краткие и без зауми, написаные внятным языком, растолковующие читателям основы хозяйственных знаний должен быть спрос

    А вот ещё, забыл насчёт “опасности” электронных книг отписать - помнится мне, что в середине позапрошлого века раздались стоны, что фотография напрочь убьет живопись. Художников с тех пор никак не поубавилось и покупателей их картин тоже.
    Знаете ли, я сам по 8-12 часов за компьютером, но в голову не придёт читать электронную книгу на серьёзе. Какое-нибудь краткое пояснилово, статью - это да. Сжатое изложение большой работы, чтобы полюбопытствовав ею, разыскать эту самую работу или книгу целиком - да, но чтобы сидеть и вникать в монитор - нет. Хотя не стану отрицать людей, которые найдут в чтении электронных книг удовольствие… Но думаю, что удовльствие то будет будет из разряда “у меня есть шикраное устройство для чтения книг, а у тебя нет”. Примерно то, что наблюдаем с сотовыми телефонами - нужна не столько связь (один же пустопорожний трёп!), а престижность модели в руках.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8