Вадим Назаров: «Падение спроса на книги намечается только в двух секторах»
Вадим Назаров, главный редактор издательства «Амфора»:
— Как Вы считаете, можно ли говорить, что книжный рынок сейчас находится в кризисе?
— Насколько я вижу эту ситуацию - нет. Мы с коллегами пытались анализировать ситуацию и пришли к выводу, что только в двух секторах намечается падение спроса: это книги по бизнесу и подарочные издания, то есть книги дороже тысячи рублей. В этих двух секторах по спросу наметились негативные тенденции. Видимо, сейчас мало кого интересует успех в бизнесе, их интересуют какие-то другие области успеха. И сейчас, похоже стало психологически трудно совершить покупку книги дороже тысячи рублей. Психологически трудно, но пока еще не материально, хотя, может быть, уже и так.
— А в остальных сферах объемы продаж не падают?
— У нашего издательства нет. Мы сотрудничаем с крупнейшим книгооператором на российском рынке - с Книжным клубом «36,6», который специализируется на продаже книг в регионы России.
— Проблемы с оплатами не участились в последние месяцы?
— Это вопрос, скорее, к коллегам Клуба 36,6. С ними у нас проблем не возникало. Мы работаем по классической западной схеме: клуб – наш оптовик, и мы передаем ему все наши книги. Так что это вопрос не ко мне.
— Как-то подстраиваться под кризис, менять проекты приходится?
— Мы это делаем раз в неделю, то есть раз в неделю у нас в плане появляются изменения. Встают допечатки, некоторые книжки по конъюнктурным соображениям не идут дальше определенной стадии подготовки. Это наша ежедневная работа. Сейчас это происходит в большей степени, поскольку мы гораздо более внимательны к выбору книг в план. Если раньше у нас были собственные торговые дома, которые продавали то, что мы выпускаем, то перед кризисом мы решили, что в этой ситуации удобнее работать через такого крупного и уважаемого оператора, как «36,6», и теперь мы прислушиваемся к голосу продавцов. Но продавцы не всегда видят тенденцию, не всегда понимают конъюнктуру завтрашнего дня. Они ориентируются на вчерашнюю конъюнктуру. Но, тем не менее, в условиях какого-то кризиса, угроз сокращения продаж мы, пожалуй, более консервативны.
— Кого-нибудь увольнять пришлось?
— Нет.
— Вы считаете, как кризис может отразиться на качестве книг?
— Тут есть две кризисные тенденции, которые мы прорабатываем, но пока непонятно, какая из них сыграет. Первая стратегия заключается в том, что в центре читательского спроса будет книга, которую можно назвать «лекарством от реальности»: фантастика, женский роман. Это развлекательная литература, которая позволит человеку забыться: придти домой, отключиться от проблем, которые мелькали на работе. Книжку открыл - и улетел куда-нибудь к эльфам. В этом случае, конечно, качество книг упадет.
С другой стороны, по опыту вчерашних дней есть ощущение, что по первому варианту вел себя читатель в кризис 90-х годов, когда еще не был развит интернет, не было альтернативных способов развлечься. Поэтому вторая стратегия состоит в том, что с книгой останется наиболее преданная ей часть аудитории, наиболее консервативная, читающая часть, то есть люди, которые не мыслят себя без книги и все равно будут читать. Это люди, которые читают как раз наш ассортимент - современную классику, хорошую западную и русскую прозу. Они, конечно, не простят никакого понижения, и планку качества в этом случае нужно держать очень высоко.
— Вы считаете, бумажная книга выдержит конкуренцию с электронной и аудиокнигой?
— Перед аудиокнигой она точно устоит, потому что аудиокнига - все-таки очень специфичная вещь. Восемь часов досуга можно иметь только в дороге. Сегодня аудиокнига – это, скорее, предмет в сумке путешественника или водителя-дальнобойщика. Трудно представить себе человека, который восемь часов кряду слушает книгу. В Советском Союзе аудиокнига существовала только в одном секторе – в виде книг для инвалидов по зрению. Когда человек весь день сидит дома, ему нужно как-то занять голову. Он не может читать, и для него была такая книга. Конечно, сейчас мы видим гораздо более широкую аудиторию для этих книг, но, тем не менее, я пока не вижу серьезной конкуренции. Хотя рынок развивается, тиражи растут. Мы тоже издаем аудиокниг. У нас есть «Амфора-медиа», которая издает больше 10 аудиокниг в месяц.
Что касается электронной книги, то это как стихия. В некоторой мере мы ощущаем себя примерно так же, как чувствовали себя продавцы виниловых пластинок в 80-ые годы. Новые технологии уже зарождались, но как они себя поведут, насколько компакт-диск заменит винил, было не понятно. Так и сейчас. Мы понимаем, что электронная книга даже в силу экологических причин, дешевизны и доступности рано или поздно победит: не нужно будет елочки пилить, а нужно будет файлы скидывать. Но нет нормального гаджета, некуда этот файл всовывать, нет электронного прибора, читать который так же легко и приятно, как шелестеть старыми, добрыми бумажными страничками. Когда такой гаджет появится, возможно, произойдет революция, возможно, не произойдет. Сейчас такой конкуренции и близко нет.
Есть, конечно, люди, которые читают с книги экрана в интернете, но это особые люди. Их все больше, но, с другой стороны, они привыкли к халяве. Тот, кто с экрана своего компьютера читал книжку, скачанную с пиратского сайта, с ошибками , никогда не будет за книгу платить. Но у нас речь идет о потребителе, а не о такой категории людей. Поэтому мы не чувствуем опасности для бумажной книги. Хотя, конечно, приходит в голову, что этот процесс необратим и нужно всерьез об этом задуматься.
Источник:
Информация по нашему магазину не соответствует информации из интервью.
Средняя цена проданного товара в январе-феврале стала на 10% выше, чем за осенние месяцы прошлого года.
Дорогие и подарочные книги идут если не лучше, то точно не хуже, чем в осенью.
Можно отметить снизившееся среднее кол-во книг в заказах, однако оно было компенсировано возросшей средней ценой товара и в итоге падения среднего чека почти нет.
Но! Стало меньше заказов. Немного, но более значительно, чем обычные отклонения.
А теперь от себя по теме.
Я не верю (по крайней мере, пока нет фактов), что в кризис люди читают другую деловую литературу. Что читали они всю жизнь “Бизнес в стиле фанк” и похожее, а вдруг начали читать Джона Вон Эйкена про кризис. Люди читают то, что им предлагают маркетологи. Это маркетологи решили, что в кризис бОльшей популярностью будут пользоваться более дешевые книги. И что мы видим? Издательства начали издавать дешевые книги, снижать цены и т.п. Еще до того, как наметились какие-то изменения в спросе. Естественно, что в итоге мы видим: дешевые книги стали больше покупаться. Но это же естественно! Издательства стали больше их издавать, а магазины стали продвигать их вперед. В итоге и те и другие зарабатывают меньше! А зачем? Что за глупость? Увольнять таких маркетологов.
Когда заканчиваются аргументы, начинаются скидки. Учитесь продавать, а не снижать цены, господа Коллеги!
С уважением,
Дмитрий Лебедев
Дмитрий, что касается издательской стратегии, то, боюсь, это решили не не маркетологи (каковых в большинстве случаев просто нет, по крайней мере, тех, что принимают подобные решения), а собственники издательств. Простая логика: ниже цена - меньше нужно вкладывать денег в тираж - меньше рисков. Особенно в нынешней ситуации неплатежей, когда вложив в дорогую книгу около миллиона рублей, издатель вернет их в лучшем случае через 9-12 месяцев.
По той же причине заморозки платежей, у многих, думаю, банально нет денег, чтобы выпускать дорогую книгу. А что-то выпускать надо, новинки нужны, поэтому и появляется “дешевка”.
Так что, уверен, это не столько стратегия, сколько вынужденная необходимость.
А о каком собственно кризисе идёт речь? О кризисе книгоиздательства или кризисе книгопродажи? Разве это совсем одно и то же?
Книгопродавец говорит, что книг подаётся не меньше чем ранее. Издатель говорит, что падает спрос. Но насколько я понимаю, в конечном итоге книгопродавец решает, какая книга, скорее всего, будет продана, и именно книготорговцы влияют на издательскую политику, и именно книготорговцы стоят у исходного рубежа, от которого выручка начинает поступать в издательства.
Лично я не представляю, что издательства, выпустившие из своего расчёта на успех книгу имеют основания судить более точно, чем продавец, о её успехе. Но как видно, всё наоборот – издатель предлагает, а книготорговец берёт то, что предлагается и продаёт через свою сеть.
Очевидно же, что книготорговец может точней сказать, на какие книги падает спрос, а вот издательства о падении спроса рассуждает в стиле “нам кажется”. Зная, что издательства пристально следят за тем, что происходит в книготорговле, странно слышать различные оценки из уст тех и других. (Статья и ответ на неё выше – тому яркий пример)
Лично я кризиса не вижу, но коли зашёл разговор, и кризис этот чудится всем, то думаю, что выход - в чётком размежевании на линии издатель-продавец. При этом должно иметь место теснейшее сотрудничество между продавцом и издателем в области не только изучения спроса но и влияния на него.
Кроме того должно иметь место изменение способов работы с покупателями в самой книготорговле. Книжные магазины должны превратится из лавки набитой товаром, в нечто иное. Не скучающая девица за прилавком, молча принимающая оплату и подающая с полку книгу, а продавец, который разговорит читателя, полюбопытствует о том, почему он купил именно такую книгу, и что он читает, что хочет читать завтра. И всё это записывать, упорядочивать и на основе этого иметь представление, что нужно читателям данного магазина.
Всё то давно всем известно, но я нигде не видел, чтобы с покупателем велась работа. Вернее видел, но очень давно, в совковую, кстати. старину - в центральном книжном магазине на Крещатике, когда продавцы подходили сами. Разговаривали о и том, и о сём, и о жизни даже, и очень неудобно было уходить с магазина без покупки. Сейчас – длинные стеллажи и в конце их девушка за кассовым аппаратом.
И ещё я вижу выход в изменении подхода к рекламе. Нынче реклама строится на раскручивании какого-то определённого имени, тогда как надо раскручивать литературное направление, и не одно, а все, чтобы привлекать всех читателей: и любителей дурашкового, и любителей вдумчивого чтения; создавать способами рекламы образ престижного чтения, привязывая его к понятию престижности обладания книги - нечто вроде того как усталый человек придя домой нежно проводит рукой по золототиснённым фолиантам своей библиотеки, а уж потом берётся за чашку кофе.
Хотелось бы поаплодировать ребятам, все они в значительной мере правы: и Дмитрий, и Александр и зажатый тисками собственников Автор. Кажется, с этим понятно, остается лишь усомниться в истинности заключения о падении интереса к деловой книге. Есть стойкое подозрение, что снижение этого вожделенного (издателями-книготорговцами) интереса произошло лишь в классических книжных магазинах и именно их стонам вторят издатели. На самом же деле все больше такой литературы уходит через Интернет – я не имею в виду нашу национальную забаву, пиратство
(http://www.iipa.com/special301.html). Речь идет об онлайн-продажах. Ведь целевая группа этих изданий хорошо адаптирована к «вэбу», экономически подкована и знает, что там дешевле, а это немаловажный аргумент, особенно в наше время. Я почти уверен, что это именно так. Во всяком случае, на развитых рынках тоже поначалу постонали-поплакали, а потом все-таки разобрались, что кризис, конечно, повлиял, но не на активность, а лишь на стратегию покупательского поведения, которое стало multichannel. Никому же не хочется лишний раз представать перед квелой продавщицей, которая таковая потому, что платят «ничего». А не платят, потому что экономят, готовятся к кризису. Вот и наиболее вероятный ответ: на книжном рынке он пока больше в головах…
У деловой книги одна беда - быстрое устаревание. Кроме того, почитав учебник по пятому фотошопу, только идиот станет покупать книгу по фотошопу седьмому так как тот, кто умеет рисовать всё поймёт и из книги о пятом, а в новых возможностях разберётся в ходе работы и сам того не заметит, что разобрался и освоил.
Хозяйственные книги особенно поясняющие как сделать хорошо и вместе с тем дёшево (кризис же!),думаю, будут в цене.
Экономические книги, возможно продаваться будут плохо. Особенно книги заумных экономистов - доведших экономики стран к нынешним неприятностям. А вот на книги, краткие и без зауми, написаные внятным языком, растолковующие читателям основы хозяйственных знаний должен быть спрос
А вот ещё, забыл насчёт “опасности” электронных книг отписать - помнится мне, что в середине позапрошлого века раздались стоны, что фотография напрочь убьет живопись. Художников с тех пор никак не поубавилось и покупателей их картин тоже.
Знаете ли, я сам по 8-12 часов за компьютером, но в голову не придёт читать электронную книгу на серьёзе. Какое-нибудь краткое пояснилово, статью - это да. Сжатое изложение большой работы, чтобы полюбопытствовав ею, разыскать эту самую работу или книгу целиком - да, но чтобы сидеть и вникать в монитор - нет. Хотя не стану отрицать людей, которые найдут в чтении электронных книг удовольствие… Но думаю, что удовльствие то будет будет из разряда “у меня есть шикраное устройство для чтения книг, а у тебя нет”. Примерно то, что наблюдаем с сотовыми телефонами - нужна не столько связь (один же пустопорожний трёп!), а престижность модели в руках.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика