- Publishit.ru - http://publishit.ru -

Вадим Назаров: «Падение спроса на книги намечается только в двух секторах»

Posted By admin On 17.02.2009 @ 14:04 In Прямая речь | 5 Comments

Вадим Назаров, главный редактор издательства «Амфора»:

— Как Вы считаете, можно ли говорить, что книжный рынок сейчас находится в кризисе?

— Насколько я вижу эту ситуацию - нет. Мы с коллегами пытались анализировать ситуацию и пришли к выводу, что только в двух секторах намечается падение спроса: это книги по бизнесу и подарочные издания, то есть книги дороже тысячи рублей. В этих двух секторах по спросу наметились негативные тенденции. Видимо, сейчас мало кого интересует успех в бизнесе, их интересуют какие-то другие области успеха. И сейчас, похоже стало психологически трудно совершить покупку книги дороже тысячи рублей. Психологически трудно, но пока еще не материально, хотя, может быть, уже и так.

— А в остальных сферах объемы продаж не падают?

— У нашего издательства нет. Мы сотрудничаем с крупнейшим книгооператором на российском рынке - с Книжным клубом «36,6», который специализируется на продаже книг в регионы России.

— Проблемы с оплатами не участились в последние месяцы?

— Это вопрос, скорее, к коллегам Клуба 36,6. С ними у нас проблем не возникало. Мы работаем по классической западной схеме: клуб – наш оптовик, и мы передаем ему все наши книги. Так что это вопрос не ко мне.

— Как-то подстраиваться под кризис, менять проекты приходится?

— Мы это делаем раз в неделю, то есть раз в неделю у нас в плане появляются изменения. Встают допечатки, некоторые книжки по конъюнктурным соображениям не идут дальше определенной стадии подготовки. Это наша ежедневная работа. Сейчас это происходит в большей степени, поскольку мы гораздо более внимательны к выбору книг в план. Если раньше у нас были собственные торговые дома, которые продавали то, что мы выпускаем, то перед кризисом мы решили, что в этой ситуации удобнее работать через такого крупного и уважаемого оператора, как «36,6», и теперь мы прислушиваемся к голосу продавцов. Но продавцы не всегда видят тенденцию, не всегда понимают конъюнктуру завтрашнего дня. Они ориентируются на вчерашнюю конъюнктуру. Но, тем не менее, в условиях какого-то кризиса, угроз сокращения продаж мы, пожалуй, более консервативны.

— Кого-нибудь увольнять пришлось?

— Нет.

— Вы считаете, как кризис может отразиться на качестве книг?

— Тут есть две кризисные тенденции, которые мы прорабатываем, но пока непонятно, какая из них сыграет. Первая стратегия заключается в том, что в центре читательского спроса будет книга, которую можно назвать «лекарством от реальности»: фантастика, женский роман. Это развлекательная литература, которая позволит человеку забыться: придти домой, отключиться от проблем, которые мелькали на работе. Книжку открыл - и улетел куда-нибудь к эльфам. В этом случае, конечно, качество книг упадет.

С другой стороны, по опыту вчерашних дней есть ощущение, что по первому варианту вел себя читатель в кризис 90-х годов, когда еще не был развит интернет, не было альтернативных способов развлечься. Поэтому вторая стратегия состоит в том, что с книгой останется наиболее преданная ей часть аудитории, наиболее консервативная, читающая часть, то есть люди, которые не мыслят себя без книги и все равно будут читать. Это люди, которые читают как раз наш ассортимент - современную классику, хорошую западную и русскую прозу. Они, конечно, не простят никакого понижения, и планку качества в этом случае нужно держать очень высоко.

— Вы считаете, бумажная книга выдержит конкуренцию с электронной и аудиокнигой?

— Перед аудиокнигой она точно устоит, потому что аудиокнига - все-таки очень специфичная вещь. Восемь часов досуга можно иметь только в дороге. Сегодня аудиокнига – это, скорее, предмет в сумке путешественника или водителя-дальнобойщика. Трудно представить себе человека, который восемь часов кряду слушает книгу. В Советском Союзе аудиокнига существовала только в одном секторе – в виде книг для инвалидов по зрению. Когда человек весь день сидит дома, ему нужно как-то занять голову. Он не может читать, и для него была такая книга. Конечно, сейчас мы видим гораздо более широкую аудиторию для этих книг, но, тем не менее, я пока не вижу серьезной конкуренции. Хотя рынок развивается, тиражи растут. Мы тоже издаем аудиокниг. У нас есть «Амфора-медиа», которая издает больше 10 аудиокниг в месяц.

Что касается электронной книги, то это как стихия. В некоторой мере мы ощущаем себя примерно так же, как чувствовали себя продавцы виниловых пластинок в 80-ые годы. Новые технологии уже зарождались, но как они себя поведут, насколько компакт-диск заменит винил, было не понятно. Так и сейчас. Мы понимаем, что электронная книга даже в силу экологических причин, дешевизны и доступности рано или поздно победит: не нужно будет елочки пилить, а нужно будет файлы скидывать. Но нет нормального гаджета, некуда этот файл всовывать, нет электронного прибора, читать который так же легко и приятно, как шелестеть старыми, добрыми бумажными страничками. Когда такой гаджет появится, возможно, произойдет революция, возможно, не произойдет. Сейчас такой конкуренции и близко нет.

Есть, конечно, люди, которые читают с книги экрана в интернете, но это особые люди. Их все больше, но, с другой стороны, они привыкли к халяве. Тот, кто с экрана своего компьютера читал книжку, скачанную с пиратского сайта, с ошибками , никогда не будет за книгу платить. Но у нас речь идет о потребителе, а не о такой категории людей. Поэтому мы не чувствуем опасности для бумажной книги. Хотя, конечно, приходит в голову, что этот процесс необратим и нужно всерьез об этом задуматься.

Источник: Полит.Ру

Еще по теме:


Article printed from Publishit.ru: http://publishit.ru

URL to article: http://publishit.ru/?p=1174

Copyright © 2009 Pro-Books.Ru. Все права защищены.