Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Марина Каменева: «Труднее всего придется региональным книжным магазинам»

17 Февраль 2009 Нет комментариев

Марина Каменева, директор книжного магазина «Москва», заслуженный работник культуры РФ, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств:

— Как, Вы считаете, правильно выстраивать свою политику на книжном рынке сейчас, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями?

— Я бы не стала разделять стратегию ведения бизнеса на докризисную и кризисную. Изменяться может тактика, стратегия же должна быть одна, а кризис может стать индикатором ее успешности или напротив – ошибочности. Для нас всегда на первом месте — лояльность наших покупателей, мы стараемся предлагать им как можно больше качественных услуг. Этот принцип руководит нами и сегодня. Например, с февраля начала работать наша дополнительная услуга — «Бюро Интернет-заказов», представляющая собой экспресс-доставку книг по Москве. Уже первые дни работы показали, что услуга оказалась востребованной.

Что касается взаимоотношений с партнерами, то в сложившейся ситуации, как никогда важно строить диалог на взаимовыгодной основе, на принципах доверия и открытости информации. В обстановке кризиса – это закон выживания и успешного взаимодействия.

Кризис — хорошее время для переосмысления, обновления, для запуска новых проектов.

— Не пришлось ли Вашей организации прибегать к сокращению штатов?

— Нет. Мы проводим внутреннюю реструктуризацию штата с учетом новых направлений работы.

— Какие проекты пришлось отложить на более поздний срок?

— О том, чтобы откладывать проекты на «потом», и речи быть не может. Напротив, кризис заставляет нас работать более активно. Мы задали высокую планку реализации проектов в юбилейном для нас 2008 году. Большинство из этих проектов мы продолжили и в 2009. Например, на выставке в Третьяковской галерее «Homo legens: Человек Читающий» мы представили экспозицию «Моя любимая книга». Интерес к книгам с автографами-эссе известных людей России оказался огромным, поэтому мы будем продолжать этот проект. Важнейшим направлением работы для нас по-прежнему остается поддержка и промотирование детского чтения. Совсем недавно, в декабре 2008 года, поступила в продажу по всей стране первая в России компьютерная игра, развивающая интерес к чтению «Привидения из Букленда. Книжное приключение», которую мы придумали и разработали вместе с компанией 1С и будем активно рекомендовать родителям и в 2009 году. С 26 февраля начинается новый цикл наших вечеров, посвященных разным странам — «Москва» - книжная столица мира».

Более того, мы оперативно запускаем те проекты, которые как раз откладывались, до которых прежде просто не доходили руки.

— Как изменился подход к презентациям книг, выросла ли роль презентаций, возможно, их стало больше? Как изменился подход к авторам?

— Здесь тоже не пришлось ничего менять, подход к презентациям и их проведению остался прежним. Мы с уважением относимся ко всем писателям. Но, преференции имеют авторы, наиболее востребованные и любимые нашими покупателями.

— Когда, по Вашим оценкам, закончится или пойдет на спад кризис на книжном рынке?

— На книжном рынке, говоря откровенно, кризис еще не вступил в активную фазу, мы почувствуем его чуть позже – начиная с весны. И хотя кризис отрасли неразрывно связан с общеэкономическим кризисом в стране и мире, у нас есть небольшой «запас прочности» - напечатанные тиражи, продажи которых и нужно сейчас активизировать. В сложившейся ситуации я бы не стала поднимать на них цены. А вот уже новые издания будут, без сомнения, дороже, поскольку увеличивается стоимость производства книги.

Любые прогнозы – дело неблагодарное, а об окончании кризиса – тем более. Повторюсь, все только начинается.

— Каковы текущие тенденции книжного рынка, которые кажутся Вам знаковыми, важными?

— Нам всем предстоит пройти тест на правильное ведение бизнеса. В кризисный 1998 год книжные магазины и издательства договорились о совместном плане противостояния дефолту: было принято решение не поднимать резко цены, не шокировать покупателя, а делать это постепенно и продуманно. И уже через два года мы вышли на прежний уровень продаж.

СМИ активно обращают внимание на закрывающиеся книжные магазины и в Москве, и в Питере, на ситуацию с «Топ-книгой». Сложности появились у этих компаний, на мой взгляд, задолго до начала кризиса. Он только обострил проблемы, вскрыл «нарыв».

Как всегда труднее всего придется региональным книжным магазинам, особенно там, где одно-два градообразующих предприятия уже сейчас находятся в бедственном положении или закрываются. Столичным магазинам в этом отношении, конечно, будет легче справляться с трудностями. Правда, статистика по регионам на конец 2008 года была еще положительной. Так что паники нет, но необходимо думать о будущем.

Если говорить об издательствах, то, скорее всего, изменится структура издательского рынка. Думаю, что тиражи будут снижаться, издательский портфель станет более выверенным, взвешенным. В сложной ситуации окажутся маленькие издательства. Со своей стороны и покупатели книг, мне кажется, откажутся от спонтанных, необдуманных, так называемых «случайных», покупок, подойдут к выбору книг более ответственно.

В этой связи повышенным интересом будут пользоваться такие программы, как, например, «Вторая жизнь книги» книжного магазина «Медведково». Она популярна, думаю, интерес к ней еще вырастет в ближайшее время. Данная модель будет актуальна и для регионов.

Возможно, возрастет роль букинистической литературы.

Сокращение наименований и тиражей книг потребители в Москве и Питере, скорее всего, вообще не заметят. Говорить о каком-то «книжном голоде» в той или иной жанровой «нише» не приходится. Напротив, в прежние годы был избыток выбора, если хотите, перепроизводство книг. Это не шло на пользу ни покупателям, ни издателям, ни книжным магазинам. Возможно, в этом году и издатели, и читатели станут возвращаться к проверенным, «классическим» авторам (и в том числе тем, кто стал таковым уже относительно недавно, в 20 веке), несправедливо заброшенным в погоне за экспериментом, чем-то новеньким, «модным», но не всегда являющимся по содержанию настоящей литературой.

Наверное, будут меняться и читательские предпочтения. Уже сейчас можно говорить о некоторых изменениях, в частности, об увеличении покупок в разделах философии, истории, юмора, путешествий и фантастики. Похоже, книги этих направлений помогают людям справиться со стрессом, неопределенностью. Книга - замечательное средство для повышения стрессоустойчивости, нужно только донести эту мысль до людей.

Источник: Полит.Ру

Интересные ссылки:

Еще по теме:

Метки: , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8