Тим О’Рейли: «Платформу Amazon Kindle сметет волна бесплатных электронных книг»
Основатель крупного книжного издательства O’Reilly Media Тим О’Рейли предупреждает: корпорация Amazon должна предлагать свои электронные книги в общедоступном формате (к примеру, *.epub), иначе ридер Kindle уйдет с рынка в течение ближайших трех лет.
С одной стороны, устройство для чтения электронных книг Kindle очень популярно и фактически создало рынок благодаря сотням тысяч электронных книг, находящихся на расстоянии одного нажатия кнопки. В то же время, однако, издателям невыгодно связывать себя только с одним ридером.
Тим О’Рейли напоминает, что в 1994 году была предложена всемирная сеть Microsoft Network (ныне MSN) для глобального обмена информацией. Издатель должен был заплатить 50 тысяч долларов и затем выплачивать определенный процент с последующих доходов. Взамен он получал электронную платформу для размещения своей продукции, которая была бы доступной всем пользователям операционной системы Windows. И недоступна всем остальным. В итоге роль Microsoft Network взял на себя Интернет — бесплатный и общедоступный, несмотря на то что в то время MSN предлагала более совершенные инструменты и интерфейс, чем примитивная сеть World Wide Web.
В 2007 году корпорация Amazon предложила новую платформу для электронных книг. Хотя от издателей уже не требовали входной платы, ограничения все равно были: электронные книги поставляются в эксклюзивном формате, недоступном другим ридерам, и продаются исключительно в интернет-магазине Amazon.com. Тим О’Рейли отмечает, что предложенный формат файлов не поддерживал таблицы и так называемые моноширинные шрифты, которые активно используются в технической литературе. В то же время организация International Digital Publishing Forum предложила общедоступный формат *.epub, базирующийся на языке HTML.
Несмотря на то что сейчас Amazon Kindle и Sony Reader доминируют на рынке устройств для чтения электронных книг, начинают поднимать голову независимые платформы. Так, для iPhone и прочих мобильных телефонов с выходом в Интернет представлено приложение Stanza. По словам разработчиков, программу скачали 1,3 млн раз, загружено свыше пяти миллионов книг. Большинство этих изданий — бесплатные, ставшие общественным достоянием. Тем не менее издательство O’Reilly Media выпустило на этой платформе один из мануалов к iPhone. В течение шести недель выручка от продаж электронной версии, которая стоит на 20% дешевле печатного издания, превзошла доход от сбыта последнего. И это притом, что бумажная версия стала бестселлером, превзойдя тираж ближайшего конкурента в три раза.
Примерно то же самое происходило и с Интернетом, отмечает Тим О’Рейли. Сначала он был бесплатным. Но затем стал приносить фантастический доход.
Бизнес-план, разработанный для устройств Kindle, сильно напоминает пример корпорации Apple с ее магазином iTunes: весь контент, купленный в этом интернет-магазине, доступен только пользователям коммуникатора iPhone и плеера iPod touch. Однако, подчеркивает Тим О’Рейли, в «Амазоне» явно забыли, с чего началась популярность музыкальных устройств Apple: в iPod можно было перекачивать содержимое компакт-дисков, превращать в MP3-файлы и слушать, слушать, слушать...
Пользователи Kindle могут загружать в устройство электронные документы, но не книги. В то же время на платформе *.epub доступны миллионы бесплатных книг. Кроме того, издатели еще имеют время для того, чтобы поэкспериментировать с бизнес-моделью: купи книгу — получи электронную копию бесплатно; купи книгу и электронную копию одновременно по льготной цене; купи все равно что — второй экземпляр получишь бесплатно; купи несколько форматов сразу...
Эта волна, по мнению известного издателя, должна смести платную платформу Amazon Kindle.
Дмитрий Целиков
Источники:
В России это уже реальность :) Есть формат fb2,на очереди fb3… Свободные и открытые для всех. И что мы видим? Компания ЛитРес вполне успешно работает со всем этим добром даже в кризис, продавая книги ТЫСЯЧАМИ копий - при том, что большую часть легко можно найти на бесплатных библиотеках. Пожалуйста - вот вам открытые форматы. И вот вам успешный бизнес на недорогом контенте. Китайский принцип - дешево, но оптом. Американцы. как и наши издатели, предпочитают задирать цены в ущерб количеству продаж. А этот принцип на медиарынке уже не работает. Провал последних инициатив Sony, включая Blu-Ray и Playstation 3 - яркое тому подтверждение.
Бэзос явно надеялся повторить успех ITunes, но прогадал: даже у не менее склонной к монополизации рынка Sony хватило ума сделать свою “читалку” более терпимой к “левому” контенту. После выхода Sony Reader у Kindle практически не осталось шансов…
Оставить комментарий