Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Георгий Лямин: «Кризис: “оранжевая” угроза»

27 Февраль 2009 4 коммент.

Георгий Лямин, генеральный директор книготорговой компании ООО «ТОП-КНИГА»:

В чем сущность кризиса? Как пережить его? Эти вопросы сейчас задает каждый... В США существует пятибалльная цветовая шкала измерения террористической опасности, где реальной угрозе соответствует оранжевый цвет. Выше стоит только красный, обозначающий уже свершившееся террористическое нападение.

Так вот, если проводить аналогии, то нынешнюю глубину кризиса я оцениваю как «оранжевую» стадию. Летом рынок находился еще на «синей» стадии (какой кризис? при чем тут ипотека?), сентябрь-октябрь были окрашены уже в достаточно тревожный зеленый цвет (кризис начинается, как он скажется?), ноябрь был «желтым», а в декабре-январе большинство игроков рынка уже увидели падение продаж по отношению к аналогичному периоду предыдущего года – и поняли, что вот она, «оранжевая» угроза.

Кстати, тот же медиарынок, зафиксировавший падение в 25–35%, переживает сейчас уже «красную» стадию. И главным вопросом для игроков книжного рынка остается: сменится ли оранжевая угроза красной или нет? Как мы все надеемся, и я неоднократно высказывал эту точку зрения, продажи книг упадут в меньшей степени, чем продажи медиапродукции, упавшие практически до критического уровня. При падении потребления любого продукта в два раза выживаемость рынка и большинства его субъектов – под большим вопросом. Иначе говоря, при 50%-ной глубине падения «красная» угроза может превратиться в черную метку. На этом этапе уже не будет места для дискуссий о кризисе, можно будет только констатировать: рынок схлопнулся, стал практически неуправляемым, производитель не в состоянии производить, а торговец не в состоянии продавать. И хотя сейчас для книжного рынка зажегся пока только оранжевый свет (падение на уровне 10%), наблюдая ситуацию на смежном медиарынке, мы не можем исключить возможности «красной» угрозы.

Хотим мы или не хотим, но основными параметрами выживания будут два фактора.

Первый фактор – это уверенность в долгосрочных намерениях и действиях своих партнеров. Тут я не буду говорить о выполнении договоренностей, так как в условиях кризиса часть договоренностей становится неисполнимой в заданные сроки. Можно продолжить ту же мысль «от обратного»: если на рынке не будет уверенности в долговременных намерениях партнеров занимать те или иные функциональные ниши, то вся цепочка либо порвется, либо станет менее эффективной.

Что значит «занимать свои функциональные ниши», как этот процесс корректируется в кризис? Допустим, я издатель. И я концентрируюсь на издании тех книг, которые будут востребованы в кризис. Или: я оптовик и концентрируюсь на распространении тех книг, которые интересны и приносят прибыль. И, наконец, я розничный продавец, и моя задача – сконцентрироваться на тех покупателях, которые останутся моими и в кризис, и собрать для них тот ассортимент, который им будет необходим. Нужно видеть всю цепочку, видеть интересы партнеров – и это, безусловно, поможет выжить.

Второй фактор выживания – это умение корректировать свое рыночное поведение и готовность идти на компромисс. Сейчас очень многие игроки рынка говорят о том, что время требует изменений: изменения стратегий, уже сложившихся отношений, тех или иных установок и т. п.

Не секрет, что наибольшей выживаемостью в кризисные времена обладают вертикально-интегрированные холдинги, потому как они в меньшей степени зависят от рисков своих контрагентов, более того – могут от них изолироваться в том или ином варианте. И подобные холдинги на самом деле рассматривают сейчас варианты такой изоляции (а это, своего рода, гидроизоляция). Но давайте попробуем спроецировать на наш рынок ситуацию, которую мы сейчас наблюдаем на мировом рынке.

Вспомним времена Великой депрессии 30-х годов. Между тем тогда экономика еще не была столь интегрированной. Вторая мировая война очень сильно изменила экономику. И все же, по многим данным, окончательно вырваться из лап Великой депрессии США удалось только во второй половине 50-х годов. Сейчас, при нынешней интегрированности экономики, большинство экономистов понимают, что если крупные страны, прежде всего США, будут проводить в жизнь изоляционистскую политику, то кризис негативно отразится на мире в целом. Иначе: изоляция США, их ориентация на внутренний рынок может погрузить весь остальной мир в пучину еще большего кризиса.

Для большинства игроков кризис не может пройти незаметно. Часть из них хотели бы воспользоваться кризисом для увеличения своей рыночной доли. Небезызвестная фраза о том, что кризис – это не только угроза, но и возможности (вспомним китайский иероглиф, обозначающий кризис, угрозу и возможности), заставляет многих из нас думать в таком направлении. Но тут надо понимать, что такие действия на нашем рынке, который и до кризиса был не очень устойчивым (размер его был столь невелик, что не существует приличных исследований этого рынка, а те исследования, которые мы покупаем, не соответствуют заплаченным за них деньгам), должны учитывать интересы всех партнеров, всей цепочки. Сознательное нарушение долгосрочных стратегий с целью увеличения своей рыночной доли ухудшит ситуацию на рынке в целом.

Точно так же, действуя в соответствии со вторым фактором выживания, корректируя свои действия, свою стратегию, осваивая искусство договариваться по-новому, двигаясь к более устойчивому состоянию, которое наступит, как мы все понимаем, не раньше 2010 года (и это будет еще хороший результат), мы должны делать это в интересах рынка.

Кризис не в том, что погибнет 10, 20 или 50% компаний. Кризис – это обновленное, улучшившееся состояние рынка и прежде всего новое качество отношений с покупателями. И мы должны прийти к этому новому качеству, не потеряв того веса, который и так снижался в последние годы (вспомним данные Левада-центра и других опросов о падении интереса к книге, падении интереса к чтению). Сейчас борьба на рынке, сознательное игнорирование интересов партнеров может привести к тому, что упадет не только потребление, но и производство книг, и объемы их дистрибуции. А при такой ситуации не исключено и попадание в зону черной метки, что приведет к обрушению рынка.

Я специально не упоминал цифры. Дело в том, что любая цифра сейчас воспринимается не рационально, а эмоционально. Допустим, цифра со знаком «+» вызывает не только радость, но и подозрение. Такое эмоциональное восприятие активно меняющегося сейчас книжного рынка – и есть основная опасность. Эмоции очень мешают и вере в долгосрочные намерения партнеров, и искусству достижения компромиссов. Поэтому профессионалам книжного рынка сейчас надо стараться уходить от эмоций при его оценке. Ясно одно: то, каким книжный рынок выйдет из кризиса в 2010–2012 годах, какими будут наши новые взаимоотношения с покупателем, очень сильно зависит от наших действий в ближайшие 3–5 месяцев, в которых мы должны руководствоваться интересами рынка в целом.

Георгий Лямин, генеральный директор книготорговой компании ООО «ТОП-КНИГА».

Еще по теме:

Метки: , , ,

4 коммент. »

  • Владимир Богат пишет:

    Вы знаете,а кризис,как это ни прискорбно звучит,действительно необходим!Ведь это качественное обновление!Во многих странах несмотря на кризис или отсутствие каких-то возможностей,всё больше людей считаю правильным покупать книги…причём те книги,которые,действительно нужны!А не маккулатуру.Именно этим и объясняется подъём интереса к детской литературе…Обучающий диск родители,может быть,не в состоянии купить,а развивающую книгу всегда!Да и издательства-однодневки исчезнут!Которые выпускают литературу лишь бы выпускать: на некачественной бумаге,экономя на художниках и авторах!

  • Дмитрий пишет:

    Да, а еще кризис выметет с рынка неэффективные компании, к числу которых, смею надеятся Топ-книга не относится.

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Проблема не в компаниях - как раз среди издателей на ладан дышат ОЧЕНЬ приличные фирмы, которые и сохранить не грех. Дело в другом: должна пройти мощная очистка в НИШАХ. Когда та же Топ-Книга отбирает в каждой нише самые интересные продукты, а издатели, соответственно, готовятся к тому, что если на лошадку сел кто-то один, другой сзади пристраиваться не должен. Или должен сделать лучше.
    С другой стороны, не дай нам Бог окончательного диктата реализаторских структур, они и без того издателями практически не контролируются. Лямин говорит умные вещи, и я всегда знал, что он отличный профессионал. Но мне лично было бы интересно услышать не общие слова, а конкретные оценки того, что в реализаторской системе плохо. В чем прокололась та же Топ-Книга. Сваливать все на издателей не получается - в кризисе равно виновны все. И тот же Лямин не смог выстроить тут систему, которая была бы стабильной и гибкой. Реализаторы не привыкли сами заниматься продвижением, грамотно работать с ассортиментом - а зачем, и так купят? А теперь мы приходим к тому, что им самим надо будет не просто участвовать в раскрутке книги наравне с издателями, но и во многом быть ее родителями. Реализаторы обязательно должны ходить в экспертный совет при издательствах, и это должно стать обязательной практикой! Не должно быть такого подхода - что за фигню вы нам предлагаете, она не продается! А-НА-ЛИ-ТИ-КА, вот что нужно. И не на уровне Лямина, который, прекрасно все знает и понимает, а на уровне среднего звена. Чтобы каждый менеджер хоть ночью мог перечислить не только свой “Топ”, но и рейтинги конкурентов. Есть это? Много ли таких людей? А их готовить надо, и заниматься этим совместно, на уровне АСКР. Участвовать в переработке вузовских программ… Словом, понимать надо, что время простой спекуляции прошло…

  • Книги пишет:

    Хорошо, что заговорили об общей картине рынка. Радует.
    Изменение мышления это уже прогресс.
    Спасибо.
    Года 4 назад об этом не было даже и речи.
    Отлично!

    Далее об аналитике: а кто мешает снимать еженедельную аналитику продаж?
    Лично я готова это делать и в реальном режиме.
    На сегодня речь идет об отсутствии единого информационного поля.
    Необходимость его была понятна еще в 2000 году, но за 8 лет не приблизились к нему ни на шаг.
    Решение этого вопроса решит многие вопросы с аналитикой.
    Только мы не привыкли думать в глобальном масштабе.

    Старое мышление …
    Мы так много сил тратим на борьбу м/у издательствами, книжными магазинами, а надо тратить силы за покупателей.

    Мне нравится одно выражение : “Когда я открывал фирму, я не знал английского и я не знал, что у вас здесь великая депрессия.”

    Чем сейчас ситуация отличается?

    У нас есть покупатели, у нас есть издатели, магазины, оптовое звено.
    У нас есть все!
    Только нет согласованности в работе.
    Порою нас не интересует как наше действие отразится в целом на показателях рынка, мы не слышим друг друга.

    Мы вводим покупателей в заблуждение, давая скидки, издавая книги с раздутым форматом, с другим наименованием,на плохой бумаге, с ужасным текстом.

    Рынок дикарей, но уже с задатками цивилизации…

    Кто виноват?
    Мы сами!

    Есть выход?
    Есть!

    В чем?
    В понимании общей картинки этого рынка, в знании всех нюансов всех участников рынка.
    Необходимо понимание общего бизнес-процесса книжного рынка.

    Сеть книжных магазинов Хасанова Клара г. Барнаул

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8