Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

К весне классика накроет всю Россию

2 Март 2009 Один комментарий

Эксперты Института глобализации и социальных движений предположили, что кризис заставит россиян отказаться от развлекательных книг в пользу философских и социальных трудов. DAILYONLINE проверил точность прогноза в разговоре с ведущими издателями и книготорговцами. Выяснилось: потребности у россиян теперь действительно иные, пока это почувствовали только в столице. К весне тренд накроет всю страну.

Литература легкая и по карману

По мнению издателей, то, от чего открещиваются как от «легкого чтива», всегда служило отдушиной массовому читателю, личным пространством, в которое он прятался от расстраивавшей его действительности, способом расслабиться и сбросить усталость.

«Вот и судите сами, каковы перспективы этого вида литературы во время кризиса, когда со всех каналов и всех СМИ льются удручающие сводки, лишь нагнетающие ситуацию», - поделилась своими соображениями с DAILYONLINE Мария Ишкова, директор по общественным и корпоративным отношениям издательства «Эксмо».

В то же время Мария Ишкова полагает, что о полном отказе российских читателей от серьезной литературы говорить по меньшей мере преждевременно. «Действительно, часть людей кинется в массовую литературу, но кто-то будет использовать нечаянно образовавшееся свободное время для того, чтобы обогатить свой интеллектуальный уровень, нарастить профессиональный потенциал. То есть востребована ими будет литература классическая и профессиональная. Так что на итоговый баланс, скорее всего, кризис яркого влияния не окажет: в данном случае статистика представит «среднюю температуру по больнице», - считает Мария Ишкова.

Что же, по мнению Ишковой, произойдет совершенно точно, так это перемещение спроса с дорого выполненных книг на более дешевые по исполнению издания «карманного» формата. Причем в ближайшие полгода.

В то же время Алексей Кузменко, руководитель направления по продаже книжной продукции интернет-магазина OZON.ru, надеется, что эксклюзивные и дорогие издания не пропадут из активной продажи, учитывая, что 2008 год, по его оценкам, был в этом сегменте довольно успешным.

В отношении массового читателя Алексей Кузменко не видит серьезной тенденции отказа от развлекательной литературы в пользу серьезной. Эта тенденция не вполне корректно описывает рынок, считает эксперт. «Конечно, кто-то и откажется от развлекательных книг, но не стоит забывать: они помогают скрасить серые будни кризиса. В то же время у наших клиентов, активных пользователей Интернета, имеющих высокий образовательный уровень, мы действительно наблюдаем рост интереса к познавательно-обучающей, прикладной и бизнес-литературе», - рассказал DAILYONLINE Алексей Кузменко.

Тем не менее, по мнению представителя Торгового дома книги «Москва» Марии Непаховой, в последнее время спрос сместился от чистой беллетристики в сторону исторической литературы, мемуаров, книг о путешествиях, юмористических изданий, классики. «Сходит на нет «случайная покупка»: люди перестали покупать что-то новое, неизвестное. Покупают то, что хорошо знают, классику. К примеру, наблюдаем рост спроса на рассказы О. Генри», - прокомментировала ситуацию Мария Непахова.

Кризис добрался до Казахстана и Украины

Кризис на книжном рынке, по общему мнению издателей и книготорговцев, еще не наступил. Но он не за горами. Как рассказал DAILYONLIINE Анатолий Горбунов, исполнительный директор Ассоциации книгораспространителей независимых государств, кризис сегодня ощущается лишь в некоторых магазинах - из-за сокращения экземплярных продаж. Но на товарообороте это не сказалось в сколько-нибудь значительной степени.

«Мы провели интервью отдельных руководителей книготорговых организаций в разных концах России - от Владивостока до Архангельска. В ноябре-декабре влияние кризиса они не почувствовали. Почему товарооборот растет, а количество книг сокращается? Очень просто: издатели увеличивают отпускную цену. Как мне рассказал директор книжного магазина «Молодая Гвардия», практически все книги, которые они получили от издателей, стали в среднем на 50 рублей дороже», - рассказал DAILYONLINE Анатолий Горбунов.

В целом, как считает Мария Непахова, в российских регионах кризис книжного рынка пока не проявляется никак. Заметны кризисные тенденции лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Солидарен с ней и Анатолий Горбунов. «В России - в Брянске, в Ярославле - кризиса не почувствовали. Почувствовали пока только издатели - банки увеличили кредитные ставки. А вот судя по информации от книготорговцев Украины и Казахстана, в этих странах кризис по книжному бизнесу ударил сильно: в январе падение продаж было на уровне 20%», - поделился наблюдениями Анатолий Горбунов.

По наблюдениям Алексея Кузменко из OZON.ru, предновогодние продажи в России в этом году хоть и были ниже ожиданий, но в целом, тем не менее, рост по отношению к декабрю 2007 года составил около 50%.

«По продажам январь был выше наших прогнозов. При этом с начала года наблюдаем постепенное изменение структуры спроса: очевидна тенденция к снижению средней стоимости чека и увеличению покупательского интереса к книгам не дороже 300 рублей», - рассказал Алексей Кузменко.

Кроме того, как отметили на OZON.ru, с января цена на книгу в среднем повысилась на 10%.

Весной все книги раскупят

Впрочем, несмотря на довольно неплохие результаты декабря и января, кризис, по мнению ряда отраслевых экспертов, ждать себя долго не заставит. «Весь книжный рынок страны сейчас работает на старых тиражах, напечатанных еще до кризиса. Но к марту они закончатся, и тогда - начнется кризис», - делится прогнозами Мария Непахова.

В целом с такой постановкой вопроса согласен Алексей Кузменко, тем не менее считающий, что онлайн-продажи кризис затронет в меньшей степени в силу большего ассортимента и общего роста активности интернет-покупателей.

«Скорее, в этом году мы увидим не массовое закрытие компаний, а перераспределение сил на рынке: на место разорившихся игроков встанут новые из «старых», но более крепких в финансовом плане. Очевидно, что кризис - это проверка на бизнес-модели и стратегии управления», - полагает Алексей Кузменко.

Ася Мелкумова
Источник: DAILYONLINE

Еще по теме:

Метки: , , , ,

Один комментарий »

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Легкое чтиво, как и комедии, и музыка “лаунж” - это то, на что во время всех кризисов спрос РАСТЕТ! Посмотрите на Голливуд начала 30-х. Просто легкое чтиво в нынешних условиях должно быть иным. Пример? “Дневники Адриана Моула”, та же Бриджит Джонс… Милый английский юмор о людях с небольшим достатком. Это будет востребовано. У нас этот сегмент почти пуст: есть Робски с Минаевым, есть Вильмонт… Но это все не то, не о 90% населения. Такую литературу надо СОЗДАВАТЬ. С нуля. Поскольку человек со средним и маленьким достатком Робски читать не будет. Будет - Донцову, но в ней позитива маловато.
    А читать классику… Что именно? Классика-то разная. Я уже писал, что сейчас самое время выпускать Стейнбека в модной обложке: пройдет. И делать массовые издания качественного “лаунжа”. Вот “Иностранка” издала нового Льосу - отличное же массовое чтиво! Но - дорого… Вот на такие книги и можно делать упор.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8