Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

«Учебные» учебники

11 Март 2009 Нет комментариев

По каким учебникам надо учить детей? Вот уже несколько лет на этот вопрос пытаются ответить академики, профессора и чиновники Министерства образования. Обсуждается он и в Совете Федерации, и в Государственной Думе. Тем не менее, проблема низкого качества школьных учебников до сих пор в разряде актуальных. Наконец-то решили поинтересоваться мнением тех, кто учит и учится по этим учебникам, а также тех, кто за них платит: педагогов, школьников и их родителей. Пока в этом проекте участвуют только пять российских регионов. В их числе и Псковская область.

Подклеенная обложка, потрепанные страницы и чужие карандашные пометки на полях. Приблизительно так мог выглядеть учебник, который «классная» раздавала своим ученикам первого сентября. В советские времена по одной книге занимались несколько поколений школьников. Родители решали со своими детьми те же домашние задания, что и сами, когда сидели за школьными партами. Физику учили по учебнику Пёрышкина, литературу по Кудрявцеву, учебник английского языка был под редакцией Шеповаленко. Сейчас не то, что родители, даже учителя не в состоянии уследить за «новинками» книжного рынка.

По словам ректора псковского областного института повышения профессиональной квалификации работников образования Людмилы Фомичевой, за последние 20 лет появилось огромное количество учебников.

«Каждый автор предлагает свой учебник и, естественно, считает его лучшим. Но ведь хорошо известно, что написать учебник, гораздо сложнее, чем просто теоретическую книгу. Нужно быть и психологом, и физиологом, и методистом, и ученым, чтобы переложить науку на доступный и понятный школьнику язык. Хороший учебник пишется всю жизнь, а сейчас на книжный рынок вышли совершенно торопливые издания, которые изобилуют и фактическими ошибками, и ошибками содержательными и массой других ошибок», - отметила она.

Например, в учебнике по русскому языку, по которому сейчас занимаются в одной из псковских школ, название озера написано с маленькой буквы. Эту ошибку заметила начальник управления образования Пскова Надежда Михненка. Но она уверена, что автор учебника тут не причем, это банальная опечатка. Но если орфографические ошибки можно списать на недобросовестную работу корректоров издательств, то с ошибками в изложении теоретического материала куда сложнее. Как признаются, педагоги такие тоже не редкость. Встречаются ошибки, которые можно смело отнести к разряду курьезных. В учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5-й класс приводится в пример сказка про волка и семерых козлят. Детей спрашивают: почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Детям надо выбрать верный вариант ответа. Среди них такой: «Дверь была недостаточно железной».

Чтобы справиться с лавиной учебных материалов, которая обрушилась на школы, экспертизу и анализ учебников доверили академии образования и большой академии наук. Было решено, что только по рекомендации этих двух уважаемых учреждений учебники могут получить пропуск в школы. Академики оценивают, соответствуют ли школьные учебники уровню современных научных знаний. Часть книг ученые мужи забраковывают, но так или иначе, подавляющее большинство учебников признается целесообразными для использования в школе. На сегодняшний день с разрешения академиков обучать школьников можно по восьмистам учебникам.

«Существует так называемый федеральный список учебников, - рассказывает Людмила Фомичева. - Мы не имеем права от него отходить. Но в федеральном списке огромный перечень по одному предмету. Например, по истории издано 73 учебно-методических комплекта, и все они рекомендованы к использованию».

Именно учебники по истории вызывают наиболее жаркие споры. Причем не только среди педагогов, но и среди политиков. Этой теме было посвящено заседание государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия». Здесь считают, что проблема качества учебников возникла из-за того, что на протяжении довольно длительного времени издание учебной литературы было пущено на самотек. Вернуться к тотальному контролю над содержанием учебников, существовавшим в советские времена, единоросы не призывают. Тем не менее, заявляют о необходимости более строгой государственной экспертизы. К примеру, учебников по истории может быть много, но разных точек зрения на ключевые моменты истории в них быть не должно. Конечно, политики не рассматривают школьный учебник, как агитационную литературу, но считают, что он должен воспитывать в детях патриотизм и любовь к Родине. Но и у этого мнения есть свои оппоненты. Некоторые историки опасаются, что отредактированные государством учебники, станут средством насаждения через школу одной единственной идеологии и одного взгляда на историю.

Но в проблеме альтернативности учебников есть, и другая, весьма далекая от идеологии, сторона. Изобилие учебников объясняется, скорее, коммерческим подходом к этой работе, чем желанием расширить возможности школьного учителя или представить ученикам многогранность истории. Ведь учебник – это не только «кладовая знаний», но и ходовой товар. Его стоимость колеблется от 80 до 350 рублей. Учебники для начальной школы, как правило, более дорогие. К ним прилагаются дополнительные пособия и рабочие тетради. К примеру, полный набор учебников для первоклассника, в среднем, стоит полторы тысячи рублей, которые родителям приходится оплачивать из своего кармана. В большинстве школ учебники приобретаются именно за их счет. Причем, в федеральном перечне утверждается не только автор учебника, но и год его издания. Это еще одна проблема для родителей. Как рассказала мама двоих школьников Ирина, по этой причине учебники купленные для старшего ребенка, младшему сыну уже не подходят. Содержание книг одинаковое, буква в букву, но год издания не соответствует утвержденному в федеральном перечне. В итоге родители вынуждены покупать новый комплект книг. Для родителей лишние траты, для издательства прибыль.

Кстати, цена учебника во многом зависит от того, какое издательство его предлагает. На сегодняшний день порядка тридцати издательств занимаются учебно-методической литературой. И каждый издатель мечтает получить заказ на учебник с массовым тиражом, потому что учебники – это огромный и весьма прибыльный рынок.

Тем не менее, сейчас в этом секторе книжного рынка государственное издательство только одно - «Просвещение», остальные коммерческие. Самые крупные «Дрофа» и «Вентана-Граф». Качество печати также, во многом, зависит от издательства. Как говорят продавцы книжного магазина, опечаток в учебной литературе очень много.

В отличие от обычных книг учебники должны издаваться с соблюдением особых санитарных норм, которые в последнее время ужесточились. Специальная типографская краска, бумага, формат. Сейчас издательства вынуждены печатать облегченные книги в гибких обложках. Хотя еще совсем недавно предлагали, как правило, учебники большого формата и в твердом переплете. Вес портфеля первоклассника доходил до 12 кг. Родители жаловались, но издательствам было выгодно печатать такие тяжелые учебники. Ведь чем больше книга, тем она дороже. Сейчас в этом наведен порядок.

Педагоги надеются, что в ближайшие несколько лет количество школьных учебников так же станет оптимальным. По каждому предмету будет предлагаться три-четыре наиболее грамотных и выверенных учебно-методических комплекта. Правда, вопрос как «отловить» в море учебников самые достойные, пока остается открытым. Возможно, решающим станет мнение школьных учителей. Педагогам предлагается проанализировать качество учебных материалов, и оставить свои рецензии в Интернете. В обсуждении уже приняли участие около двухсот псковских учителей.

Вот несколько рецензий педагогов, оставленных на форуме.

«Общество требует нового подхода к образованию, считаю, что учебник должен содержать не только научные факты, но чтобы ученики могли применять знания на практике».

«Я учитель истории, поэтому озвучивание разных, может даже полярных точек зрения на дискуссионные темы предмета для меня благо».

«Учебник должен давать качественные знания в первую очередь, а не развлекать».

«Современный учебник должен быть ориентирован, прежде всего, на ученика. При этом учитель должен кропотливо обучать учеников самостоятельному поиску, анализу и обработке новой информации и что очень важно, её критическому осмыслению».

«Я считаю, что учебник обязательно должен опираться на жизненный опыт школьника. Даже нам, взрослым, очень трудно воспринимать или запоминать информацию, которая нам не нужна или оторвана от жизни. Легче всего мы запоминаем то, что нам пригодится или этим мы пользуемся. Поэтому и ребёнок, даже тот, которому трудно даётся познание отдельных предметов, легко запоминает то, что уже видел в жизни или когда-то делал».

Учитывается и мнение родителей. А вот что думают о современных учебниках школьники, выяснится только через год. К опросу, организованному по инициативе министерства образования, ученики присоединятся в 2010 году.

Поможет ли собранная информация определить лучшие учебники, пока не совсем ясно. Тем не менее, как отметила ректор ПОИППКРО Людмила Фомичева, за время ее многолетней педагогической деятельности, это первый случай, когда напрямую обратились к учителю и спросили, какой учебник он считает необходимым.

Татьяна Фадеева
Источник: Псковская Лента Новостей

Рекламные ссылки:

  • Энерго-Альтернатива: мини-ТЭЦ, автономные энергетические установки
  • Софт-Сервис: комплексное компьютерное обслуживание, организаця корпоративных сетей

Еще по теме:

Метки: , , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8