Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Как будет выживать книгоиздание в условиях кризиса

13 Март 2009 2 коммент.

В 57-м павильоне ВВЦ открылась XII национальная выставка-ярмарка "Книги России", которая продлится до 16 марта. Весенний книжный форум в этом году взял все самое плохое: от прежних времен - гламурный трэш, от новых - книги серии "Исцели себя сам".

Когда осенью все разом заговорили про экономический кризис, еще никто толком не знал, чем конкретно он обернется. Уже в декабре на ярмарке Non/fiction стало понятно, что издавать и продавать книги, как раньше, нельзя - нужно что-то менять. Издатели и книготорговцы провели специальный деловой семинар, на котором каждый представил свои антикризисные программы. Главный рецепт - выпускать только то, что гарантированно продастся, выплачивать авторам роялти не по тиражам, а по количеству проданных экземпляров и ускорить оборот, чтобы быстрее получать прибыль.

Большинство издательств скорректировало свои портфели: урезали количество наименований выпускаемых в месяц книг, зато увеличили тираж пользующихся популярностью изданий. Например, главный редактор издательства "Азбука" Алексей Гордин рассказал "Известиям", что они сделали ставку даже не на жанры, а на гарантированных авторов - таких как Януш Вишневский, Ричард Йейтс, Бернхард Шлинк, активно развивают детскую программу, зато сократили выпуск собраний сочинений, потому что, по мнению издателя, этот сегмент относится к необязательному и сейчас вряд ли будет пользоваться популярностью.

"Глобально крушу серии", - призналась Ольга Морозова, которая недавно заняла пост главного редактора издательства "Иностранка". Она закрыла знаменитые и любимые всеми интеллектуалами серии "Иллюминатор", "За иллюминатором", в свежую научно-популярную серию "Мелкоскоп" собралась внедрить в придачу к математике медицину, биологию и историю. Увы, перестала существовать прекрасная серия "Super" и "Вещь в себе" за нерентабельностью - слишком дорогие получались на выходе книги, а все издатели сейчас в один голос твердят: средний чек в книжном магазине упал вдвое, люди больше не покупают дорогие издания - покупают одну не очень дорогую книжку. Продажи книг, только по официальным данным, упали на 10-15%. Книги дороже 350 рублей продаются плохо. Поэтому приходится экономить на всем: бумаге, переплете, иллюстрациях. "Нужны умные книжки для многих", - подытожила Морозова.

"Все, что мы сейчас видим, - пока краткосрочные панические наблюдения", - уверен главный редактор нового издательства Corpus Сергей Пархоменко. Однако уже сейчас стало понятно, что "из книжных магазинов ушли сумасшедшие", то есть те, кто приходил с мешком и покупал по 50 книг за раз. Спрос стал спокойнее. Если раньше силами таких сумасшедших большинство тиража продавалось за первые две недели, то сейчас книга выходит и неторопливо продается.

В эпоху безденежья, считает Пархоменко, должен вернуться интерес к надежным ценностям - например, классике ХХ века. Кончилась индустрия chicklit, то есть женских романов в духе Софии Кинселлы и Кэндес Бушнелл, а также примкнувших к ней гламурных мужских опусов. Но это не означает, что следом не появится еще какая-нибудь трэшевая литература вроде порнографической или псевдорелигиозной.

И она появилась: сейчас вновь набирает силу направление "Исцели себя". "Кризис требует чародеев и волшебников", - пошутил Гордин.

Зато авторы прежних бестселлеров теперь терпят убытки. По некоторым данным, распиаренная сотая книга Дарьи Донцовой выпущена тиражом всего 140 000 при обычных для нее 400 000.

Если вернуться к книжной ярмарке и взглянуть на программу, то станет понятно, что форум собрал и старую накипь, что еще не осела после периода перепроизводства, и новую, которая уже успела появиться вместе с кризисными временами. Встречи с "литераторами": Павлом Астаховым, Наташей Королевой, Юлией Шиловой, Романом Трахтенбергом, Машей Царевой, Аланом Чумаком - чередуются с презентациями вроде творения Эдуарда и Феодосии Гуляевых "Исцелить себя - просто", а Эдвард Радзинский, Владимир Маканин и Дмитрий Глуховский со своими книгами выглядят на этом пире духа бедными родственниками.

Если за чем и нужно идти на ярмарку - так это за книгами, которые продаются там, как обычно, дешевле, чем в книжных магазинах, билет для взрослых по-прежнему стоит 30 рублей, а студенты и школьники (по предъявлению студенческого билета, пластиковой карты учащегося или обычного школьного дневника) могут пройти бесплатно.

Наталья Кочеткова, (фото: Сергей Максимишин)
Источник: Известия

Рекламные ссылки:

Еще по теме:

Метки: , , ,

2 коммент. »

  • Читатель пишет:

    Интересно, а выпуск каких собрания сочинений сократила(!) Азбука? Интереснейшие серии “Иллюминатор” и “За иллюминатором” уже в 2007 году были в ассортименте сливщиков по 7-10 рублей.. наверное, кризис посетил их раньше остальных;-)) И в конце-концов, тираж какой книги, изданной Пархоменко, разошелся за 2(!) недели?

  • Сергей Пархоменко пишет:

    Чего зря брехать-то?

    В ассортименте “сливщиков” по 7-10 рублей были не “Интереснейшие серии “Иллюминатор” и “За иллюминатором”, а небольшие остатки тиражей отдельных томов, вышедших в этих сериях. В “Иллюминаторе”, например, издано в общей сложности 91 наименование: думаю, около 20% из них не имели на рынке успеха - то есть стартовый тираж в 5000 экземпляров не был распродан за 18 месяцев (считается, что за пределами этого срока продолжать держать остатки на складе - экономически нецелесообразно). Какие-то из этих книг в конце попадали в “слив”. Ну и что?

    Что касается книг, чей первый тираж был распродан за первые 2 недели, то такой книгой был в недавнее время, например, 1 том “Намедни” Парфенова. То же самое происходило в свое время с “Казаном, мангалом…” Сталика Ханкишиева. И с романом “Идеаль” Бегбедера. И со сборником “Стихи про меня” Петра Вайля. И с книгой “Бог как иллюзия” Р.Докинза. И с “Удивительным путешествием кролика Эдварда” Кейт ДиКамилло. И еще, наверное, с десятком книг за мою издательскую карьеру.

    Так что выражайтесь аккуратнее, пожалуйста. Договорились?

    Ваш,

    Сергей Пархоменко

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8