Как будет выживать книгоиздание в условиях кризиса
13 Март 20092 коммент.
В 57-м павильоне ВВЦ открылась XII национальная выставка-ярмарка "Книги России", которая продлится до 16 марта. Весенний книжный форум в этом году взял все самое плохое: от прежних времен - гламурный трэш, от новых - книги серии "Исцели себя сам".
Когда осенью все разом заговорили про экономический кризис, еще никто толком не знал, чем конкретно он обернется. Уже в декабре на ярмарке Non/fiction стало понятно, что издавать и продавать книги, как раньше, нельзя - нужно что-то менять. Издатели и книготорговцы провели специальный деловой семинар, на котором каждый представил свои антикризисные программы. Главный рецепт - выпускать только то, что гарантированно продастся, выплачивать авторам роялти не по тиражам, а по количеству проданных экземпляров и ускорить оборот, чтобы быстрее получать прибыль.
Большинство издательств скорректировало свои портфели: урезали количество наименований выпускаемых в месяц книг, зато увеличили тираж пользующихся популярностью изданий. Например, главный редактор издательства "Азбука" Алексей Гордин рассказал "Известиям", что они сделали ставку даже не на жанры, а на гарантированных авторов - таких как Януш Вишневский, Ричард Йейтс, Бернхард Шлинк, активно развивают детскую программу, зато сократили выпуск собраний сочинений, потому что, по мнению издателя, этот сегмент относится к необязательному и сейчас вряд ли будет пользоваться популярностью.
"Глобально крушу серии", - призналась Ольга Морозова, которая недавно заняла пост главного редактора издательства "Иностранка". Она закрыла знаменитые и любимые всеми интеллектуалами серии "Иллюминатор", "За иллюминатором", в свежую научно-популярную серию "Мелкоскоп" собралась внедрить в придачу к математике медицину, биологию и историю. Увы, перестала существовать прекрасная серия "Super" и "Вещь в себе" за нерентабельностью - слишком дорогие получались на выходе книги, а все издатели сейчас в один голос твердят: средний чек в книжном магазине упал вдвое, люди больше не покупают дорогие издания - покупают одну не очень дорогую книжку. Продажи книг, только по официальным данным, упали на 10-15%. Книги дороже 350 рублей продаются плохо. Поэтому приходится экономить на всем: бумаге, переплете, иллюстрациях. "Нужны умные книжки для многих", - подытожила Морозова.
"Все, что мы сейчас видим, - пока краткосрочные панические наблюдения", - уверен главный редактор нового издательства Corpus Сергей Пархоменко. Однако уже сейчас стало понятно, что "из книжных магазинов ушли сумасшедшие", то есть те, кто приходил с мешком и покупал по 50 книг за раз. Спрос стал спокойнее. Если раньше силами таких сумасшедших большинство тиража продавалось за первые две недели, то сейчас книга выходит и неторопливо продается.
В эпоху безденежья, считает Пархоменко, должен вернуться интерес к надежным ценностям - например, классике ХХ века. Кончилась индустрия chicklit, то есть женских романов в духе Софии Кинселлы и Кэндес Бушнелл, а также примкнувших к ней гламурных мужских опусов. Но это не означает, что следом не появится еще какая-нибудь трэшевая литература вроде порнографической или псевдорелигиозной.
И она появилась: сейчас вновь набирает силу направление "Исцели себя". "Кризис требует чародеев и волшебников", - пошутил Гордин.
Зато авторы прежних бестселлеров теперь терпят убытки. По некоторым данным, распиаренная сотая книга Дарьи Донцовой выпущена тиражом всего 140 000 при обычных для нее 400 000.
Если вернуться к книжной ярмарке и взглянуть на программу, то станет понятно, что форум собрал и старую накипь, что еще не осела после периода перепроизводства, и новую, которая уже успела появиться вместе с кризисными временами. Встречи с "литераторами": Павлом Астаховым, Наташей Королевой, Юлией Шиловой, Романом Трахтенбергом, Машей Царевой, Аланом Чумаком - чередуются с презентациями вроде творения Эдуарда и Феодосии Гуляевых "Исцелить себя - просто", а Эдвард Радзинский, Владимир Маканин и Дмитрий Глуховский со своими книгами выглядят на этом пире духа бедными родственниками.
Если за чем и нужно идти на ярмарку - так это за книгами, которые продаются там, как обычно, дешевле, чем в книжных магазинах, билет для взрослых по-прежнему стоит 30 рублей, а студенты и школьники (по предъявлению студенческого билета, пластиковой карты учащегося или обычного школьного дневника) могут пройти бесплатно.
Наталья Кочеткова, (фото: Сергей Максимишин)
Источник: Известия
Интересно, а выпуск каких собрания сочинений сократила(!) Азбука? Интереснейшие серии “Иллюминатор” и “За иллюминатором” уже в 2007 году были в ассортименте сливщиков по 7-10 рублей.. наверное, кризис посетил их раньше остальных;-)) И в конце-концов, тираж какой книги, изданной Пархоменко, разошелся за 2(!) недели?
# 13 Март 2009 в 21:13
Сергей Пархоменко пишет:
Чего зря брехать-то?
В ассортименте “сливщиков” по 7-10 рублей были не “Интереснейшие серии “Иллюминатор” и “За иллюминатором”, а небольшие остатки тиражей отдельных томов, вышедших в этих сериях. В “Иллюминаторе”, например, издано в общей сложности 91 наименование: думаю, около 20% из них не имели на рынке успеха - то есть стартовый тираж в 5000 экземпляров не был распродан за 18 месяцев (считается, что за пределами этого срока продолжать держать остатки на складе - экономически нецелесообразно). Какие-то из этих книг в конце попадали в “слив”. Ну и что?
Что касается книг, чей первый тираж был распродан за первые 2 недели, то такой книгой был в недавнее время, например, 1 том “Намедни” Парфенова. То же самое происходило в свое время с “Казаном, мангалом…” Сталика Ханкишиева. И с романом “Идеаль” Бегбедера. И со сборником “Стихи про меня” Петра Вайля. И с книгой “Бог как иллюзия” Р.Докинза. И с “Удивительным путешествием кролика Эдварда” Кейт ДиКамилло. И еще, наверное, с десятком книг за мою издательскую карьеру.
Так что выражайтесь аккуратнее, пожалуйста. Договорились?
Интересно, а выпуск каких собрания сочинений сократила(!) Азбука? Интереснейшие серии “Иллюминатор” и “За иллюминатором” уже в 2007 году были в ассортименте сливщиков по 7-10 рублей.. наверное, кризис посетил их раньше остальных;-)) И в конце-концов, тираж какой книги, изданной Пархоменко, разошелся за 2(!) недели?
Чего зря брехать-то?
В ассортименте “сливщиков” по 7-10 рублей были не “Интереснейшие серии “Иллюминатор” и “За иллюминатором”, а небольшие остатки тиражей отдельных томов, вышедших в этих сериях. В “Иллюминаторе”, например, издано в общей сложности 91 наименование: думаю, около 20% из них не имели на рынке успеха - то есть стартовый тираж в 5000 экземпляров не был распродан за 18 месяцев (считается, что за пределами этого срока продолжать держать остатки на складе - экономически нецелесообразно). Какие-то из этих книг в конце попадали в “слив”. Ну и что?
Что касается книг, чей первый тираж был распродан за первые 2 недели, то такой книгой был в недавнее время, например, 1 том “Намедни” Парфенова. То же самое происходило в свое время с “Казаном, мангалом…” Сталика Ханкишиева. И с романом “Идеаль” Бегбедера. И со сборником “Стихи про меня” Петра Вайля. И с книгой “Бог как иллюзия” Р.Докинза. И с “Удивительным путешествием кролика Эдварда” Кейт ДиКамилло. И еще, наверное, с десятком книг за мою издательскую карьеру.
Так что выражайтесь аккуратнее, пожалуйста. Договорились?
Ваш,
Сергей Пархоменко
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама