Итоги круглого стола «Кризис на книжном рынке России: что изменилось за полгода?»
Тревожные нотки, касающиеся ситуации на книжном рынке, впервые прозвучали на сентябрьской книжной ярмарке: тогда мы фиксировали первые кризисные явления», - рассказал начальник Отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр Воропаев, открывая круглый стол «Кризис на книжном рынке России: что изменилось за полгода?», прошедший 12 марта в рамках XII Национальной выставки-ярмарки «Книги России».
«На ярмарке non/fiction, прошедшей в конце ноября - начале декабря, на книжном рынке уже вовсю бушевал кризис, - продолжил он. – В связи с этим состоялись несколько внутренних совещаний, два из них – в стенах Роспечати с участием ведущих специалистов отрасли, представителей крупных издательских домов и компаний -распространителей». «Сегодня мы собрались, чтобы увидеть, что произошло за последние полгода в книгоиздании, книгопроизводстве, в сфере книгораспространения и в сфере полиграфии», - сказал он.
Количество книжных наименований в России растет вопреки сложной экономической ситуации. «В январе-феврале отечественных авторов издано на 4000 книжных названий больше, чем появилось за первые два месяца 2008 года. В то же время объем переводной литературы увеличился всего на 2500 наименований», - заявил Константин Сухоруков, заведующий НИО государственной библиографии Российской книжной палаты. Он также отметил, что «несмотря на кризис, увеличивается объем выпуска книг в твердом переплете: население предпочитает покупать издания в лучшем оформлении». Константин Сухоруков также обратил внимание и на увеличение в ассортименте доли сериальных изданий: сейчас она составляет более 40% из свыше 123 тысяч с лишним наименований на рынке.
Коснувшись проблемы так называемого кризиса чтения, представитель российской книжной палаты напомнил, что «во-первых, часть потенциальных читателей привлекают газеты и журналы, во-вторых, не стоит забывать о других носителях – электронных книгах и Интернете». «Поэтому, когда мы говорим о том, что люди стали меньше читать – это неверно, просто часть из них предпочла другие носители», - добавил он.
Холдинг-директор ООО ТД «Библиоглобус» Борис Есенькин заявил, что «судя по количеству посетителей данной выставки, я думаю, что мы покупателей не потеряли, особенно в Москве». «И если в каких-то регионах будет сокращаться массовый читатель, крупные города будут это восполнять, - уверен он. - Не думаю, что будут большие потери. Вероятно, издатели просто станут выпускать больше конкретной литературы, которая нужна каждому из нас, - для образования, для научных учреждений». «Нам просто надо более предметно и более общинно рассматривать наши потенциальные возможности: как и где мы можем улучшить реализацию продукции», - считает Борис Есенькин.
Хотя крупные центры, такие как Москва, показывают неплохой объем продаж, в регионах книжные магазины начали закрываться. «Хуже всего приходится в городах с одним-двумя градообразующими предприятиями. По итогам 2008 года из-за убыточности мы были вынуждены закрыть 18 магазинов, большую часть - в Татарстане, Чувашии, Набережных Челнах», - утверждает Владимир Синянский, владелец крупной ритейл-сети «Библиосфера».
По данным Российской книжной палаты, спрос на книги в среднем по стране упал на 20%. В связи с увеличением объема нереализованной продукции возникают задолженности по платежам со стороны книжных магазинов, что в свою очередь лишает издательства оборотных средств. «Все это чревато снижением качества продукции, сокращением ассортимента и уходом социально-значимого товара с рынка», - предупреждает Сергей Деревянко, генеральный директор издательской компании «АСТ-ПРЕСС».
Производители и поставщики книг уверены, что исправить ситуацию можно только с помощью господдержки. «Прежде всего, необходимо снизить налог на прибыль и НДС хотя бы до 8%», - говорит Сергей Деревянко. Одновременно участники дискуссии предложили властям принять меры по снижению цен на отечественные полиграфические материалы, а также ввести льготы на импорт соответствующих товаров, не имеющих аналогов в России. Упреждать падение спроса можно только снижением издержек - уверены крупнейшие игроки российского книжного рынка.
На это Александр Воропаев ответил, что «пожелания к государству услышаны». «Мы уже предпринимаем определенные шаги, в частности, решаем вопросы, касающиеся НДС и согласований с Федеральной таможенной службой – это очень сложно преодолевается. Все это прорабатывается, именно этим вопросам у нас были посвящены два совещания в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, - заверил он. - Сейчас готовятся документы, рабочие версии, чтобы дальше «бомбардировать» ими и Минфин, и Минэкономразвития, и ряд других органов».
Присутствующие на мероприятии не обошли и проблему полиграфической отрасли. Так, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин констатировал, что «книжная полиграфия находится в кризисной ситуации уже почти 20 лет, примерно с начала 90-х годов». «В последнее время, когда количество полиграфических предприятий в стране превысило 7,5 тысяч, когда за последние годы было создано 2,5 тысячи новых цифровых типографий, то удельный вес книжной традиционно полиграфии, которая когда-то занимала 25% в общем объеме выпуска печатной продукции, сейчас не превышает и 9%», - посетовал он.
«В то же время в книжной традиционной полиграфии за эти годы мы потеряли огромное количество традиционных типографий, в том числе исторически важных – гордость отечественной полиграфии, такие как «Красный пролетарий», «Типография Ивана Федорова» в Санкт-Петербурге, множество номерных специализированных книжных типографий в Москве, - продолжил Борис Кузьмин. - Сейчас весь массив книжной продукции в стране выпускают около 30 специализированных предприятий. В основном, удельный вес падает на периферийные предприятия, туда, где были созданы мощные комбинаты. Но уходит книжная полиграфия из Москвы и Санкт-Петербурга: здесь слишком дороги и аренда, и земля, и тепло, и электричество. Это печально, потому что здесь - самый квалифицированный состав профессионалов, которые работали на наших предприятиях». По словам президента МАП, «за 18 лет не создано ни одного нового книжного полиграфического предприятия». «Возможно, в этом году войдет в строй новое предприятие в Твери с замахом на 70 миллионов экземпляров многокрасочной книги в год, - сказал он. – Жаль, что это произойдет в такое непростое время».
И, тем не менее, мероприятие завершилось на оптимистичной ноте. Представитель Ассоциации книгоиздателей России Владимир Слоненко предложил вспомнить дефолт 1998 года и ожидания отмены льгот по налогообложению 1 января 2002 года. Тогда, по его словам, эксперты говорили о безрадостных перспективах, порой также часто, как и сейчас. «Однако фактически эти два события не повлияли на развитие книгоиздания, - отметил он. - Хочу выразить надежду, что и нынешний кризис мы переживем наилучшим образом».
По данным Роспечати в 2008 году в России было издано более 123 тысяч наименований книг общим тиражом 760 миллионов экземпляров.
По материалам Пресс-службы Роспечати и ИА «ИТАР-ТАСС» (
Оставить комментарий