Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Как кризис отразится на российском книжном рынке

21 Март 2009 3 коммент.

Прилавки книжных магазинов не перестают радовать глаз. Еще недавно казалось, что эпоха изобилия поселилась здесь навсегда. Но в последние два-три месяца даже здесь стало чувствоваться дыхание кризиса.

Эксперты говорят, что самый сильный всплеск интереса к книгам за все постперестроечное время был отмечен в 1998 году, в период дефолта. И это неспроста: любые катаклизмы – лучшее время для возврата к вечным ценностям, в том числе и к книгам. Поэтому, несмотря на то, что в последние два-три месяца продажи упали в среднем на 10%, а некоторые розничные сети близки к банкротству, издатели смотрят в будущее с оптимизмом. Более того, многие из них уверены, что кризис пойдет отрасли только на пользу: книжный рынок немного очистится, да и у российских типографий появится больше заказов.

Для рядовых потребителей это означает, что с полок постепенно начнут пропадать случайные, никому не нужные издания и так называемый книжный мусор, типа брошюр о лечебных свойствах керосина или домашнем привороте за три дня. По прогнозам специалистов, несмотря на финансовые неурядицы, спрос на учебную, детскую и познавательную литературу вряд ли сократится. К тому же, как показал опыт 1998 года, пополнятся ряды поклонников книг прикладного характера из разряда «сам себе автомеханик». За счет безработных жертв кризиса, не страдающих нехваткой свободного времени, прибавят в популярности всевозможные самоучители и пособия, а также спецлитература для изучения иностранных языков. А вот что точно не будет пользоваться бешеным спросом в ближайшее время, так это книги по экономике и менеджменту. Уволенным «белым воротничкам» сейчас не до совершенствования квалификации.

Впрочем, несмотря на чистку ассортимента и сокращение выпуска, рейтинговые авторы не пострадают: всенародно любимые детективы и женские романы в мягких обложках будут выходить прежними тиражами и с той же конвейерной периодичностью, сопровождаемые мощной рекламной поддержкой.

Что же касается снижения цен на печатную продукцию, то этот пункт в антикризисной программе российских издателей и книготорговцев не значится. Зато у отечественных библиофилов появится невиданная доселе свобода выбора: одна и та же книга будет представлена в разных переплетах, начиная от наиболее качественного и дорогого и заканчивая простеньким вариантом по доступной цене.

Екатерина Надрова
Источник: Новые Известия

Еще по теме:

Метки: , ,

3 коммент. »

  • Al пишет:

    Читая статью, становится очевидно, что издатели пока не готовы принять и понять ситуацию. Фактический посыл - пронесет. Вряд ли. В 98 г. средняя книжка 2 бакса стоила, а не 10-15 как сейчас.
    И качество текста было совсем другое.

  • Владимир Богат пишет:

    Согласен! По ценам население не потянет… Будет выбирать…

  • Игорь пишет:

    Хорошая статья, не могу удержаться от комментария. То, что период кризисов и прочих смутных времен это «лучшее время для возврата к вечным ценностям» - прямо в точку! А вот насчет «книжного мусора» - конечно, его доля уменьшится, но, думаю, появиться аналогичный ширпотреб. Что это будет: мистика, советы на все случаи жизни, приворот работодателя (да, есть и такое!) – дело времени. Лично для меня тема явлений на книжном рынке России актуальна, поэтому, сейчас изучаю этот вопрос. Например, читаю антикризисный план Любарова (бизнес-спикера). Он пишет: «Источник денег – это клиент». Казалось бы: просто, но просто – как и все гениальное. Нужно верно определить: что, кому и как продавать.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8