Вадим Мещеряков: «Чтение – мощнейший рычаг воспитания»
"Издательский Дом Мещерякова" существует с 2005 года. Выпускает книги различных направлений: альбомы, биографии знаменитых художников, психологическую, детскую литературу. Сегодня у нас в гостях его директор Вадим Мещеряков.
– Что привело вас к мысли издавать книги, может быть, семейные традиции, пример родителей?
– Если честно, то я всегда любил читать и мечтал издавать книги. Уважение к книге в нашей семье действительно традиционное, но издательским делом никто не занимался. Мама у меня детский врач, папа военный, сам я полтора десятка лет проработал в банковской сфере. Теперь могу похвастаться, что равно понимаю и творческих людей, и тонкости бизнес-процессов. Творческий человек часто беспомощен в бытовых, скажем так, вопросах. Поэтому одарённому автору бывает столь сложно пробиться на книжный рынок. Книгу норовят воспринимать как простой товар, а это неправильно, поскольку приводит к засилью китча, трэша на прилавках, – неудивительно, что подростки не читают. Я понял, что обязан что-то сделать.
– И что вы почувствовали, когда осуществили мечту?
– Когда начинал, то никак себя не позиционировал, но точно знал: не хочу делать плохие книги. А когда уже стал издателем, обнаружил, что свои книги читать невозможно – всё время кажется, что получилось плохо, не так, как у других. По подсчётам, за время существования издательства миллион человек прочитали наши книги. Поневоле задумаешься, насколько это ответственное дело. Больше ста книг, и каждую я через себя пропустил. В издательском бизнесе самое объективное мнение – субъективное. Во главе дела должен стоять сам издатель, пальцами чувствовать собственные книги.
– Да, если тех, кто выпускает низкопробную макулатуру, заставить в принудительном порядке читать всё издаваемое…
– А они не читают такое! У них в шкафах стоят совершенно другие книги. Зато в качестве товара – да, идёт ширпотреб скверного качества. И это не очень здорово, что формирование сознания сейчас происходит при помощи такой макулатуры. Особенно это касается детской литературы, потому что взрослые ещё способны отличить хорошее от плохого, и то не всегда, а дети совсем беззащитны. Им не прививается культура чтения. Гиперзадачи по исправлению ситуации я перед собой не ставлю, один не справлюсь. Но массовую литературу издавать не хочу. Не могу делать товар – только книги. Поэтому крупной издательской фирмой мы вряд ли станем.
– Как, по-вашему, может повлиять всемирный экономический кризис на наш книжный рынок, на качество книг?
– Всякий, кто скажет: я знаю, что делать с этим кризисом, – лжёт. Никто ничего сейчас не знает. Но боюсь, что впереди нас ожидают слабые книги на газетной бумаге. Уровень полиграфического оформления всем придётся снижать. И всё-таки самое главное, чтобы стыдно не было, так уж меня воспитали. Легче перенести экономические проблемы, чем услышать, что я делаю никудышные книги.
– А по каким критериям вы отбираете книги, которые издаёте?
– Наш ориентир – выпуск качественных книг в достойном полиграфическом исполнении. Со временем – а бизнес диктует свои законы – я пришёл к выводу, что самое интересное, что можно выпускать, не отходя от этого принципа, – детские книги. Сейчас выпуск книг для детей является приоритетным направлением работы издательства. У нас есть серия «Научные развлечения», её основу составляют классические произведения научно-популярной литературы для школьников. Большое внимание уделяем детской художественной литературе. От предлагаемых нам книг мы часто вынуждены отказываться, поскольку они плохи по содержанию. А качественные тексты дополняем иллюстрациями Германа Огородникова, Вадима Меджибовского, Маури Куннаса, Джона Роу и других известных художников. Получаются издания, которые подходят и детям для самостоятельного чтения, и для совместного прочтения в кругу семьи.
Другое значимое направление издательства – работа над книгами по практической психологии. Мы гордимся, что именно нам выпала честь познакомить российского читателя с такими знаменитыми писателями-психологами, как Эндрю Мэтьюз и Хорхе Букай.
Нам удаётся выпускать неизвестные произведения известных авторов. Альбомы Бидструпа мы стали издавать, когда в России этого художника почти забыли. И неожиданно его дочь сказала нам, что Бидструп иллюстрировал «Декамерон». И конечно, мы не могли не выпустить книгу, в которой объединены таланты двух весёлых людей, Бидструпа и Боккаччо. Или, например, трудно было представить, что среди книг Мориса Дрюона есть что-то, доселе не издававшееся на русском. А оказалось, есть – книга «Париж от Цезаря до Людовика Святого», в которой Дрюон с точностью историка и гордостью истинного парижанина рассказывает о городе, хранящем память Франции и её душу.
– Давайте вернёмся к нашим отечественным заботам. Как вам кажется, есть ли сейчас в России хорошая подростковая литература?
– Только классика. Нового нет, и мало кто ищет, хотя можно было бы поискать на книжных ярмарках и во Франкфурте, и в Болонье. Тенденции, новинки проходят мимо. Как печатали Маршака на газетной бумаге, так и продолжают. А ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт. Раньше даже если технологически книги были не очень совершенны, рисунки были хорошие. Их же не на компьютере кое-как ляпали, а рисовали руками долго и старательно, душу вкладывали. Детские книги должны быть по возможности недорогими, но очень качественными. Тексты – добрые и не примитивные, такие, которые будят собственную фантазию. Важно создать ассоциативную цепочку: книга – это интересно. Получилось – всё, процесс необратим. И наоборот, к сожалению, тоже. Дети открыты всему новому, самое время приобщить их к очарованию книжного мира – а тут, пожалуйста, изданьице на серой бумаге, невнятные рисунки, которые совсем не трогают. Не из-за компьютера как такового дети перестают читать, а из-за того, что их на уровне семьи к чтению не приучили, не показали, насколько прекрасна книга. А раз детская книга предстаёт им чем-то скучным и неряшливым, а вовсе не чудесной тайной, не открытием нового мира, то в сознании юного человека сразу блокируется восприятие книги вообще. А рядом – да, компьютерные игры с прекрасной графикой. И всё – упустили поколение! Поистине удивительно, что государство не понимает: чтение – это мощнейший рычаг воспитания. Телевидение не способно исполнять эту функцию, нынешнее вообще надо запрещать смотреть детям и подросткам. Нужна мощная государственная программа поддержки и развития детской литературы – новой, современной, интересной.
Источник:
Абсолютно согласен с Вадимом! Книги это мощнейший рычаг не только воспитания, но и развития детей!!!! Гораздо правильнее приучать ребёнка к книгам (качественным и добротным), а не к монитору компьютера! Респект, Вадим!!!!
Гораздо важнее приучать детей ДУМАТЬ и анализировать информацию. Неважно, откуда она - из книги или с экрана. Говорят, у Параджанова в домашней библиотеке было только две книги… Но, конечно же, я очень ценю то, что делает Мещеряков - это действительно огромный прорыв на рынке, особенно “Научные развлечения”. Стыдно, что до этого не додумалось ни одно крупное издательство - это уже после того, как Тит раскрутился на рынке, его спешно перепечатали в АСТ. А насчет нового - это вообще катастрофа,книг уровня Перельмана или Венецкого никто сегодня создать самостоятельно. Спасибо Мещерякову за то, что хотя бы возвращает забытое…
Многоуважаемый Вадим ( извините за несколько фамильярное обращение, но отчества Вашего я не знаю, а холодным “господин” называть своего единомышленника и, твердо надеюсь, будущего соратника мне как-то не хочется), итак, Вадим, меня зовут Нонна Александровна Яковлева. Я доктор искусствоведения, профессор, 33 года отработала в институте (университете) им. А.И.Герцена, сейчас работаю на кафедре русского искусства в институте им. И.Е.Репина ( подробнее - nonna3553.narod.ru). Сотрудничаю с издательством БЕЛЫЙ ГОРОД, которое выпустило 7 моих книжек и готовит к выпуску еще несколько. Все, что я хотела написать по истории русского икусства, я написала и БЕЛЫЙ город издал или издает. Есть у них и такие авторы, как я.
Параллельно с книгами по сикусству я, педагог с более чем полувековым стажем, начинавший со школы, я написала несколько книг для семейного чтения.
Началось все с заказа на книжку - подарок от мэра СПб Яковлева (с которым мы не знакомы и поселе - это к тому, что ходили слухи … ну, в общем дурацкие слухи). Послучилась неожиданно для меня книжка нового жанра - книга-альбом для семейного чтения , построенная на диалоге трех основных участников - Архивариуса и двух рубятишек - Таты и Кирюши. Книжка- подарок первоклассникам в 1998 (часть1) и 1999 (часть 2) имела большой успех, по ней и по сегодня учатся дети от детсада до 6 класса. Переиздание в 2003 году получило Диплом “Серебряная литера”. Третье издание вышло в этом году.
А герои мои разговорились и “наговорили” целую серию “Путешествия с Архивариусом” из 6+1 книжек. Серия имеет гриф Издательского совета Северо-Западного отделения РАО. Ищу для серии издателя.
Если я Вас заинтересовала (все-таки я не Иван Иванович Иванов!), Вы можете со мной связаться. Мой адрес: nonna3553@list.ru или тел 8(812)316-62-53; +7-921-318-46-21.
От души желаю Вам успеха.
Нонна Яковлева
07.10.11. С.-Петербург
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика