- Publishit.ru - http://publishit.ru -

Рынок компьютерной литературы глазами лидера: тенденции и перспективы

Posted By admin On 27.03.2009 @ 14:49 In Прямая речь | 5 Comments

Компьютерная литература – это типичная ниша, в которой себя вольготно чувствуют издательства-специалисты и никак не могут научиться работать гиганты рынка. Ниша достаточно емкая (порядка 1,5 млрд. рублей в розничных ценах), но весьма сложная. Книги устаревают очень быстро, так как версии программ и модели “железа” постоянно заменяются новыми; количество подтем огромно: одних только языков программирования широко используется с десяток; затраты на хороших авторов и технических переводчиков куда выше, чем в популярных направлениях… На этих проблемах “погорело” уже немало издателей. Но есть и те, кто не только не разорился, но и прекрасно себя чувствует уже без малого 20 лет.

Речь идет о лидере сегмента, Издательском Доме “Питер”. Об истории, сегодняшнем дне и перспективах компьютерной литературы PublishIT.ru пообщался с президентом ИД “Питер” Вадимом Владимировичем Усмановым.

— Вадим Владимирович, сразу ставший традиционный вопрос – коснулся ли Вашего издательства кризис?

— Наверное, нет в России никого и ничего, кризисом не затронутого. Однако “Питер” подошел к кризису с завидным запасом прочности. Наша деятельность никак не зависела от кредитов, очень тщательный отбор книг к выпуску мы проводили всегда, за долгие годы работы накоплен мощный портфель востребованных покупателями книг. Так что даже иногда возникающие проблемы с оплатами от некоторых клиентов (у кого они сейчас не возникают…) серьезно на нас пока не подействовали. Компания остается платежеспособной, мы не задерживаем выплат ни авторам, ни поставщикам, ни сотрудникам. Не пошли мы и на массовые увольнения, коллектив сохранен почти в докризисном составе. Заметного падения продаж мы пока не увидели. Нам сильно помогает наличие своего сильного сбыта и сети филиалов, это делает нас менее зависимыми от оптовых книготорговцев. Резюмируя, можно сказать: “Питер” существует с 1991 года, за это время бывало всякое, но мы устояли – устоим и сейчас. Это как минимум, а как максимум — станем сильнее: именно с таким итогом мы вышли из кризиса 1998 года…

Хотя недооценивать глубину и длительность кризиса ни в коем случае нельзя, все еще только начинается. Наибольшие опасения вызывает будущее розничных операторов, особенно сетевых. Серьезное сокращение количества магазинов усилит проблему “узкого горлышка” книжного рынка: изданий производится больше, чем имеется для них полок. Ну и конечно, это чревато ростом проблемной дебиторской задолженности. Как повлияет кризис на непосредственно спрос на книги, гадают сейчас все. Скорее всего, радикального падения не будет, но вполне могут “просесть” отдельные направления. Закономерно будет, если больше книг будут делать в более дешевом исполнении, особенно, когда это не критично (например, в случае учебников для вузов). Вероятно, книги подорожают в связи с почти неизбежной инфляцией.

— Как бы Вы описали сегодняшнее состояние рынка компьютерной литературы? Что его ждет в будущем?

— Везде в мире компьютерка – это весьма специальная, узкая ниша. Если брать рынок англоязычной литературы, то буквально на пальцах одной руки можно пересчитать издательства, ее выпускающие. В России был период (где-то 1997-2002 года), когда взрывообразно рос как парк домашних компьютеров, так и рынок IT-услуг. На фоне этого огромного роста компьютерные книги просто улетали. Такой спрос привлек на рынок много издательств. Большинство из них уже или покинули этот мир, или отошли от направления как малоперспективного – но десятка полтора осталось. Казалось бы и немного – но для небольшой ниши перебор. Тем более что года с 2004 пузырь начал сдуваться, и в плане спроса на компьютерные книги мы постепенно приходим к характерному для Запада равновесному состоянию. Пиковым по выпуску был, наверное, 2005 год, с этого момента выпуск начал падать (прежде всего, по тиражам, но и по наименованиям тоже). Но, к сожалению, падал он медленнее рынка – и поэтому все последние годы мы наблюдаем явную затоваренность. Кризис тут как раз может оказаться благом для рынка, приведя спрос и предложение в некое приемлемое соотношение. Прежде всего, за счет того, что с рынка уйдут непрофессиональные издательства. Спрос же на добротные, профессиональные книги (а именно такие и только такие издания выпускает “Питер”) останется и, мы на это надеемся, может даже подрасти за счет вымывания с полок книг-однодневок и разного рода клонов.

— Ваш прогноз: каким будет рынок компьютерной литературы после кризиса.

— Почти наверняка станет меньше участников и, как это не странно, читатели от этого могут даже выиграть. В компьютерной литературе есть “большая тройка” – Питер, БХВ, Диалектика – на нее приходится львиная доля продаж, и ее выпуска вполне бы хватило для достойного выбора на рынке. Это был бы рынок, подобный тому, который сформировался на Западе. Скорее всего, мы будем двигаться к чему-то подобному.

Если говорить о спросе на компьютерные книги, то он падает в поштучном выражении года с 2004 (15-20% в год к уровню предыдущего периода), однако в стоимостном выражении остается почти на одном уровне – за счет роста цен. Очень вероятно, что в дальнейшем начнется сокращение и рынка в деньгах. Этот момент истины переживут только самые сильные игроки – и Питер будет среди них.

Если оценить перспективы по уровню аудитории, то понемногу рынок все же будет смещаться в профессиональные темы. Пока это не явно выражено, более того, самоучители работы на ПК – одна из наиболее стабильных тем по продажам, но иначе быть не может. На Западе, к примеру, компьютерной “попсы” очень мало.

Если кратко, то в будущем компьютерки будет меньше, но на фоне увеличения доли качественных и профессиональных книг. Ну и роста средних цен, естественно.

— Итак, картину нарисовали Вы не самую радужную – будет падение. Но оптимизм у вас все же есть. Что лежит в его основе?

— Мы четко осознаем все нынешние и будущие проблемы – и прилагаем максимум усилий, чтобы их преодолеть. Работая в сжимающейся нише, очень важно выпускать реально востребованную продукцию. Это непросто, совсем непросто. И дело даже не в качестве или конкурентных ценах. Компьютерная литература распадается на добрую сотню тем, каждая из которых уникальна. Каждая тема требует отдельного разбора: надо смотреть, что на рынке, что в рейтингах, какая история своих продаж. У нас большая часть времени уходит именно на то, чтобы решить, что выпускать. Но это действует: у нас немного зависших книг.

Немаловажная часть нашего оптимизма основана на том, что у нас очень хороший портфель книг и авторов. Назову лишь несколько имен, серий и книг. Александр Левин – автор №1 компьютерной литературы. Годовые тиражи его книг до сих пор измеряются шестизначным числом, это беспрецедентно для современной компьютерки. Комплект учебников по информатике для средней школы профессора Н. В. Макаровой, включенный в федеральный список. Замечательные книги Сергея Симоновича: учебники информатики для ВУЗов, книги для новичков, красочные издания по цифровой фотографии. Бестселлеры по компьютерной графике Ю. Гурского. Учебники по языкам программирования Фаронова и Павловской. Забавные двуцветные самоучители А. Жвалевского из серии “Без напряга”. Фирменные руководства по 1С, которые мы совместно издаем с 1С Publishing. Официальные учебные курсы Microsoft, которые мы выпускаем вместе с издательством “Русская редакция”. Профессионалы по характерным обложкам с изображениями животных узнают всегда качественные книги издательства O'Reilly. В тематике компьютерного “железа” нет равных Михаилу Гуку. Чрезвычайно авторитетны книги по 3ds max от Владимира Верстака и Михаила Марова. Список можно продолжать и продолжать.

Мы стараемся выходить на рынок первыми при появлении новых версий программ. Самым активным образом применяем нестандартные подходы. Так, одна из наших самых массовых серий – “Видеосамоучитель”. Это книги с видеокурсами на дисках, в которых показывается все то, о чем рассказывается в книгах. Мы не единственные, кто предлагает рынку подобную продукцию, но мы стремимся делать видеокурсы лучше всех (и нам кажется, что у нас получается). Эта наша целенаправленная политика: если твое предложение не уникально по тематике, то сделай свой товар лучшим. Мы очень тщательно подходим к озвучиванию, монтажу, написанию закадрового текста и титров – отсюда и высокое качество, которым мы гордимся. Не имеющим аналогов на рынке продолжением серии “Видеосамоучитель” является новая серия “Мультимедийный курс”. Главное ее отличие – наличие помимо видеосюжетов интерактивных заданий. То есть, изучив определенную операцию, читатель пробует ее осуществить “вживую”. Система контролирует верность и, при ошибке, выдает подсказки. То есть, книга с мультимедийным курсом полностью закрывает все функции учителя: рассказывает, показывает и проверяет.

В общем, слагаемых нашего оптимизма много, общий знаменатель же один – добросовестная работа на всех уровнях, от выработки идей до сбыта.

— Раз уж Вы упомянули сбыт, то какие особенности связаны с продажей компьютерных книг.

— Особенности во многом те же, что и при выпуске компьютерных книг. Надо с пониманием относиться к тому, что ставишь на полку. Мы периодически проводим встречи с сотрудниками нашего сбыта и товароведами магазинов, где рассказываем о новых книгах и сериях, о том, что сейчас наиболее востребовано рынком. Для удаленных клиентов и наших филиалов мы готовим электронные презентации и информационные письма. С другой стороны, для нас очень важно получать обратную связь с рынком – и подобное прямое общение со сбытом дает нам такую возможность.

Из других особенностей стоит отметить то, что всем мире важный канал распространения компьютерных книг – Интернет-магазины. Для нас это тоже характерно, особенно в профессиональных темах. У нас были книги, по которым не менее 20% продаж давал один OZON.ru. Некоторые книги почти на треть продаются через собственный web-магазин «Питера» (особенно во время акций и распродаж, которые мы периодически устраиваем). В дальнейшем роль Интернет-магазинов в распространении компьютерной литературы будет только усиливаться.

— В последнее время много говорят про электронные книги и электронные библиотеки. Насколько эта тенденция может повлиять на компьютерную литературу?

— Начнем с того, что электронные книги и библиотеки влияют на компьютерную литературу уже давно. В форме пиратства. Все наши интересные книги весьма оперативно сканируют и выкладывают в Интернет. Мы пробовали этому препятствовать, но это все равно, что бороться со стихией.

В законной форме рынок электронных книг только зарождается, и 2008 год в этом отношении был переломным. Появились реально продающие и реально платящие сбытовые структуры. Это направление будет развиваться, однако когда оно достигнет значимых объемов – вопрос. Для компьютерки, особенно узко профессиональной, это может быть одним из путей выживания. Издательство очень рискует, печатая сразу 2000 экземпляров книги по новой, никем не проверенной теме. А при развитости электронных продаж можно книгу в начале опробовать на предмет спроса в электронном виде, а уж потом выпускать в печатном.

— Если не секрет, какой средний тираж у компьютерных книг сейчас?

— Около 3000 для популярных книг и 2000-2500 для профессиональных. Немного, однако средние цены высоки. В профессиональной тематике нередки розничные цены более чем в 1000 рублей. Тут нет никаких спекуляций, очень велики расходы на права, переводы, печать небольшого тиража – отсюда и цены. Впрочем, мы не заметили явной корреляции между ценой и продажами. За реально нужную книгу люди готовы платить. А плохая книга и по дешевке никому не нужна. Хотя, конечно, определенные коррективы кризис внести может…

— Кого из своих конкурентов вы считаете наиболее серьезным?

— Двоих других участников “большой тройки” – Диалектику и БХВ. У Диалектики сильный портфель профессиональных переводных книг, ей принадлежат права на серию “Для чайников”. Но у них очень «худенький» портфель русских книг. А необходимость платить в валюте за права на фоне кризиса и девальвации рубля – это потенциальный источник проблем. У БХВ больше по сравнению с Диалектикой компьютерных наименований в продаже, почти все – русские книги. Но у них другая проблема: мало бестселлеров. “Питер” в данном случае лишен слабости конкурентов: у нас есть и бестселлеры, и переводы, и много книг русских авторов по популярным темам. Из других компьютерных издательств довольно много книг выпускал Триумф, однако в значительной мере это были клоны и однодневки (отсюда и выпуск их под разными лейбами – Технолоджи, Только для взрослых, 100 книг, Лучшие книги и т.п.). Определенная слабость портфеля характерна для издательства “НТ Пресс” (входит в группу АСТ), которое, впрочем, выпустило на рынок заметную серию А. Экслера. «Эксмо» в компьютерке на данный момент вяло работает, поэтому комментировать пока нечего. У “Олмы”, похоже, остались только энциклопедии Леонтьева. “Русская редакция” и “Эком” сильны возможностью покупать права на книги Microsoft Press, но с “Русской Редакцией” мы выпускаем книги совместно, так что это преимущество характерно и для нас. Несколько достойных книг есть у “Науки и техники”. Остальные издательства сколь либо заметно на рынок не влияют, хотя и набирают в сумме процентов 20 от его объемов. В общем, если в итоге на рынке останется 3-4 выпускающих компьютерную литературу издательств, это будет закономерно.

— Большое спасибо за содержательную беседу!

(с) PublishIT.ru. Копирование без ссылки на источник запрещено.

Еще по теме:


Article printed from Publishit.ru: http://publishit.ru

URL to article: http://publishit.ru/?p=1680

Copyright © 2009 Pro-Books.Ru. Все права защищены.