Версия для печати Версия для печати
Главная » Копирайт

Виртуальное чтиво

5 Апрель 2009 Один комментарий

Российский издательский рынок охватила кризисная лихорадка: неплатежи, закрытия магазинов, падение спроса и, соответственно, тиражей... На этом фоне проблема пиратства даже не поднимается. Возможно, издатели с этой неприятной тенденцией просто свыклись, а возможно, стесняются ее упоминать, поскольку в «лихие 90-е» сами печатали бесконечные тиражи Чейза или Муркока, не утруждая себя отчислениями правообладателям. Но теперь уже они оказываются в роли жертв.

Бич музыкантов, разработчиков компьютерных игр и киношников — DVD-пиратство — почти не задел книжный рынок. Книги «на дисках», кроме энциклопедий и учебников иностранных языков, в России особой популярности не приобрели. Зато россияне с удовольствием скачивают из бесплатных интернет-библиотек художественные или публицистические книги.

Как сообщил корреспонденту «Росбалта» вице-президент Ассоциации по защите интеллектуальной собственности «Русский щит» Олег Яшин, «пираты не то, чтобы умерили аппетиты в продажах информации на дискетах, но еще лет пять назад началось их плавное перетекание в Интернет». По мнению эксперта, главная проблема в том, что Интернет не имеет границ. Российские правообладатели не могут защищать свои интересы в виртуальном пространстве других стран (где предпочитают регистрироваться пираты), с одной стороны, из-за специфики зарубежного законодательства, с другой — из-за дефицита отечественных юристов с достаточной квалификацией в этой сфере.

По оценкам Роспечати, за 2008 год в России было издано более 123 тыс. наименований книг общим тиражом 760 млн экземпляров. С другой стороны, по оценкам GfK Group, доля пользователей Интернетом по России в 2008 году составила 28,7%, и из них ежедневно в Интернет заходят 44%. По словам исполнительного вице-президента НП «Российский Книжный Союз» Нины Литвинец, у Союза нет данных о том, какие суммы недополучают издатели (и авторы) из-за деятельности бесплатных интернет-библиотек. Но ущерб можно попытаться оценить приблизительно — по аналогии со «смежниками».

Например, при кассовых сборах фильма «Адмиралъ» в $33,70 млн эксперты компании «Видео 24» оценивают упущенную из-за пиратов (кинопрокат и DVD) прибыль в $10,5 млн. При кассовых сборах «Особо опасен» в $26,30 млн, кинокомпания не досчиталась $10,8 млн. «Самый лучший фильм» собрал $27,59 млн и недополучил $12,4 млн. То есть кинопрокатные потери составляют 30-40%.

По оценкам «Видео 24», за 2008 год количество русскоязычных пиратских сайтов (игры, фильмы, музыка) в Рунете возросло с 246 до 364. Конечно, на этих сайтах можно скачать и книги, но это непрофильная деятельность. Сугубо же книжные пираты — это в основном энтузиасты, поддерживающие свои интернет-ресурсы (электронные библиотеки) без особой корысти. По словам Яшина, обычно интернет-библиотеки выбирают тактику «добросовестно заблуждающихся», то есть без спроса вывешивают электронную версию книги, но по первой претензии правообладателя публикацию снимают.

Следует отметить, что у интернет-пиратства есть идеологическая база, главный тезис которой: «Информация должна быть свободной». Кроме того, некоторые общественные и культурные деятели, а также политики неоднократно отмечали, что у молодежи пропал интерес к бумажным книгам, поэтому пусть читают хотя бы в Интернете. Но если согласиться с тем, что издатели должны уступить часть прибылей, лишь бы молодое поколение не забыло буквы, то «крайними» окажутся авторы. Обычно их гонорары не превышают 10% оптовой цены тиража, который в среднем составляет 3-10 тыс. экземпляров (о бестселлерах в данном случае речи не идет). Поэтому, по словам руководителя «Русского щита», именно писатели выступают главными борцами с интернет-библиотеками.

Можно считать, что история юридических столкновений с книжным интернет-пиратством началась в 2004 году с «резонансной» подачи иска против Библиотеки Максима Мошкова. На этой волне ряд порталов попробовал организовывать в Рунете платные библиотеки — читатель перечисляет за скачивание книги небольшую сумму, а автор получает с нее процент.

Например, у компании «ЛитРес», заключившей договоры с издателями или авторами, интернет-продажи книг составляют 5-10% бумажных тиражей. Как отмечает гендиректор компании Алексей Кузьмин, после выхода фильма «Обитаемый остров» последовали переиздания самого романа братьев Стругацких и одновременно вырос спрос на их произведения в Интернете. «С момента выхода фильма по настоящий момент у нас «приобрели» книгу около 5000 читателей, — уточнил Кузьмин, — при этом существенно возрос спрос и на другие книги Стругацких». При этом пираты могут лишить интернет-библиотеку 30-40% прибыли от «продажи» новинок и «подрезают» дальнейшие продажи.

Один из путей развития платных интернет-библиотек — продажа электронных книг на мобильные телефоны. Как сообщила «Росбалту» представитель департамента по связям с общественностью компании МТС Валерия Кузьменко, оператор уже предоставляет абонентам возможность скачивать электронные версии художественных книг через wap-портал. Менеджер по связям с общественностью «TELE2 Россия» Сергей Андрияшкин ответил: «Насколько знаю, пока таких планов нет». В «Мегафоне» вопрос находится на стадии согласований, сообщил руководитель направления реализующей такой проект компании «Социальная пропаганда» Дмитрий Вернидуб. Он также отметил, что создание «легальных» интернет-библиотек целесообразно на сайтах с ежедневным посещением от 10 тыс. человек, а ведущие сотовые операторы способны обеспечить посещаемость на порядки больше.

При этом современный мобильный телефон гораздо более удобен для чтения электронных текстов, чем стационарный ПК или даже ноутбук (из-за недостаточного ресурса автономности). Кстати, по данным GfK Group, за 2008 год число людей, пользующихся Интернетом через мобильные телефоны, в России возросло более чем втрое и составило 12% от общего числа интернет-пользователей. Электронные тексты даже могут составить конкуренцию играм на мобильниках.

Возможно, что именно прорыв в сферу мобильной связи приведет к улучшению правовой ситуации на рынке электронных книг. Ведь на рынок приходят игроки, обладающие серьезным юридическим ресурсом. Правда, есть угроза, что отток читателей с бумажных носителей на электронные только усилится.

Игорь Чубаха
Источник: ИА «Росбалт»

Еще по теме:

Метки: , , , ,

Один комментарий »

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Считать “упущенную прибыль” путем простого умножения цены билета в кино на количество выкачек - глупость и откровенное надувательство! Книжный рынок столкнулся с пиратством даже раньше кинематографа - книжки выкачивали еще в ФИДО десятками тысяч. И результат? Только положительный: ни Лукьяненко, ни Глуховскому, ни Пелевину, ни тому же Михаилу Успенскому это не помешало.
    Правда. сейчас ситуация изменилась именно потому, что на рынок вышли удобные и компактные “читалки” - теперь рынок электронных текстов может и должен превратиться именно в рынок! Причем у нас для этого, можно сказать, льготные условия: посмотрите, ан какое противодействие наталкивается Google! Наши же игроки, включая АСТ и ЭКСМО, давным-давно поняли, что торговать электронными текстами даже “за копейки” - выгодно. Поскольку иначе скачают бесплатно.Кстати, прирост рынка в Америке за год - около 70%. У нас же, по подсчетом того же “ЛитРеса” - больше 100. На мой взгляд, самое знаковое событие - открытие “Мобильной библиотеки” Билайна, где основные деньги делаются на оплате трафика. Это принципиально новая схема заработка на текстах, на мой взгляд, очень интересная и прогрессивная. К тому же платить за передачу данных для нас, увы, привычне, чем за сам текст…

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8