Бойцы ненавидимого фронта: обзор политических «бестселлеров»
Корреспондент «Новой» изучил рейтинги политической литературы трех крупных столичных магазинов (Московский дом книги, «Библио-глобус», «Москва») и выяснил, что подавляющее большинство российских политических бестселлеров объясняют публике, кто и почему виноват перед нашей страной.
Кое-какие приличные книги в Москве неплохо продаются. Среди бестселлеров я обнаружил, например, книги Валерия Панюшкина про «Газпром» и про «узника тишины» Михаила Ходорковского, Натальи Гриб про газовые войны, Михаила Бергера и Ольги Проскурниной про Чубайса и РАО «ЕЭС России». Относительно популярны воспоминания Георгия Арбатова о «ястребах» и «голубях» холодной войны и сборник анекдотов про политиков Андрея Колесникова, мемуары Фиделя Кастро и Барака Обамы. Продаются доклады Бориса Немцова и Владимира Милова про Владимира Путина, кризис и «Газпром». Однако серьезные книги люди покупают реже, чем разоблачения мировой закулисы.
На Западном фронте
Я нашел на полках множество произведений, авторы которых убеждены, что мир устроен очень скверно.
Недругов России можно подразделить на две группы. Первая — Запад, ведомый Соединенными Штатами. Наиболее популярная книга в этой номинации — исследование Николая Старикова «Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ?». Суть: деньги лежат в банках США, «Золотой Орды XX века», потому, что это «дань», а Россия нужна Западу исключительно в качестве «нефтяной трубы, пушечного мяса и поставщика очаровательных женщин». Стариков делится с читателями секретами ремесла. Так, сообщение СМИ о том, что инфляция в зоне обращения европейской валюты в марте 2008 года оказалась самой высокой за 16 лет, помогло автору понять, что СССР в начале 90-х едва не победил в холодной войне, а Запад от неминуемой гибели спасло чудо.
Еще один шлягер — сборник статей и интервью «мыслящего консерватора-патриота» Натальи Нарочницкой «Россия и русские в современном мире». В предисловии к книге политический обозреватель газеты «Радонеж» Олег Беляков сетует: «Нередко мы смотрим на мир с наивностью новорожденных, полагая, что раз мы другие, то и отношение к нам другое. Для наших же давних оппонентов история великой России не прерывалась: сам факт ее существования рассматривается как вызов и угроза». Другой пассаж Белякова подтверждает догадку о том, что состояние отечественных умов напоминает дымящиеся после ядерного взрыва руины: «Либерализм в своей неотроцкистской, либертарианской форме становится, по сути, тотальной идеологией».
От Натальи Нарочницкой не отстают по популярности книги загадочного «Проекта Россия», которые «не просто будоражат ум, но и структурируют его». Издательство «Эксмо», напечатавшее уже три тома серии, уверяет, что не знает имен авторов («Кремль говорит: «Не знаем». Запад твердит: «Не знаем»). В книжках, кстати, ничего нового: авторы бичуют нравы и клеймят «богомерзких» либералов.
Еще я нашел свежие переиздания бестселлеров Андрея Паршина «Почему Россия не Америка» и Олега Платонова «Почему погибнет Америка». Платонов, напомню, считает, что США, «богоборческая, античеловечная и в высшей степени тоталитарная система», должны быть уничтожены «общими усилиями человечества».
Одну из картин победы «империи добра» над «империей зла» представил Максим Калашников. Напомню, в книжке «Крещение огнем. Алтарь победы» он клеймил «новых варваров»: «Ревели моторы туполобых грузовиков с фурами-прицепами. Набитыми, поди, сникерсами, тампаксами, тряпками. Кричаще размалеванные моторизированные кибитки новых варваров, везущие в мою многострадальную страну колониальные товары, наводняющие гомонящие азербайджанские рынки». А в продолжении, «Вьюге в пустыне», Калашников живописует поражение «интервентов» в Ираке в 1991 году, если бы Союз тогда помог Хусейну. Меня особенно впечатлил поединок ракетчика Овцына с американской вертолетной армадой.
«Отщепенцы»
Враги поплоше — вышедшие из-под опеки Украина и Грузия, а также некоторые бывшие партнеры по соцлагерю.
Дмитрий Жуков озаглавил свое исследование так: «Польша — «цепной пес» Запада» («Во все времена, при любом политическом строе Польша была и остается самым яростным и непримиримым, самым заклятым врагом России, «цепным псом» Запада, готовым рвать «клятых москалей» по первому приказу хозяина»). Авторы книги «Независимая Украина. Крах проекта» Максим Калашников и Сергей Бунтовский объясняют, что, «согласно современной украинской мифологии, украинцы — это вовсе не русские, а особая нация, с собственной древней историей, культурой и со своим языком».
К сожалению, я не успел прочитать книгу Павла Шеремета «Саакашвили/Грузия: погибшие мечты». Однако аннотация («За что Владимир Путин не любит Михаила Саакашвили? Почему россиян пугают грузинами, а грузин учат ненавидеть соседей с севера? <…> На все эти вопросы вы найдете ответы в первой в современной России подробной и честной книге известного тележурналиста») меня смутила — я вспомнил максиму: «Настоящий джентльмен никогда не называет себя джентльменом».
Незримый бой
Кстати, чаще всего Запад вредит нам не по собственному недоумию, а подчиняясь умыслу темных сил — например, масонов. Мне попался, например, труд признанного знатока заговоров Франсиско Франко. Издатель уверяет, что «на общем фоне десятков современных антимасонских публикаций это издание станет одним из ключевых источников, углубит понимание исторических проблем и поднимет наши научные знания в данной сфере на более высокий уровень».
Еще один враг — сионисты. Просматривая подобные откровения в одном из крупных магазинов, я не заметил, как перешел от «Политики» к соседнему отделу, где экспонировались книги о еврейской культуре. Пришел в себя, когда наткнулся на труды известного борца с «иудейским игом» Юрия Мухина и упражнения на тему «невидимой Хазарии».
Попались мне, впрочем, и более широкие обобщения. Например, свежая перепечатка «конспирологической библии» Джона Колемана (правильным было бы, кстати, написание «Коулмен») «Комитет 300: Тайны мирового правительства». Этот американец в течение последних 40 лет повсюду отыскивает следы «заговора против Бога и человека» и разоблачает «откровенно враждебные человечеству силы» (Римский клуб, масонов, левых, Ротшильдов, «Битлз» и так далее). Популярность откровений Колемана российские издатели объясняют так: «Книга поднимает сознание патриотически настроенного читателя на определенную высоту, позволяющую системно и комплексно, с высоты птичьего полета, взглянуть на многие события и явления современности и недавнего прошлого».
Еще одно «всеобъемлющее» произведение — «Кто правит миром, или Вся правда о Бильдербергском клубе» — принадлежит перу испанского журналиста Даниэля Эстулина (уверяет, что покинул Союз в 1980 году). Отмечу цветистую, с барочными завитками, манеру письма Эстулина, выгодно отличающуюся от унылой проповеди Колемана, аккуратно перечисляющего членов мирового правительства. Вообще конспирологические книги различаются скорее стилем изложения, а не сообщаемой информацией. Испанец, например, пишет: «Стандартная техника клуба заключается в том, чтобы подчинить население и выработать у него устойчивое недовольство, ощущение опасности и террора… Его члены применили подобную технику к уличным бандам, финансовым кризисам, наркотикам и сегодняшней системе образования».
А вот книга британского знатока заговоров Николаса Хаггера «Синдикат: История создания тайного мирового правительства и методы его воздействия на всемирную политику и экономику» прибавила совсем немногое к моим представлениям о мировой закулисе. В «Синдикате» фигурируют все те же Ротшильды, Всемирный банк, масоны… Скучно.
Восьмилетний капитан
Итак, кто виноват перед Россией — понятно. Что делать? Идти особым российским путем, ну и, конечно, доверять вождям. Кстати, Дмитрий Медведев гораздо менее популярный объект исследования, чем Владимир Путин. Например, в Москве нарасхват книга Александра Бушкова «Владимир Путин. Полковник, ставший капитаном» («Все предыдущие лидеры России двадцатого столетия были вальяжны и авантажны, все они умели говорить красиво, много и по любому поводу, все они совершенно точно знали, как обустроить Россию, Солнечную систему и Галактику — дайте только порулить и уберите все до единого камешка с пути. <…> Разумеется, немногие из нас были полковниками КГБ — но это-то как раз частность. Чуть ли не во всем остальном Путин чертовски похож на каждого из нас. Разница только в том, что далеко не всякий вкалывал так, чтобы ему предложили встать за штурвал великой страны»).
Мне, правда, кажется, что подобная интеллектуальная суетливость подобает скорее подданным какой-нибудь крошечной нервозной тирании, а не гражданам республики, занимающей 1/8 населенной поверхности планеты.
Илья Кригер
Источник:
Оставить комментарий