Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Борис Куприянов: «Книга — это проблема национальной безопасности»

22 Апрель 2009 9 коммент.

Директор книжного магазина "Фаланстер" Борис Куприянов:

— С какими проблемами в условиях бизнеса сталкивается сейчас издательский бизнес?

— Вы знаете, кризис в издательском бизнесе начался достаточно давно. Я имею в виду ситуацию внутри России. У нас кризис в издательском деле уже лет пять-шесть. Связано это с тем, что у нас издательское дело считается бизнесом. Издательство книг считается бизнесом, но никто у нас не занимается никакой пропагандой литературы, пропагандой чтения, здесь абсолютно нет никакой государственной поддержки. Фактически через несколько десятков лет, если ситуация не изменится, люди не то, что разучатся читать, читать-то они, может быть, будут ценники, рекламу, какие-то таблоиды, а книги читать, в смысле получать информацию, черпать какие-то вещи из книг разучатся. Это одна сторона, вторая сторона - то, что рынок монополизируется. И самое главное, что с распада Советского Союза так и не получилось создать общероссийскую систему книгораспространения. Ее нет. Были какие-то попытки.

Но все это ерунда по сравнению с тем, что было в советское время, и в первые послесоветские годы. И я говорю о книгораспространении вообще, поскольку на самом деле, интеллектуальная литература с литературой попсовой связана значительно больше, чем кажется. Это касается общей ситуации - мы издаем мало книг. У нас люди меньше читают, чем в других странах. У нас меньше магазинов. Меньше издательств, меньше независимых издательств. Если говорить об интеллектуальной литературе, она, в принципе, не попадает за пределы Уральского хребта. И на Урал попадают тоже какие-то единицы. Фактически, если посмотреть на цифры, более 50 процентов книг продается в Москве. То есть, Москва - это больше половины книжного рынка. Ситуация невозможная, потому что в Москве живет не половина населения страны.

— А насколько это зависит от ценовой политики?

— От ценовой политики тоже зависит. До 98 года книги в России стоили очень дешево. Стоимость книги догнала докризисную цену в 2001-2002 гг. Но дело не в этом. Дело в том, что книг просто нет. С другой стороны, если книги невозможно продать, то издатель подстраховывает себя, сокращая тиражи и увеличивая стоимость. Все это - замкнутый круг. Книга становится дороже, она продается все хуже и хуже. Новые каналы покупки книг не появляются, Интернет весьма жидкий канал. Очень дорогой у нас в стране, кстати. В этом тоже уникальность ситуации - Интернет стоит дороже, чем книги в офлайне. В условиях кризиса с большими проблемами столкнулась 'Топ-книга'. Какая никакая, но все-таки сеть, которая занимается продажей книг за пределами Москвы.

— Но, наверное, ситуация все-таки ухудшилась еще больше?

— На самом деле, были такие надежды у многих, что в связи с наступлением кризиса, книги будут читать больше. Потому что книга - это одно из самых недорогих развлечений. Относительно недорогих развлечений. Но так как не существует системы распространения книг, книжные продавцы не замечают влияния кризиса. Несильно падают обороты, они становятся мало прогнозируемыми, но они не падают. Насколько я знаю. А крупные сети совершенно по-варварски спекулируют кризисом и перестают платить поставщикам. Если крупная сеть перестает платить поставщикам, у поставщиков нет оборотных средств для издания книг. Книг они не издают, книг становится меньше. Деньги растворяются неизвестно где. Они еще не остаются в сетях, которые испытывают влияние кризиса. Кто испытывает влияние кризиса - это сети. Потому что там арендная плата, там рабочие, потому что там большой персонал, серьезная логистика и так далее. И получается, что лучше книги не стали продаваться, больше их не стало. Их становится только меньше. Такая ситуация, тенденция не последнего года, а последних нескольких лет. Кризис просто еще больше заострил на этом внимание.

— А не ждете ли Вы помощи со стороны государства? Худо-бедно какие-то другие отрасли государство поддерживает, а здесь даже разговоров об этом нет.

— А зачем им поддерживать? У нас чтение умирает, люди нам читающие не нужны. С другой стороны, у нас стереотипное мышление - нормальный человек занимается колбасой или нефтью. Если не получилось с колбасой, ну куда податься еще? Ну, он пойдет заниматься книгами. Бизнес такой неприятный, долгий, деньги долгие, неудобно. Чего его поддерживать? Он с точки зрения эффективности неэффективен. Есть другие сферы, которые нужно поддерживать - автомобильная промышленность или какие-нибудь девелоперы. Но скоро мы придем к интеллектуальному коллапсу. То есть, не будет людей, которые могут обучиться даже по учебнику управлять буровой установкой. Пока государство смотрит на это на все как на должное.

Книжный рынок считается индикатором. Потому что если в других странах ситуация культурная является приоритетом национальной безопасности, то у нас это считается таким каким-то мелким бизнесом, по сравнению с производством, например, мебели. Есть там один серьезный игрок, а остальные все так. Это заметно по тому, как изменилось качество книги. Если вы обратите внимание, просто по тому, как издана книга, и технологически, и визуально, за последние пять лет книга в России деградировала. Обложки стали хуже, бумага стала хуже, верстаться книги стали хуже. То есть, за этим следили в 90-е, сейчас все это совершенно нарушено. Сейчас книги как объект типографского мастерства сильно деградировали, при росте цен. Я думаю, что без серьезного планирования и проектирования в этой области нас ждет серьезный культурный коллапс, всех. И не книжных продавцов, а страну в целом.

— А что сейчас перестали издавать?

— Во-первых, практически перестали издавать классически откомментированные тексты. В СССР и в России была прекрасная школа комментирования текстов, тексты классически издавались, хорошо откомментированные, хорошо переведенные. Сейчас издательства публикуют классический текст важный, который переведен двумя одновременно переводчиками, один переводил первую часть книги, другой вторую, и о комментариях говорить вообще не приходится. Это связано с тем, что просто уходят люди, которые могут комментировать, а другие не приходят. А во-вторых, все это стоит очень дорого, это затратно, это неэффективно. Вообще все, что связано с книгами, это неэффективно, если понимать эффективность как то, что молниеносно приносит 'бабло'. Если на рынке нескольких крупных издательств, и они занимают весь книжный рынок, то им нет никакого дела до того, как выглядит книжка. С опечатками, без опечаток, как она переведена, насколько качественный перевод. То, что издают, лучше бы не издавали.

С другой стороны, например, сейчас юбилей Гоголя, и в новой свободной демократической России нет ни одного полного собрания Гоголя. Так, для информации. Новое собрание сочинений Пушкина застряло на втором томе. Два года назад вышел первый том собрания сочинений Платонова. И когда будет второй? То есть, мы живем в такой стране, где такие авторы как Гоголь, Платонов не заслужили полного собрания сочинений. Хорошо, что Маяковского издали в советское время. То есть, это говорит о тотальном даже не бескультурье, о тотальном хамском потребительском отношении к культуре вообще. Отношение к культуре как к какой-то развлекаловке. На фильм 'Тарас Бульба' у них денег хватило, а на собрание сочинений Гоголя нет. Потому что эффективнее ставить 'Тараса Бульбу' низкого качества. Его посмотрит больше народу. Просто это проще, чем издавать академическое собрание сочинений. Денег, конечно, на академическое собрание сочинений требуется в сто раз меньше, но возни с ним больше. А здесь дал 'бабло' и все в порядке. Так что, мы находимся в чудовищной культурной ситуации.

И, наконец, тоже следует подчеркнуть, что даже в Москве книжных магазинов с каждым годом становится все меньше и меньше. Наш формат, формат маленького интеллектуального магазина исчезает в Москве. Скоро не останется вообще. Для нас-то это как раз хорошо, но город с 15-милионным населением не может обойтись ничтожным количеством книжных магазинов. И одним, двумя маленькими интеллектуальными магазинами, которые можно оставить так в затаении, чтобы всякие зубры, мутанты туда ходили. Я всегда, когда меня спрашивают, привожу одну и ту же цифру, что, например, в городе Белград с населением меньше миллиона книжных магазинов столько же, сколько и в Москве. Из них на центральной улице находится 15 пешеходных прекрасных магазинов, хорошего качества. В Москве ничего подобного нет.

Была очень смешная история, когда московское правительство решило сделать Арбат книжной улицей. Я, конечно, поступил как иезуит, я написал письмо префекту центрального округа. На что он ответил, что книжных магазинов на Арбате не можем предоставить, площадей у нас нет, можем предоставить вам палатку по продаже шаурмы, находящейся на Смоленской площади. Пока в голове человека эти вещи равны, нечего говорить. Москва как культурный город должна стремиться к тому, чтобы книжных магазинов маленьких было больше и больше. Я слышал очень много слов. Например, наш мэр заявил, что мы закроем все казино и игровые клубы и на их месте откроем книжные магазины. Это была история трехлетней давности. Я тоже писал письмо. Все, во-первых, игровые клубы не закрыли, а, во-вторых, даже если закрыли, то вы видели, что на их месте появился книжный магазин? В Кельне, например, книжные магазины платят специальную арендную плату, значительно меньше, чем клубы, казино, рестораны. Такого у нас не существует в принципе. Но главное, что аренда по сравнению с нашей отличается в шесть раз ровно. То есть, аренда в Кельне в шесть раз меньшая, чем аренда у нас.

А книга - это ведь не просто проблема образования, это проблема национальной безопасности. А образование - уже следствие. Тут проблема в том, нужен ли нам наш язык, нужен ли нам какой-то культурный слой и т.д. Я думаю, что мы здесь уже прошли точку невозврата на самом деле. Потому что есть умение читать, в смысле - умение получать информацию из книги, умение книгой пользоваться как аппаратом, умение делать какие-то выводы на основе литературы, это не что иное как навык. Если прерываем этот навык, а он сейчас прерывается, мы реально приходим к тотальной девальвации гуманитарного знания и знания вообще. Если в ближайшее время не случится какого-то реального переворота в этой стране, интеллектуального переворота в головах тех, кто должен этим заниматься, то возникнут проблемы, с которыми мы уже не сможем справиться.

Источник: Kreml.org

Еще по теме:

Метки: ,

9 коммент. »

  • Виталий Леонтьев пишет:

    То, что книги стали хуже с точки зрения полиграфии - не согласен категорически. В 90-е годы появление изданий типа “Драконоведения”, книг в интегральной обложке, “неформата” было невозможно. Сейчас мы вышли на качественную полиграфию (в том же Китае) - во многом и впрямь это произошло благодаря подорожанию книг. Так что с качеством оформления сейчас дела обстоят лучше, чем 10 лет назад. Даже если взять только бумагу.
    Но если раньше рост цен был для издателей благом, то сейчас он стал просто убивать книгоиздание. Надулся книжный “пузырь”, который должен был лопнуть - и лопнул. Сейчас цены снижаются - во многом за счет слива, да и издатели стараются не слишком раскошествовать.
    Однако произошло еще важное событие, фактически похоронившее книгоиздание 90-х - идиотское законодательство по авторским правам, которое враз сделало невыгодным выпуск классики XX века, старых советских авторов… Вот тогда-то и произошло вымывание с рынка 30-40% качественной книги. Выпускать Стейнбека или, скажем, Алексина на нынешних условиях просто невозможно. Всем памятна история с Булгаковым, когда его “наследнички” (седьмая вода на киселе) занимались натуральным рэкетом, требуя деньки со всех крупных издательств.
    Ну а государство… На мой взгляд, ждать хоть какого-то “просветления” не стоит… Нужно жить в сложившихся условиях - и выживать. Как это делает “Фаланстер” (спасибо ему за то, что он все еще с нами).
    И еще. Главное - не в том, сколько человек читает, а что и как. Лучше прочесть (и понять!) хотя бы одну вещь Гоголя, чем покупать ПСС, которое будет просто стоять на полке… Отсутствие на рынке собрания сочинений не так страшно, как отсутствие ПОТРЕБНОСТИ в Гоголе как таковом.

  • Дарья Шевченко пишет:

    Совершенно не согласна с тем, что ППС (как пишет В. Леонтьев) классиков не нужны. В них не нуждается каждый, они нужны всем как материальный факт духовной культуры народа. Даже если современное население России себя народом не осознает.
    Что касается качества - издательского и полиграфического, - посмотрите на книги, например, выпускаемые АСТ: если твердый переплет, то он, как правило, помят, книжный блок обрезан косо-криво, печать с корешка “съезжает” на сторонку, про качество бумаги, особенно на словари, и говорить нечего. Как можно печатать словари на газетной бумаге такого низкого качества? Ведь словарь - книга долговременного пользования, а такая страница от частого употребления истирается очень быстро. Конечно, если книги издавать не для чтения, а исключительно, как кирпичи, для продажи, - другой разговор…
    Согласна только, что “закон” о копирайте - действительно драконовский (о чем в книге “Драконведение”, наверное, ни слова).

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Качество Драконоведения…
    Странное сравнение…
    ведь речь не о книгах развлекательного характера.

    А о классике, о вечном…
    Дурить мы научились, оформляем отлично, но читать некоторые книги не хочу из-за качества бумаги.
    Вчера взяла в руки книгу, серии ЗолотаяКлассика изд АСТ Чехов Избранное, прекрасная обложка, но посмотрев на бумагу, я не захотела больше держать эту книгу в руках,я не захотела ее даже открыть,гадость!
    Я ее возвращаю обратно, я не хочу иметь такие книги на полках магазина.
    Покупатель берет не обложку, а содержание, чтобы перечитать несколько раз и оставить детям.
    Пусть она будет дороже, но будет качественная.

    Это тема о наценке.
    Если розница вынужденно научилась поднимать цену, то издательство побоялось поднимать цену за качество, а пошло почему-то другим путем,путем снижения качества.
    Меня удивило одно издательство, которое посчитало главным аргументом в предложении товара, не содержание, а самые низкие цены в этой категории.
    Я не спрашивала про цены, почему мне о них стали говорить?
    Мои потребности были другие…
    Я спрашивала про товар, подразумевая качество, содержания и исполнения.
    Если мне нужны были книги с Новогодней тематикой, то только они мне нужны были.
    И хоть какую разумную цену ставь, я возьму эту тему, а книги других тематик нет.
    Мой закуп не зависит от цены, он зависит от спроса, от потребности моего магазина в каких-то книгах.

    Все издательства стали конкурировать в ценах на товар?
    Повторю: Рознице нужно качество!!!
    Тогда можно работать, не краснея,не оправдываясь, а достойно предлагать свой товар.

    А это грандиозное перепроизводство “гадости” за последние годы?

    Кому его издавали?
    Для кого?

    В этом кризис!

    В неуважении к покупателям,
    к своему товару,
    к своему делу.

    У нас есть покупатели, их меньше,
    но сейчас закончится период оплаты квартальных налогов,
    и у нас будет небольшое окошко до садово-огородного периода.

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Зарисовка на тему кризиса…

    В этих условиях, в условиях кризиса, я бы посмотрела, что еще действует?
    Что позволяет нам быть на плаву сегодня?
    Мы же выживали, и не плохо до 1998 года,
    до 2000 года,
    до 2005 года
    Что стало происходить в эти периоды?
    Что стало лучше, а что хуже.
    Понятно, что мы меняемся и наше отношение тоже, но что-то осталось, и что-то потеряно…

    Что?
    Скоро экзамены,
    и скоро лето,
    с его ежегодным падением выручки,
    но все равно будет сентябрь.
    Розница может попридержать закуп и сделать наценку, и таким образом, выйти из ситуации.
    А издательства?
    Сделать наценку, для получения денег на рекламу своего товара… как выход…
    Помощи со стороны не получить, а значит каждый будет стараться выжить…

    Удачи,
    каждому,
    ищущему ее!

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Я не говорю, что ПСС не нужны вообще. Я говорю лишь о том, что не стоит делать вывод о состоянии рынка или духовного здоровья нации на основе именно этого сегмента. ПСС - это, скорее, символ, а не товар. Реально такие издания нужны лишь специалистам и коллекционерам. А простые читатели покупают какой-нибудь “Золотой том” - и, наверное, имеют на это право.
    Брака у АСТ, да и у всех остальных, действительно много. Но в целом уровень изданий улучшился, если говорить о полиграфии. Да, сильно сдала корректура, редактура, о научном уровне изданий и говорить не приходится. Но вот дети, к примеру, сегодня в более выгодном положении, чем в начале 90-х (за вычетом потерь от того же авторского законодательства).
    И еще. Книга не обязана быть шедевром. Она должна быть ЧИТАЕМОЙ. На рынке есть потребность и в дешевых изданиях на газетке. И даже кривыми переплетами, если это отражается на цене. Отрицать важность ценового фактора для читателей, простите, просто непрофессионально.
    Да, мы хотим, чтобы ВСЕ книги были идеальными, добротными. Хотя бы как в советское время. Но реальность такова, что часто книгу нужно делать БЫСТРО, а еще чаще - ДЕШЕВО. И тут уж ничего не попишешь.
    Меня вот другое интересует - как может пролокорм типа Минаева стоить в рознице под 600 рублей на газетке? Вот это форменный идиотизм….

  • Николай пишет:

    Борис в очередной раз рисует нам апокалиптическую картину. Кризис культуры, упадок литературы, падение интереса к чтению, где ты, где же ты, Золотой век. Все это привычный интеллигентский “разгон”, начавшийся конечно не вчера, а где-то так со времен падения Римской республики. А уж в 20 веке превратился и вовсе в плач (не помню какой русской княжны на стенах). Книжки тем временем читаются вполне успешно. Издаются в превеликом множестве. Те, кто успел пожить в САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНЕ МИРА, помнят, какой это был отстой с элементами застоя. Если вас все раздражает в вашей профессии — значит вы утратили кураж и пора эту профессию менять. Идите в продуктовый ритейл, десу.

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Утратили кураж?!
    Классно сказано!

    Это мы-то утратили кураж?
    Нет, просто хочется и это, и так , и вот так,
    а начинаешь считать оставшиеся деньги,
    и понимаешь, не хватает их на это…
    Обидно…просто
    Работаешь, работаешь, а мечта не приближается
    Кажется, вот сейчас, ухвачу ее за хвост,
    а она,
    только руку опалит немного…
    … снова кризис…

  • Николай пишет:

    Уважаемая Клара Хасанова, а выши городские чеписты (Шевцов, Марфутина, Заречная) продолжают работать?

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Никогда о таких не слышала, они из “нового” поколения?
    Могу сказать, что финансово у нас тут не очень.
    Вокруг горы, степи, Монголия и Казахстан, а на севере Новосибирск.
    Торговать зерном не умеем, да и запрещено было всем торговать в свободной цене. Туризм не развит. Зависим от бюджета, поэтому чувствуем когда пенсионеры получают деньги, плюс Топ-книга на эти земли претендует почему-то :), столько Книгомиров, Лас-книгас и две Литеры,
    на дотационный район, всех многова-то…
    Летопись дышит, Бисер шевелится, Ценз …
    Знаю только бывших своих поставщиков :))
    Поэтому, про таких не слышала.
    Городская Чепистка Клара Хасанова :))

    Николай, ну повеселил!!!
    Благодарю!!!
    ничего личного…

    Может выживут, если давно в книгах..

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8