Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

В кризис весело читать

30 Апрель 2009 Нет комментариев

В кризис падают доходы, но растут продажи книг. Забыв природную осторожность, некоторые представители книжного бизнеса радостно говорят о сумасшедшем росте продаж аж на 50 процентов. Спасаясь от кризиса, петербуржцы бегут в книжные магазины и библиотеки. Ведущие книготорговцы города уже нашли этой странности свое объяснение.

Путина потеснили оборотни и супергерои

Похоже, что лучше всего в кризис живется книжным магазинам, прописанным в Интернете. Так, оборот капитала интернет-магазина «Озон.ру» в 2007 году составил 66,1 млн долларов США, а в кризисный 2008 год руководство магазина говорит уже о росте в 50–60 процентов.

— В прошлом году книжные продажи «Озон.ру» выросли на 51 процент. Сейчас в день нам поступает пять–шесть тысяч заказов, в октябре-сентябре прошлого года эта цифра была гораздо меньше, — сдержанно говорит заместитель коммерческого директора «Озон.ру» Алексей Кузменко. — Практика показывает, что кризис лучше всего переживают именно интернет-магазины.

Впрочем, и в «Озоне.ру» говорят, что кризис все-таки отразился на покупателях. Те стали интересоваться книгами за 100–300 рублей и совсем охладели к дорогим подарочным изданиям.

— Отличным спросом у нас сейчас пользуется нон-фикшн (не художественная литература) и бизнес-книга. Да еще и современная художественная литература, как переводная, так и русскоязычная, — продолжает Алексей Кузменко.

Места для классики, похоже, в кризис не остается. А от реальной политики покупатели книг все чаще сбегают в фантастические миры. Дмитрий Глуховский им в помощь. Его фантастический роман «Метро 2034», равно как и все четыре книги знаменитой вампирской саги Стефани Майер, пользуются в кризисное время небывалой популярностью. Истории из жизни вампиров, оборотней и супергероев потеснили на полках книги о Владимире Путине.

Карл Маркс возвращается

Объяснение книжному кризисному ажиотажу нашли в Северо-Западном книготорговом объединении (СЗКО).

— Если раньше люди ходили в рестораны и бары, ездили за границу и покупали дорогую одежду, то сейчас они читают. Книга — один из немногих доступных способов проведения досуга. Поэтому наш бизнес кризис затронул в меньшей степени, — улыбается директор по продажам Северо-Западного книготоргового объединения Иннокентий Проваторов. — В непростой экономической ситуации книг продается не меньше, чем в начале 2008-го и даже 2007 года. А ассортимент даже вырос на 7–8 процентов, продажи — на 10 процентов.

И я вам скажу, что в России книги стоят куда дешевле, чем в Европе. В той же Финляндии за книгу в среднем придется отдать около 22 евро, а это почти тысяча рублей! У нас же аналогичное издание можно купить за 300 рублей. Хотя это объясняется в первую очередь несопоставимыми авторскими гонорарами.

Кризисное время даже вызвало из небытия Карла Маркса и древних китайских философов. — Считается, что Карл Маркс в «Капитале» предсказал сегодняшний кризис. Поэтому у нас сейчас так популярен этот немецкий философ. Многие покупатели теперь интересуются также китайской «Книгой Перемен». Ну и религиозная литература в кризис пользуется спросом, — говорит генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед» Денис Котов. Он же добавляет, что в кризис в его магазинах продажи книг выросли на 30 процентов.

Гоголь победил Маринину

В список тех, кому кризис, словно отец родной, попали и библиотеки. Но вместо выручки там подсчитывают количество читателей. Правда, делают это с таким же блеском в глазах, с каким книготорговцы говорят о росте продаж.

— Связан с кризисом приток читателей или нет, пока рано говорить. Но в любом случае у людей появится больше времени, им придется искать ответы на важные для себя вопросы, кто-то даже вынужден будет переучиваться, осваивать новые специальности. Поэтому мы уже сейчас ждем в библиотеке новых читателей, готовимся… — радостно призналась заместитель директора по развитию, новым технологиям и международным связям публичной библиотеки им. В. В. Маяковского Ольга Устинова. В филиале № 4 библиотечной сети Кировского района радости Маяковки не разделяют. Там с ностальгией вспоминают нестабильные 90-е годы.

— Да, читатели к нам идут. Их стало чуть больше. Но все же их не так много, как в 90-е годы! Тогда читатели стояли у нас в очереди не только за книгами, но и за стульями. Сейчас книги, конечно, дорожают, но это пока не приводит к очередям, — констатирует заведующая филиалом № 4 Людмила Хоружая. — К концу года мы рассчитываем, что у нас будет около 15 тысяч читателей. В прошлом году их было 14,5 тысяч.

Ведущий библиотекарь центральной библиотеки Василеостровского района Наталья Марасанова с началом кризиса поневоле стала еще и психологом:

— Приходят и жалуются, мол, остались без работы, а библиотека теперь — единственная отдушина в жизни. И таких людей много! А будет их еще больше. Наталья Марасанова была бы и рада помочь безработным, снабдив тех новыми книгами, да только денег в библиотеке на такую покупку, похоже, нет. Спасает Гоголь. После выхода фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба» писатель стал чрезвычайно популярен.

— Гоголь сейчас потеснил Полякову и Маринину. Но вот что странно: люди просят не «Тараса Бульбу», а книги о жизни Гоголя, — удивляется Наталья Марасанова. Вопрос, почему книголюбы торопятся за новой порцией печатного наркотика именно в библиотеку, для сотрудников Маяковки давно решен.

— Библиотека — это, пожалуй, единственное место, где человека не заставляют платить деньги. В кризис это так актуально. Я регулярно слышу от читателей, что они больше не хотят платить по 500 рублей за книгу и лучше подождут, пока она появится в библиотеке, — произносит заведующая отделом основного абонемента библиотеки им. В. В. Маяковского Маргарита Вассерман.

По ее же мнению, кризис пока никак не сказался на литературных пристрастиях читателей. Разве что любовная литература перестала пользоваться спросом.

«Книги — это не газ»

В бочке кризисного меда ложка дегтя досталась разве что производителям аудиокниг. Пожалуй, это единственные игроки книжного рынка, которые говорят, как сильно они пострадали от кризиса.

— Это не газ, не нефть и даже не строительство. Аудиокниги — это не сверхприбыльный, я бы даже сказал, это низкоприбыльный бизнес. В него еще вкладываться и вкладываться. Ведь мы находимся только на стадии становления. Может быть, поэтому наш бизнес сильнее пострадал от кризиса, чем книжный, — с сожалением говорит генеральный директор компании «Медиа1» Станислав Глушинский. — Ни о каком росте я сейчас говорить не могу. Наоборот, по сравнению с прошлым годом наши продажи упали на 60 процентов.

Из-за кризиса в магазинах так и не появится аудиопроект «Мировая классика детям», не выйдет в свет детская рок-сказка «Колобок», под кризисный нож попали даже популярные детективы Артура Конан Дойля.

Петербуржцы впадают в детство

Международный книжный салон в Ленэкспо выявил последние тенденции книжной моды. Лидером продаж неожиданно для всех стала детская литература. Детские книги на Международном салоне покупали чуть ли не оптом. С прилавков тут же сметались детские детективные истории Екатерины Матюшкиной («Лапы вверх!», «Кот да Винчи», «Ага, попался!»), пиратские приключения Анны Амасовой («Пираты Кошачьего моря»), сборник сказок Ганса Христиана Андерсена с рисунками петербургского художника Антона Ломаева и знаменитые книги о муми-троллях Туве Янссон.

Организаторы салона, придя в себя, смогли назвать сразу несколько причин такого ажиотажа вокруг детских книг.

— В магазинах сейчас не так просто найти хорошую детскую литературу. Ее выпуском занимаются небольшие некоммерческие издательства. Такие как «Самокат». На книжном салоне эти издательства были представлены, — рассказывает одна из организаторов Международного книжного салона Ольга Кадикина. — Ну и самое важное: родители никогда не жалеют денег на детские книги. Какой бы кризис на дворе ни был. Они лучше себе что-то не купят. И это правильно.

Матерый конъюнктурщик Януш Вишневский первым почувствовал эту новую тенденцию. Чтобы на всякий случай обезопасить себя от кризиса, вместо очередного любовного романа он написал детскую книгу «Марселинка» — своеобразное подражание «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери. Вишневский не прогадал. На салоне новинку разбирали так быстро, что польский писатель может еще долго почивать на лаврах и не заботиться о хлебе насущном.

— Эта премьера книги Вишневского была неожиданностью. Все-таки детская книга от автора психологических романов о любви! — говорит Ольга Кадикина.

Впрочем, в отсутствии книжных премьер виноват вовсе не кризис. По мнению организаторов, писатели приберегают свои новинки до сентября, когда откроется Московская книжная выставка-ярмарка.

Катерина Кузнецова
Источник: МК в Питере

Еще по теме:

Метки: , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8