Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Новая революция на книжном рынке?

14 Май 2009 Нет комментариев

Проект "Комментарии.ру" опубликовал мнения отечественных специалистов книжного дела по поводу презентации в чем-то революционного изобретения - книжной эспрессо-машины Espresso Book Machine (EBM).
Свои комментарии по поводу этого события дали Алексей Кузменко (OZON.ru), Дмитрий Манин (автор литературных игр), Игорь Павлов (автор психологических книг), Дмитрий Суслин (детский писатель) и иллюстратор Анна Рослякова.

Алексей Кузменко
Заместитель коммерческого директора, руководитель направления по продаже книжной продукции OZON.ru

– Как, по Вашему мнению, отнесутся к изобретению книгоиздатели?

– Отнесутся положительно, т.к. это, по сути, еще один канал продаж их продукции. Причем с их стороны все затраты сведутся только к решению вопроса с авторскими правами.

– Повлечет ли внедрение машины экспресс-печати качественные изменения на рынке книгопечатания? Почему?

– Здесь, мне кажется, изменения могут произойти, прежде всего, при формировании подходов к ценообразованию издателями на собственную продукцию в зависимости от канала продаж. Также, видимо, EBM может в какой-то мере повлиять и на качественные изменения в плане полиграфического оформления изданий. На это может повлиять, в частности, весьма бюджетное исполнение экземпляров с помощью ЕВМ. Если такое непритязательное, с полиграфической точки зрения, оформление будет пользоваться активным успехом, то издателю стоит задуматься, а что, собственно, стоит на первом месте при решении о покупке у клиента – текст книги вкупе с тем, как книга оформлена, или же просто голое содержание без изысков.

– Может ли распространение EBM способствовать учащению случаев нарушения прав авторов произведений?

– Вполне может. При снижении цены на такие машины будет все труднее отследить, все ли розничные точки, оснащенные такими устройствами, полностью соблюдают авторские права, и нет ли у них возможности печатать некоторые произведения нелегально.

– Будет ли востребована EBM?

– Безусловно, будет, ведь интерес, например, к изданиям out of print, как показывает практика, в сегменте продаж тех же электронных книг, весьма огромен.

– Каковы могут быть особенности ее применения?

– Ну, например, такие машины могут располагаться стационарно не только на территориях самих розничных книжных магазинов, но ведь и те же интернет-магазины могут предлагать своим клиентам услуги по печати и доставке изготовленных с помощью ЕВМ экземпляров.

– Смогут ли небольшие книжные магазины позволить себе приобретение такого устройства?

– У нас в России в ближайшей перспективе – нет. Это под силу, мне кажется, пока только крупным игрокам книжного ритейла – той же сетевой рознице и крупным независимым столичным и городским магазинам. Да и формат самого магазина здесь также будет влиять на эффективность использования и сроки окупаемости ЕВМ.

– Каким, на Ваш взгляд, будет отношение к новшеству российских читателей?

– Позитивное – при адекватной стоимости самой услуги и большой широте предложенного ассортимента.

Дмитрий Манин
Физик, программист, автор сетевых литературных игр

С точки зрения читателя, это – замечательное и долгожданное новшество. Оно должно занять промежуточную нишу между библиотекой (с межбиблиотечным абонементом) и традиционным книжным магазином, продающим новинки.

С точки зрения книгоиздателя, правообладателя и книжного магазина мне тоже видятся одни достоинства. Для издателя – это возможность снизить первичное вложение в издание, а также собирать по зернышку доход с книг, которые невыгодно печатать сразу большим тиражом. Для магазина – это огромная экономия складских и торговых площадей, занятых неликвидом, который кому-нибудь когда-нибудь понадобится. Для правообладателя – источник дохода, которого иначе не было бы, от книг, потребители которых слишком малочисленны и рассеяны в пространстве-времени.

Но все это может реализоваться только при условии, что цена книги окажется в доступном диапазоне. Как правило, книжный автомат будет конкурировать с библиотекой, в которой книгу можно взять бесплатно, но не сразу и только на время, предлагая ее за деньги, но сейчас же и навсегда. Сколько стоит это преимущество, я не знаю, но думаю, что не очень дорого. Между тем, чтобы машина за 175 тысяч долларов окупилась за год, она должна приносить почти полтысячи чистой прибыли в сутки. Это 50 десятидолларовых книг каждый божий день. А ведь надо еще накинуть авторские отчисления правообладателю, стоимость бумаги и краски, обслуживание, электричество... Боюсь, что такая экономика не будет реальна, разве что пока машина будет любопытной новинкой. Дальше же без существенного снижения цены на нее дело, вероятнее всего, обречено заглохнуть. Хорошо бы этого не случилось.

Игорь Павлов
Психолог-эксперт ряда журналов (Москва, Санкт-Петербург), преподаватель психологии (Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Беларусь, г. Брест), автор и ведущий тренингов (Профессиональный психологический центр "Инсайт", Беларусь, Брест), автор книг по детской психологии.

– Как, по Вашему мнению, отнесутся к изобретению книгоиздатели? Повлечет ли внедрение машины экспресс-печати качественные изменения на рынке книгопечатания? Почему?

– Современные книгоиздатели конкурируют между собой качеством полиграфии и оригинальностью дизайна книги. Некоторые из них предпочитают малые тиражи, окупаемые за счет высокого качества и стоимости издания. Многие из таких изданий представляют собой настоящие произведения искусства и соответственно позиционируются.

– Каким, на Ваш взгляд, будет отношение к новшеству российских читателей?

– Сложно сказать, что будет, если издание книг перейдет на экспресс-поточный метод печати. Вероятно, издатели сделают еще больший акцент на качестве оформления книги, увеличив ее стоимость по сравнению со стоимостью книги из этой машины. В результате книги, изданные старым добрым фабричным способом, будут приравнены к товарам класса люкс и окажутся малодоступными по цене среднестатистическому потребителю. Книги из машины в итоге станут чем-то сродни дешевому полуфабрикату быстрого приготовления. Возможно, это и будет своеобразной революцией на книжном рынке. Но вот повысит ли такой книжный «макдональдс» уровень читающего населения – большой вопрос.

Дмитрий Суслин
Детский писатель, учитель высшей категории

Революция? Слишком громко сказано. Просто очередной шаг вперед в техническом прогрессе, который сделает нашу жизнь более комфортной и приятной. Скажем, как появление видеомагнитофона, а позднее DVD и прочих цифровых технологий.

Вряд ли это изобретение повлияет на издательский мир, поскольку предназначено оно именно для распроданных книг. А поскольку современный издатель очень мало что переиздает, оно погоды не сделает.

К тому же, в условиях России это изобретение будет крайне невыгодным и дорогим. Никакой маленький магазин себе позволить в ближайшее десятилетие не сможет. Значит, за наших издателей можно не переживать. А вот авторы, наверняка, будут в выигрыше, если таковое вдруг произойдет и в наших условиях. Это ведь их не переиздают. А следовательно, и читатели, те, которых мало, выиграют. Их, кстати, сейчас не особо и спрашивают.
Так что я «за» обеими руками.

Анна Рослякова
Дизайнер, иллюстратор

Думаю, книгоиздатели отнесутся с интересом, но не более того — вряд ли это изобретение сразу же перевернет весь процесс книгопечатания. И не очень понятно, как с такой стоимостью это устройство сможет быть доступно «особенно небольшим» магазинам.

Востребована машина точно будет, пока как новая игрушка, полезная и необычная. Что же касается авторских прав, то тут, мне кажется, бояться нечего — произведения добавляются в каталог не покупателем, поэтому этот процесс несложно будет отслеживать.

Источник: Комментарии.ру

Еще по теме:

Метки: , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8