Деловые каникулы
Как правило, осенью в рейтинг-листах деловой литературы появляются более или менее громкие новинки. К таким можно отнести книгу Алана Гринспена "Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы" — вполне актуальное повествование по нашим временам.
Впрочем, при всех достоинствах книги Гринспена ей вряд ли удастся повторить успех "старожилов" делового рейтинга Ричарда Брэнсона и скандинавских фанки-бизнесменов Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстралле. Эти фамилии из топ-листа не выходят уже несколько лет подряд, несмотря на очевидную авторскую спекуляцию на первом успехе. Это касается и издания "Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие" Нордстрема и Риддерстралле, и книги "К черту все! Берись и делай — 2" Брэнсона. Нащупав рецепт успеха (имя, тема, серийность, позитив), авторы, а еще чаще издатели просто копируют его, насыщая рынок потребительскими клонами.
Видимо, издательства, овладевшие искусством "тиражирования успеха" лучше остальных, и становятся лидерами рынка. По-прежнему нет равных "Альпине": 10 из 20 книг топ-листа — книги этого издательства, причем соотношение между новинками и старыми добрыми хитами внушает уважение. В целом же в рейтинге доминируют — и уже довольно давно — книги легкого жанра, предлагающие разнообразные рецепты достижения успеха, "личностного" и (или) карьерного роста. Таких в рейтинге подавляющее большинство — от ставших уже классикой "Семи навыков" Стивена Кови (издательство "Альпина") до рецептов Лоис Франкел "Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе. Сотня подсознательных ошибок, вредящих карьере женщины" (издательство "Вильямс").
Они — и рецепты, и книги — все больше похожи друг на друга. Карты, схемы, структурирование сознания, тиражирование или "матрицирование" удачного опыта — все это действительно напоминает, по удачному выражению одного из наших рецензентов, мантру для самогипноза.
Очередные "дрессировщики менеджеров" и "тренеры тренеров" пакуют свои методики в обложки в расчете на то, что стосковавшийся по успеху дрессируемый или тренируемый их приобретет. Расчет верный.
Рецепт успеха остался тем же — имя, тема, серийность, позитив.
Впрочем, винить только издателей в том, что книжный рынок не развивается, наивно. Книга — продукт не столько фантазии авторов и издателей, сколько их умения понять требования читателей. В нашем случае — предпринимателей, менеджеров, руководителей отечественного бизнеса. А они-то современную деловую литературу — вот парадокс! — зачастую и не читают. У одних нет времени, а другие уже прочли все, что им было нужно (и это похоже на правду, особенно когда речь идет о тех, кому за 40). Бизнес, как информационная среда, как главный потребитель, формирует требования к деловой литературе. Значит, такой у нас в стране бизнес, если его участники довольствуются западным старьем или легким отечественным чтивом.
Тиражи уменьшаются, хотя количество новинок, выбрасываемых на рынок, растет, грозя взорвать полки, которые и так не резиновые. Книгоиздатели по-прежнему продают книги не читателям, а товароведам, а те, ограниченные "длиной полки", сами определяют ассортимент.
Ситуация на книжном рынке за последние полгода если и изменилась, то незначительно. Издатели находятся в поиске мегаидеи, которую можно было бы превратить в книгу и продать. Не отказались бы они и от мегаидеи по управлению своим бизнесом. Издательский рынок практически не растет, и предпосылок для его роста не наблюдается. Денег в отрасли нет, а понизившаяся до оценочных 8% рентабельность ставит ее на довольно опасную грань. Фанатичное урезание издержек помогает удержаться на точке безубыточности, но издательское дело все больше становится "приятным для души занятием", а не бизнесом.
Более того, с учетом кризиса денег и не предвидится, хотя сама финансовая ситуация в мире должна спровоцировать в ближайшее время выход книг как аналитических, так и "утилитарных" — о том, как выжить в нынешних непростых условиях.
Впрочем, проблемы могут пойти и на пользу отрасли, подтолкнув к рождению той самой мегаидеи. В конце концов, если кризис не убьет, то сделает сильнее. По крайней мере, можно на это надеяться.
Александр Соловьев
Источник:
Оставить комментарий