Глаголом жечь
Книгоиздателей финансовый кризис не пугает: они уверены, что их продукция — предпоследнее, от чего откажутся обнищавшие потребители. При этом участники рынка готовятся к смене интересов читателей, а недоступность банковских кредитов вынуждает их отказываться от рискованных масштабных проектов.
В периоды смуты и кризисов многие обыватели стремятся спрятаться в безопасном мире писательских фантазий от мировых и личных проблем, иллюзии превращаются в один из самых востребованных товаров. «Я не ощущаю оттока покупателей из книжных магазинов, — утверждает генеральный директор издательства «Добрая книга» Роман Козырев. — Напротив, я считаю, что во время кризисов люди читают больше, потому что появляется больше свободного времени. Сокращается персонал, и вместо того, чтобы искать дополнительный заработок, многие люди посвящают время образованию, повышению квалификации и читают больше. Становится больше досуга, а книга до сих пор остается самым дешевым средством его проведения. Любые другие альтернативы чтению — кино, аудио, видео, концерты, публичные мероприятия — гораздо дороже. Книга как самый дешевый способ досуга должна пользоваться в кризис наибольшим спросом».
По данным различных социологических исследований, треть населения России регулярно посещает книжные магазины, и этот показатель не меняется уже в течение нескольких лет. При этом общий тираж изданных в России книг за последние семь лет удвоился. Показатели в этой области рванули вверх сразу после кризиса 1998 года. В 1999 году в стране выпускалось около 400 млн экземпляров книг и брошюр, в 2004-м этот показатель достиг 700 млн экземпляров. Хотя превысить суммарный тираж книг, издававшихся в СССР (около 1,5 млрд экземпляров), или хотя бы приблизиться к нему новой России пока еще не удавалось. Возможно, нынешний кризис позволит преодолеть этот рубеж.
В среднем тираж издания колеблется в районе 8—10 тыс. экземпляров. Выпускать книги большим тиражом — затратное и довольно рискованное мероприятие, которое нередко осуществляется за счет кредитных средств. Как и предприятия других отраслей, издательства получают кредиты под залог, оборот или выручку. После того как банковские кредиты значительно подорожали, у небольших издательств стало меньше возможностей для реализации экспериментальных проектов, например, выпуска большим тиражом произведения малоизвестного автора, но в целом на положении в отрасли это не сильно отразилось.
«Инвестиционные возможности издательств сократились, и проектов, которые сейчас запускаются, стало меньше, — рассказывает Роман Козырев. — В нашем издательстве проекты не закрывались. Мы исповедуем принцип опоры на собственные силы и не очень зависим от привлеченных кредитных ресурсов. Конечно, мы пользовались банковскими кредитами, но их недоступность или дороговизна сильно на наш портфель не повлияли. Никакие серьезные проекты мы не сокращали, пришлось только пересмотреть график их выхода».
Многие издательства сейчас также пересматривают содержимое своих портфелей в пользу изданий в более дешевом исполнении. «Кризис повлиял не на способность читателя выкладывать деньги за понравившуюся книгу, а на издательский ассортимент. По данным книжных магазинов, продажи растут: вероятно, люди годами копили на квартиру, а в результате смогли купить только книгу, — грустно шутит главный редактор издательства «Лимбус-пресс» Павел Крусанов. — Издательства пользуются банковскими кредитами, которые возвращают с оборота. Сейчас ставки по кредитам выросли, отчего изменяется параметр заложенной в книгу прибыли. В связи с этим сурово пересматриваются издательские планы, убираются рискованные проекты и поощряются издания с гарантированной рентабельностью».
Для читателя отношения банков и издательств так и останутся за кадром: вряд ли книжные магазины будут испытывать дефицит известных авторов, разве что новые имена будут появляться несколько реже.
Управляющий издательствами издательской группы «АСТ» Олег Савич считает, что кризис до книжной отрасли еще не добрался, кроме того, любое серьезное издательство всегда имеет в запасе целый пакет антикризисных мер. «Полноценного кризиса как такового еще не случилось: не наблюдается значительного падения доходов населения, массовых сокращений, системных неплатежей, — размышляет эксперт. — Пока мы можем говорить о страхе перед некими грядущими проблемами. Но до какой глубины кризис разовьется и к чему приведет, никто отчетливо ни в отрасли, ни в стране в целом не знает. Поэтому в ожидании возможных проблем вменяемые издатели предпринимают предупредительные меры: перераспределяют издательские портфели, увеличивают выпуск наиболее востребованных книг, переориентируются на более низкие ценовые категории, сокращают расходы по статьям, не связанным непосредственно с выпуском продукции».
Книгоиздатели, конечно, рассматривают и более мрачный вариант развития событий. «Если кризис разовьется и население станет значительно беднее, это не может не отразиться на востребованности товаров и услуг, не являющихся продуктами первой необходимости, к числу которых, к сожалению, относится и книга, — продолжает Олег Савич. — Тогда возникнет ситуация выбора: купить домой колбасы, новые ботинки для ребенка или новую книгу. Это самый пессимистический сценарий. Мне ближе компромиссный вариант: по финансовым причинам произойдет отток части постоянных покупателей книг, но он компенсируется притоком людей, которые во времена кризиса, смуты, обязательно обращаются к книге. Насколько эти два потока друг друга уравновесят, я не знаю, потому что не знаю глубины кризиса, глубины падения».
Кризис 1998 года не превратился для российского книжного бизнеса в катастрофу. Серьезных снижений объемов потребления не произошло, а по определенным жанрам наблюдался даже заметный рост. Огромным спросом пользовались классические произведения, которые к тому же не требовали от издателей авторских отчислений. Хорошо продавалась прикладная литература — люди пытались сэкономить на том, что можно сделать своими руками: сами строили дачи, конструировали и мастерили. В сфере развлекательной литературы интерес читателей сместился с триллеров и боевиков в сторону романов, детективов и исторической литературы. Издатели объясняют это тем, что «чернухи и в жизни хватало». Книги по экономике и менеджменту в 1998—1999 годах залеживались на полках: их аудитория на некоторое время разочаровалась в возможности достичь успеха в бизнесе.
За 10 лет, прошедших с момента прошлого кризиса, самым заметным изменением в отрасли стал 3—4-кратный рост средней стоимости книги. Сейчас новинка продается в магазинах по 300—500 рублей, подарочные издания — по 1000 рублей. Эти показатели постепенно приближались к европейским и американским: на западных рынках цена книги в 30—50 евро никого не удивляет. Не приведет ли снижение платежеспособности населения к падению спроса на дорогие издания? Генеральный директор издательства «Октопус» Вера Байдак считает, что этого не случится: «Безусловно, произойдет смещение продаж в сторону развлекательной литературы, книг более дешевых по исполнению. Но подарочные издания всегда найдут своего покупателя. Люди все равно будут покупать и дарить друг другу подарки, но будут искать варианты подешевле. Как раз к таким подаркам относится книга, даже если она стоит 1000 рублей. Для хорошего подарка это не очень дорого».
Еще одним важным фактором для издательского бизнеса в условиях текущего кризиса является развитие интернет-сервисов, которые позволяют скачать электронные версии книг бесплатно или за цену, меньшую, чем у бумажного варианта. Мобильные цифровые устройства за последние 10 лет получили широкое распространение; несмотря на бескомпромиссную борьбу издателей и авторов с нарушителями авторских прав, пиратские цифровые копии книг в Интернете найти несложно. Кроме того, легальные каналы продаж электронных книг тоже развиваются. Например, на 60-й франкфуртской книжной ярмарке около 30% книжных проектов было представлено не в бумажном, а в электронном виде. Издатели тем не менее уверены, что Интернет не отнимет у них значительную часть потребителей. «Модели потребления электронной и бумажной книги различны. Из-за ценовой разницы в 100—200 рублей между бумажной и электронной книгой читатель вряд ли откажется от привычного способа чтения, — считает Роман Козырев. — Даже самый продвинутый ридер (устройство для чтения электронных книг) по качеству воспроизведения текста не может сравниться с бумажной книгой. Кроме того, книги с иллюстрациями и учебники воспринимать в электронном виде очень тяжело».
Наталья Соколова
Источник:
Оставить комментарий