Сергей Телепаев (Эксмо): «“Желтых” изданий мы не издавали никогда»
“Эксмо” — универсальное российское издательство, одно из крупнейших в Европе. По данным Российской Книжной палаты (2008), издательство является лидером отрасли по тиражам и наименованиям выпущенных книг. В 2008 году “Эксмо” выпустило 10439 наименований книг общим тиражом 99,7 млн экземпляров. Доля рынка, занимаемая “Эксмо”, составляет 15 проц. Авторский портфель издательства насчитывает около 6000 имен.
“Эксмо” — единственное в стране издательство, в котором внедряется и успешно функционирует ERP система “mySAP Business Suite”, необходимая для осуществления поэтапного построения эффективной системы управления на основе получения консолидированной финансовой, управленческой и производственной отчетности. В издательстве придерживаются нескольких основных читательских потребностей — это досуг или развлечения, получение информации и обучение. Иными словами — остросюжетная литература (включая женские, интеллектуальные и авантюрные детективы), современная проза, детская литература, отечественная и зарубежная фантастика, деловая и обучающая литература, а также литература научно-популярная и прикладная (куда входят темы досуга, отдыха, кулинарии, здоровья, фитнеса и спорта).
О тенденциях развития на издательском рынке рассказывает генеральный директор нижегородского представительства издательства “Эксмо” Сергей Николаевич Телепаев.
— Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как развивался издательский рынок до нынешнего экономического кризиса?
— Конечно, не так быстро, как развивались у нас сырьевые рынки... Но, безусловно, рост был. И достаточно активный и интересный. Развивались все направления литературы, все жанры. Не было какого-то определенного сегмента, который был бы основным.
Но давайте вспомним о кризисе 90-х. Это период смены экономической системы в России, которая на книжный рынок сказалась весьма ощутимо. Читать стали существенно меньше. Был почти глобальный провал читательского интереса. И мы до сих пор наверстываем тот уровень чтения, который был в советские времена. Наверстываем разными способами. Одним из них является открытие новых авторов, расширение книжного ассортимента в разных направлениях и жанрах.
Рынок активизировался и стал набирать обороты. Не сразу, не быстро. Но с каждым годом наблюдался рост и в художественной литературе, и в деловой. Рос читательский интерес, росли продажи.
Тенденции последних 2—3 лет — расширение ассортимента, но при этом снижение общих тиражей. То есть при расширении ассортимента и разнообразии авторов по всем литературным направлениям тираж отдельно взятой книги уменьшался. Это говорит о том, что круг читательского интереса расширялся.
Практически в равных пропорциях была востребована детская литература, художественная, развлекательная, познавательная. Много интересных авторов появилось в деловой литературе. Активно стали приобретать дорогие подарочные книги. В последние 2—3 года подарочных изданий выпускалось очень много.
Мы потихоньку стали приближаться к уровню востребованности в чтении советских времен.
Читательский интерес рос, стали появляться новые издательства — крупные и небольшие. Наше издательство “Эксмо” — номер один в России. В самом начале создания стратегия развития компании была разработана на захват рынка. И соответственно мы достаточно агрессивно развивались и использовали все наши преимущества. Это и качественная дистрибуция, и тот портфель авторов, которые мы создали. Мы работаем не только в России. Наши книги продаются в ближнем и дальнем зарубежье.
— Да, издательство “Эксмо” развивалось достаточно активно. В связи с экономическим кризисом вы поменяли свою дальнейшую стратегию развития? Каким образом экономические проблемы коснулись вашего издательства?
— Я не могу сказать, что текущий кризис мы не почувствовали. Но, в целом, процесс роста не прекратился. В издательстве работает аналитический отдел, который достаточно четко отслеживает все процессы, которые происходят не только на книжном рынке, но и вообще в экономике. Идет глубокий и серьезный анализ покупательских возможностей, интереса. Мониторинг розничной торговли, деятельности конкурентов.
Такая работа проводилась всегда. Текущая ситуация внесла свои коррективы. Издательство сконцентрировалось на более точных продажах. Оперативно и четко реагирует на покупательский спрос, чтобы донести до читателя ту литературу, которая интересна в данный момент. Планы развития составляются на год, но ежемесячно они корректируются в зависимости от ситуации.
У нас уже достаточно большой опыт в издательской деятельности, поэтому мы довольно быстро можем перестроиться в зависимости от рыночного спроса.
— Да, к примеру, осенью, наверное, вы выпустили огромное количество литературы о кризисе...
— Действительно, на прилавках магазинов много появилось книг о кризисе. Покупали такой литературы вполне прилично. Но это продолжалось недолго. Наметились более существенные сдвиги в читательском спросе. Сейчас покупатель серьезно подумает, прежде чем купить подарочную книгу. Наверное, он предпочтет все-таки детские книги. Сделает подарок ребенку. В развлекательной литературе тоже перемены связаны с тем, что большим спросом пользуются книги так называемого эконом-класса.
На эти и другие изменения мы чутко реагируем.
— От многих запланированных проектов вам пришлось отказаться?
— Нет, мы стараемся ни от чего не отказываться. Но более детально продумываем тиражи. Мы продолжаем искать и продвигать новых авторов. Один из последних это Олег Рой. Он недавно побывал в нашем городе с презентацией новой книги.
Тактика “агрессивной” позиции состоит еще и в том, что если стоять на месте — это означает, что делать шаг назад; если быстро бежать — делать шаг вперед. Поиск новых авторов и их продвижение — это часть стратегии. Александру Маринину раньше тоже никто не знал. Людмила Улицкая была известна только в очень узких кругах. Сегодня эти авторы популярны и востребованы.
Несмотря на любые кризисы, надо развиваться и искать новых авторов в разных направлениях. Это и привлечение новых читателей. Но, конечно, сейчас более остро решаются вопросы спроса и тиража. Опираясь на глубокий мониторинг читательских интересов, надо постараться угадать, предвидеть. Но это специфика издательской деятельности.
— Сергей Николаевич, так каковы сегодня читательские вкусы? Что читают в кризис? По-прежнему иронические детективы и дамские романы?
— Надо сказать, что ранее очень популярный жанр иронического детектива и дамские романы, сегодня уже не являются хитами продаж и ведущими жанрами. Они перестали быть локомотивами продаж. Но в определенном кругу “верных” почитателей они по-прежнему пользуются спросом, и мы его удовлетворяем. И опять же повторюсь, в этих направлениях ищем новых интересных авторов.
А вкусы читательские очень разнообразны. Они действительно расширились. Если вы посмотрите на книжные полки в магазинах, то увидите, что ассортимент очень богатый абсолютно в разных жанрах. Что-то одно выделить невозможно.
Потом в книжных продажах тоже есть некая сезонность. Сейчас начинается дачный сезон. Спрос на развлекательную литературу, те же иронические детективы, мелодрамы и т. д., будет повышаться. Люди читают в поездах, на дачах.
— Кстати, наверное, вырос спрос и на полезную литературу по саду и огороду? Многие вернутся к ведению приусадебного хозяйства...
— Пока мы таких тенденций не заметили. Рост продаж такой литературы пока на прежнем сезонном уровне. Так же, как и книги по охоте и рыбалке.
— А как вы стимулируете читательский спрос?
— Существуют традиционные методы: акции со скидками, которые тоже носят сезонный характер, конкурсы. Но, в первую очередь, мы стараемся привлечь читательский интерес новыми книгами и сериями. К примеру, в издательстве вышла такая серия, как “STALKER”, которая пользуется популярностью у подростков. Мой сын с удовольствием читает. Говорит, что затягивает. Книги основаны на сюжетах компьютерных игр. Занимают определенный сегмент читателей — любителей этого вида занятий. При этом отвлекают их от сидения за компьютером, что тоже имеет положительный эффект. Эта серия носит медийный характер.
— А вы идете за читательским спросом или все-таки пытаетесь формировать литературный вкус? Ведь сейчас огромное количество книг, которые к литературе не имеют никакого отношения.
— Мы стараемся найти середину. Издание книг — это бизнес. Поэтому мы не имеем права не соответствовать спросу. И мы его тщательно изучаем с целью удовлетворить запросы. Но мы прекрасно понимаем, в какой сфере бизнеса мы работаем. Свою миссию издательство “Эксмо” определило так: повышение интереса к чтению как к важнейшему фактору развития национальной культуры, традиции и интеллектуального потенциала страны. Может быть, это звучит несколько высокопарно, но этот так. Так называемых “желтых” изданий, пошлых и т. д. мы не издавали никогда.
— Сергей Николаевич, но в кризис, наверняка, многие читающие будут пользоваться интернетом? И это будет ваш главный конкурент!
— Не думаю так. Уже прошло достаточно времени, чтобы люди смогли оценить все преимущества и недостатки интернета. Чтение “живой” книги просто невозможно сравнить с ее чтением с компьютерного экрана. Это вещи не сравнимые. Многие, и я в том числе, пользуюсь интернетом, чтобы найти интересных авторов (времени у меня хватает только на чтение деловой литературы, к сожалению). Ищу имена, книги, читаю аннотации, комментарии, а потом покупаю ту, что заинтересовала. Нет, книгу невозможно читать с компьютера!
Кстати, это и есть ответ на многие ваши вопросы. Книга всегда будет востребована. Думаю, что тот спад, который мы наблюдали в 90-е годы, больше не может повториться. Потому что в условиях рыночной экономики издательский бизнес достаточно активно развивался, охватывая все направления. Сейчас есть, что почитать — от развлекательной до интеллектуальной литературы. Почитать, чтобы отвлечься от текущих проблем и чтобы получить интеллектуальное и душевное удовольствие.
Елена Востокова
Источник:
Цитата:
“Свою миссию издательство “Эксмо” определило так: повышение интереса к чтению как к важнейшему фактору развития национальной культуры, традиции и интеллектуального потенциала страны. Может быть, это звучит несколько высокопарно, но этот так. Так называемых “желтых” изданий, пошлых и т. д. мы не издавали никогда.”
Полагая, что именно “высокопарно” это и звучит. Теперь поглядите на сообщение от Издателя ЭКСМО к недавно вышедшей книге Михаила Нестерова “Характер победителя” из Серии: Спецназ ГРУ:
“Сотрудники ГРУ подполковник Марковцев и полковник Артемов получают задание предотвратить последствия политического убийства грузинского министра обороны. Руководство разведки считает, что эта акция - лишь первое звено цепи еще более серьезных преступлений, цель которых - тотальная дискредитация России. Известно, что в Грузию прибыл сотрудник ЦРУ Гвидо Терон, который вместе с исполнителем убийства, полковником госбезопасности Шавхелишвили по кличке Шер-хан, намерен провести антироссийские провокации. Перед Марковцевым и Артемовым стоит сложнейшая задача - ликвидировать профессиональных политических провокаторов…”
Ничем жёлтым не попахивает? А шовинистическим? А провакационным? И так далее…
Это “Эксмо” не публикует ничего “желтого”? Просто смешно. “Эксмо” - главное издательство, занимающееся отуплением нации. Одна Устинова чего стоит… Не к чтению они повышают интерес, а к размягчению мозга.
Уважаемый, Сергей Николаевич!
Когда будете искать новых авторов в интернете,то загляните на литературный сайт “Радуга-дуга” (www.raduga-duga.ru), а то к Вам из ближнего зарубежья ОЧЕНЬ трудно пробиться.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика