В Центральном доме художника завершил работу IV Московский международный открытый книжный фестиваль, к которому, по словам организаторов, нужно относиться не как к ярмарке-распродаже, а как к клубу, где происходит «обмен мыслями и анализ мнений». В последний день фестиваля состоялись показ картины про Осипа Мандельштама и вручение премии «Степной волк». Всего в эти дни в программе было 300 различных мероприятий, объединенных главной темой: «Будущее литературы».
«На московском книжном фестивале будет меньше гламура», – обещал весной новый программный директор мероприятия Борис Куприянов.
Что же изменилось на этом фестивале по сравнению с тремя предыдущими? Осталась концепция легкого уличного мероприятия. Книжный смотр проходит в ЦДХ, во внутреннем дворике которого выстраиваются несколько больших шатров, каждому из которых дается имя какого-нибудь крымского курорта: «Ялта», «Новый Свет», «Коктебель» и т.д. Посетителям разрешается свободно сидеть на музейных лужайках с пивом или молочными коктейлями, их развлекают музыкой, премудростями новой драмы, занимают конкурсами и детей, дают поиграть в настольные игры.
На летнем фестивале никогда всерьез не торговали книгами – это приоритет ярмарок на ВВЦ и non/fiction. Зато много внимания уделялось детской программе, кино, музыке и изобразительным искусствам, которые хоть и должны были как-то увязываться с книжным миром, но на деле существовали вполне независимо. Тут все фактически осталось неизменным, разве что появился небольшой филиал «Московского дома книги», в основном с мегахитами вроде очередного выпуска «Намедни» Парфенова или малым собранием сочинений Дмитрия Быкова. Сам Быков, так же, как и прочие книжные знаменитости, непринужденно прохаживался по дворику ЦДХ, а на свое выступление, посвященное литературе будущего, собрал огромную толпу поклонников.
Интерес к звездам и явная неохота публики ходить на дискуссии и эксклюзивные встречи с малоизвестными гостями, несмотря на старания организаторов, преодолеть удалось не вполне. Как и всегда, на презентации книги режиссера Сергея Соловьева набилась полная кибитка народу, а на встрече со шведским блоггером, который рассказывал о литературных процессах в скандинавском Интернете было пусто.
Замечательно, что в этом году в числе партнеров фестиваля и РГГУ, и важный гуманитарный ресурс «стенгазета.net», и Еврокомиссия. Не так уж и плохо, что умиротворение художественной программы фестиваля нарушила очередная хулиганская выставка арт-группы «Война» – скорее жаль, что их экспозицию демонтировали еще до открытия. Зато остались на стенах остроумные и злые полотна Николая Копейкина, который к тому же вместе с группой «НОМ» развлек гостей первого дня фестиваля.
Если организаторы летнего книжного фестиваля не будут снова менять программного директора, то в следующие годы ММОКФ обещает вырасти в интересное городское событие. Пока же статус этого книжного смотра не очень понятен – в нем слишком много всего, в том числе и хорошего, но элементы этой большой конструкции не очень сочетаются между собой. С другой стороны, где еще можно так запросто сводить ребенка на спектакль в настоящую юрту, а самому посмотреть ретроспективу Герца Франка?
Оставить комментарий