Пиксели против бумаги
Гильдия издателей периодической печати при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Национального координационного совета прессы намерены 22 июня провести отраслевую конференцию «Российская периодика, книгоиздание и полиграфия в условиях кризиса».
На конференции будет обсуждаться текущая ситуация, изменения за период кризиса, прогноз ближайших перспектив в индустрии печатных СМИ, книгоиздании, полиграфии, на рекламном рынке и рынке дистрибуции, а также будут выработаны предложения по стабилизации и развитию индустрии в период кризиса.
Накануне конференции Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям был представлен доклад «Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития». Помимо общих оценок, авторы посвятили немалую его часть относительно новому для России сектору книгоиздания – электронной книжной продукции.
Если говорить в целом, отмечается в докладе, то в последние годы российская книжная индустрия уверенно и динамично развивалась и вошла в пятерку ведущих мировых книжных рынков мира. 2008 год для российского книжного рынка, как и для всей экономики России, стал переломным. Ожидалось, что он станет рекордным по числу выпущенных книг и брошюр, росту объема рынка, объему инвестиций и перспектив внедрения новых бизнес-моделей. Эти ожидания в целом сбылись, однако финансовый кризис заставил расстаться с излишним оптимизмом.
Оформившейся тенденцией на книжном рынке России выступает интеграция книжного бизнеса в медийное пространство, выход операторов книжного рынка на медиарынок, слияние различных секторов медиарынка. По мнению экспертов, интеграция книжных издательств с другими сферами медиаиндустрии связана со стагнацией книжного рынка ввиду недостаточного развития системы распространения и конкуренцией со стороны Интернета.
Сегодняшний экономический кризис формирует предпосылки для роста продаж электронных книг. С одной стороны, их цена существенно ниже бумажных книг – разница может составлять 5 - 10 раз. С другой – устройства для чтения электронных книг становятся более доступными, а проникновение Интернета увеличивается. Как результат, стремящийся сэкономить потребитель будет больше внимания обращать на электронные книги. Согласно прогнозам, доходы от продаж электронных книг займут заметное место в доходах книгоиздателей через два-три года.
Мировые тенденции
Объем рынка электронных книг в самых технологически продвинутых странах – США и Японии – приближается к отметке 100 миллионов долларов. При этом, согласно данным Американской ассоциации издателей, продажи «традиционных» книг за истекший 2008 год снизились в США на 1,5%, тогда как продажи электронных книг увеличились на 55%.
Сегодня крупные зарубежные научные издательства – Elsevier, EBSCO Publishing, Springer-Verlag, Oxford University Press, успешно решив задачу перехода на электронные версии своей журнальной продукции, активно занимаются переходом на выпуск монографий в электронном виде.
Издательства Penguin и PanMacmillan планируют одновременный выпуск печатных и электронных версий книг. Издания Penguin, начиная с сентября 2008 года, стали выходить одновременно в двух форматах. Первыми в эксперимент были включены издания, выходящие под импринтом Dorling Kindersley. В планах Penguin – выпуск в электронном формате 5 тыс. наименований. Издательство PanMacmillan с января 2009 года также осуществляет одновременный выпуск бумажных книг и их электронных версий. При этом последние выпускаются без DRM-защиты (средств защиты авторских прав – Digital rights management), то есть без ограничений пользования. Как считают в PanMacmillan, снятие DRM-ограничений содействует увеличению продаж.
Традиционные оптовые книготорговые компании также переключаются на продажу цифровых книг. Так, оптовая компания Gardners ведет переговоры с розничными торговцами относительно предоставления им онлайновой платформы для продажи электронных книг. Компания Foyles также изучает возможность сотрудничества с Gardners для продажи электронных книг на своем веб-сайте, хотя окончательное решение еще не принято. Глава направления электронной коммерции компании Borders Дж.Хоукинс (Julie Howkins) отметила, что «электронные книги получают импульс. Издатели начинают относиться к ним более серьезно при растущих продажах устройств для чтения электронных книг. Электронные книги весьма продвинулись вперед даже в сравнении с ситуацией четырехмесячной давности».
Электронные книги
Что касается российского рынка, то, считают авторы доклада, он будет развиваться только в симбиозе с рынком устройств для чтения электронных книг («ридеров»), при этом «ридеры» должны предоставлять пользователям возможность скачивания контента так же легко, как скачивает музыку с iTunes пользователь iPod. Данная точка зрения находит подтверждение в статистике: через шесть месяцев после того как Amazon стал продавать собственное устройство для чтения книг Kindle, продажи электронных книг увеличились на 12%.
В феврале 2009 года компания Amazon представила новую версию устройства для чтения электронных книг Kindle-2. Новое устройство стало заметно тоньше (0,9 против прежних 1,7 сантиметров), обладает большей памятью, которая возросла с 256 Мб до 2 Гб, был ускорен процесс «перелистывания» страниц (чуть более 0,5 секунды). Загрузка текстов в Kindle-2 по-прежнему производится через сотовую связь третьего поколения – 3G, при этом пользователем вносится плата только за книгу. Kindle-2, как и его предшественник, предоставляет возможность прослушивания аудиокниг и музыкальных композиций.
На российском рынке к популярным устройствам для чтения книг можно отнести Sony Reader Digital Book (хотя официально в Россию оно не поставляется), ORSiO b721, устройства российской компании Profile. Стоимость Amazon Kindle в Великобритании составляет 359 долларов, в России – еще больше. Sony Reader также не относится к дешевым моделям. Устройства российских производителей, правда, дешевле – их стоимость составляет в среднем чуть больше 7 тысяч рублей при отсутствии, однако, ажиотажного спроса на них. Пока что рынок устройств для чтения электронных книг производит крайне слабое впечатление, месячный объем продаж исчисляется в 450 - 500 штук.
Стандарты и Интернет
Согласно оценкам экспертов, в России объем рынка электронных книг к 2009 году достиг отметки 900 тысяч долларов. Как любое новое направление деятельности, электронное книгоиздание переживает период становления, что характеризуется неустойчивостью показателей и отсутствием стабильных взаимосвязей внутри отрасли. Серьезную проблему развития рынка электронного книгоиздания представляет отсутствие сводной информации о выпускаемой продукции. Информация об электронных изданиях не носит систематического характера.
Одна из важнейших проблем рынка – несоблюдение издателями каких-либо стандартов, требований в оформлении электронных изданий. Большинство издателей или авторов (правообладателей) расценивают сегодня электронное книгоиздание скорее в качестве рекламной поддержки основного бизнеса по выпуску традиционных книг на бумажном носителе. В сегодняшних условиях электронная книга в России представляет собой, как правило, текстовой файл в виде записанного на сервер материала стоимостью 25 - 30 рублей.
Сами издатели в ряде случаев лишены возможности использовать собственные издания даже на своих сайтах или предоставлять разрешения на их использование другим заинтересованным организациям. Это связано с тем, что у многих издателей оказывается недостаточно прав для обеспечения такого «электронного использования», в частности, многие издатели не приобретали у правообладателей права на доведение произведений до всеобщего сведения, действующие в российском законодательстве с 2006 года и предусмотренные также частью IV ГК РФ. В результате использование множества изданий оказывается заблокированным. Кроме того, значительная часть учебной литературы создается самими вузами на бюджетные средства, но при этом отсутствует правильное оформление прав и, соответственно, оказывается невозможным дальнейшее правомерное использование таких созданных за бюджетный счет изданий.
Между тем, компания Google в настоящее время стремится с помощью судебного прецедента закрепить за собой право использования в Интернете «по умолчанию» любого произведения, изданного любым издательством (кроме специально исключаемых из такого использования). В перспективе возможно создание монопольной системы электронного распространения книг и иных изданий в Интернете, в отношении которой у российских издателей останется возможность только присоединиться на продиктованных им условиях.
Илья Иванов
Источник:
Уважаемые коллеги,
из уважения к авторам упомянутого доклада (прочитал исчерпывающе и пару раз) не стану дискутировать по существу, поскольку никакого прагматического эффекта сей документ не несет, вряд ли кому-то придет в голову использовать его при корректировке своей реальной стратегии. Но, когда авторы начали демонстрировать компетенцию в опыте зарубежном…, тут и посыпались элементарные «ляпы». Только пара примеров: упомянутый Springer-Verlag уж не существует c 2003 года, он носит иное имя – Springer Science + Business Media, коротко Springer SBM. А под именем, использованным авторами, журналисты сегодня, чаще всего, имеют в виду другое издательство – Axel Springer-Verlag. И еще: в Британии Amazon Kindle не может стоить 359 долларов, поскольку на «острове», исключительно уважительно, более чем где-либо, относятся к своей валюте – фунтам стерлингов.
Наконец, про цены… Сегодня, в период становления этой ниши рынка всякое встречается: но, чаще всего, e-книга не бывает более, чем на 20% дешевле печатной, а подчас, эти цены и равные. Т.е. никакие не разы. Может быть, авторы доклада имели в виду только файлы аудиокниг: они стоят в Европе около 5 евро (4,94–), а на физических носителях от 16 до 18 евро.
Можно еще много чего говорить, но, зачем?…
Такими вот смотрятся дела там, за горизонтом…
Оставить комментарий