Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Конференция «Российская периодика, книгоиздание, полиграфия в условиях кризиса»

23 Июнь 2009 Один комментарий

На отраслевой конференцию ГИПП «Российская периодика, книгоиздание, полиграфия в условиях кризиса», прошедшей 22 июня в конференц-зале «Российской газеты», о ситуации на книжном рынке в условиях кризиса рассказала Нина Сергеевна Литвинец, вице-президент Российского книжного союза.

В своем выступлении она затронула очень острые темы распространения книжной продукции, закрытия книжных магазинов в регионах, упадка культуры чтения. Более конкретные цифры по книгоиздательской отрасли, в частности по объемам книжного рынка, как сказала Н. Литвинец, будут подготовлены к сентябрьской книжной выставке.

Нина Сергеевна остановилась на основных тенденциях развития книжного бизнеса, которые «лежат на поверхности и которые заставляют книгоиздателей по-новому реагировать на сложившуюся ситуацию.

Во-первых, книжный бизнес более консервативен, более спокоен, чем рынок прессы. Книга и создается, и продается, и живет больше. Книга не зависит от рекламного рынка. В книгах рекламируются только книги. Поэтому какие-то тенденции, характерные рынку прессы, в книжном рынке не так явно просматриваются».

Однако, по мнению, Н. Литвинец, «на книжном рынке сложилась парадоксальная ситуация с Российской книжной палатой. По данным Российской книжной палаты первого квартала наблюдается значительный рост выпуска книжной продукции. Рост книжных продаж демонстрируют и крупные издательские концерны, такие как «Эксмо» и «АСТ». Хотя он не такой, как в докризисный период. С другой стороны, книжные магазины Москвы и Санкт-Петербурга показывают сокращение продаж в среднем на 10-12% как в штучном, так и экземплярном выражении.

Это говорит о том, что вымывается ассортимент небольших издательств, специализированных и научных издательств. Падают продажи деловой, научной и научно-популярной литературы, изданий по искусству, дорогих подарочных изданий. Спрос держится за счет сезонного интереса к учебной литературе, к детской и популярной художественной литературе. Таким образом, такое вымывание продукции небольших издательств – очень тревожный сигнал для книжного рынка. Ведь их продукция – это такая краска в общей палитре книгоиздания страны.

Самый острый узел проблем – в торговых сетях. Все мы наблюдали за банкротством крупной торговой компании «Букбери», но это банкротство менеджмента, к кризису имеет опосредованное отношение.

Очень тревожная ситуация сложилась с «Топ-книгой», одной из крупных и динамично развивающихся компаний. Пока не грянул кризис, «Топ-книга» большие деньги выделяла на развитие книготорговой сети. Но в условиях кризиса мы всем миром начали спасать «Топ-книгу», так как все заинтересованы, чтобы эта компания существовала. Но тем не менее «Топ-книга» закрыла 70% магазинов в регионах. И это обострило и до того плачевное состояние региональной книжной торговли.

К сожалению, на уровне губернаторов эта проблема не решается, для местных властей книжный рынок – темный лес. Хотя когда закрывается единственный книжный магазин в городе, по идее это должно быть ЧП районного масштаба. В маленьком городе закрыть книжный магазин легко, но трудно его восстановить. Это чревато тем, что увеличивается дистанция между культурным потреблением в больших и небольших городах.

Российский книжный союз совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям разработали программу по поддержке чтения. Естественно, сейчас на нее денег не выделяется. Пытаемся с помощью собственных средств, в регионах, эту программу проводить в жизнь. Но, мне кажется и чего мы добиваемся, что книжная торговля должна быть в Росстате выделена отдельной строкой и обороты по книжной торговле должны учитываться отдельно. Книжная торговля в регионе должна занимать одно из существенных положений губернаторской отчетности».

На фоне общей неблагоприятной обстановки на книжном рынке Н. Литвинец выделила и положительную тенденцию: некоторые крупные дома периодической печати начали выпускать книги. Таким образом, совместными усилиями мы будем стараться сделать нашу страну более читающей, причем, читающей серьезную хорошую литературу.

Юлия Денисова
Источник: Православная книга

.

Еще по теме:

Метки: , , , ,

Один комментарий »

  • Ухов Вячеслав Григорьевич пишет:

    Уважаемые коллеги,
    приходится констатировать, что кто-то, автор публикации или выступающий на упомянутой конференции, допустил досадную ошибку: компания «Топ-Книга» НЕ ЗАКРЫЛА 70% своих магазинов в регионах. Даже в самый трудный для компании период, с января по май текущего года, она в итоге потеряла лишь 55 своих магазинов, в т.ч. в обеих столицах (закрыто - 85; открыто – 30). Причем, часть из них временно, на период переноса в более привлекательные места. Тем самым, сокращение сети составило почти 9% (точно: 8,2%). Закрытые магазины – в большинстве, объекты малых торговых форматов, располагавшиеся на территориях, где в условиях кризиса покупательная способность населения катастрофически упала.
    Искренне сожалею, что неверная информация об одном из крупнейших участников отечественного книжного рынка прозвучала с трибуны конференции столь авторитетного профессионального объединения как ГИПП.
    Одновременно поддерживаю высказанную на конференции идею об актуальности внимания к локальным книжным рынкам со стороны региональных и местных властей.

    С уважением и
    постоянной готовностью информировать в режиме реального времени о закрытых магазинах,
    PR-директор компании «Топ-Книга»

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8