Издательские бизнес-модели в цифровую эпоху
После выхода Kindle 2 голоса, предвещающие смерть бумажной книге, зазвучали еще громче, а некоторые футурологи наперебой начали возвещать о фантастических перспективах, открывающихся перед обществом в недалеком будущем с переходом книг в «цифру». Другие же пророчат стагнацию вследствие массового пиратства. Но давайте посмотрим, чего же стоит ожидать от этого будущего, на чем смогут зарабатывать издатели с авторами, и какими из обещанных благ можно пользоваться уже сегодня.
Нынешние букридеры напоминают мобильные телефоны начала 90-х, такие же дорогие, ограниченные в функциональности и не очень привлекательные. Возможно, понадобится примерно столько же времени (лет 10-15) для появления книжного аналога iPhone, который сможет не уступать бумажной книге по user experience. Но главным препятствием в замене «бумаги» «электронкой» является ментальный барьер. Тот кто привык управлять машиной с помощью руля не купит машину с джойстиком, но новое поколение, которое выросло на компьютерных играх и еще не ездило за рулем вполне вероятно предпочтет автомобиль именно с джойстиком.
Так и для значительного замещения бумажных книг должно прийти поколение (которое сейчас только пошло в школу) которое еще не имеет опыта общения с бумажными книгами, а это будет опять-таки через 10-15 лет. В общем, перспектива не близкая, но что же делать сейчас когда читателю явно недостаточно просто текста и не хватает интерактива. Эту потребность пытаются удовлетворить кто как может. Кто-то рудиментарно приклеивает DVD к обложке, кто-то выносит на всеобщее редактирование книги до их печати, а некоторые создают специальные проекты под книгу (например,
Пример такой платформы описан на сайте
Что дает использование такой платформы?
Читателям:
- Быстрый доступ к библиографии (если на странице приведены ссылки на внешние источники в виде книги или сайта);
- Гарантированно наличие интернет страниц, на которые ссылаются (от момента написания книги до продажи и переизданий проходят годы, а за это время многие сайты прекращают существование);
- Мультимедийная информация (фото, видео, аудио);
- Книги схожей тематики;
- Возможность обсуждать с другими читателями или автором содержание каждой страницы книги;
- Возможность добавлять собственный контент;
- Поиск слова или фразы в тексте книги.
Для издателей и авторов:
- Кросс-продажа книг схожей тематики;
- Поддержание актуальности контента;
- Повышение уровня удовлетворенности читателя;
- Продажа рекламы (площадки хорошо таргетируются);
- Увеличение добавленной стоимости (увеличивается потребительская ценность книг).
То есть использование этой платформы может изменить бизнес-модели в издательском бизнесе. Так, издатели могут получать прибыль не от продажи «бумаги», а от сообщества образуемого вокруг книги. Таким образом, пиратское распространение книги может быть даже выгодно. Автор же может получать плату от читателей за поддержание контента в актуальном состоянии и обсуждение с читателями книги (если интересно, что автор имел ввиду на странице 48 во втором абзаце). Очевидно, что читатель будет счастлив, если ему ответит САМ автор. Это даже приятнее и практичнее автографа на книге.
Возможно использование Linkod и в художественной литературе. Автор рассказа может вести несколько сюжетных линий, но не может раскрыть каждого персонажа так же подробно как главных героев и рассказать их истории. Но это могут сделать другие читатели-писатели. Каждый персонаж, каждая сцена может порождать сюжетные «ответвления» создавая новые параллельные рассказы со своими героями. Получится что-то вроде Second Life, только в тексте. Наиболее популярные «ответвления» и дополнения могут издаваться в виде отдельных книг на бумаге. Автор «корневого» произведения может получать отчисления от «вторичных». Тут можно провести аналогию с API для программных продуктов. Получается настоящая Книга 2.0.
К сожалению, Linkod - это пока только концепция бук-платформы (по аналогии с блог-платформой), но если какой-то автор захочет ее реализовать для своей книги, инициаторы проекта будут рады помочь ему.
Интерес должен возникнуть прежде всего у крупных издательских домов, которые хотят стать центром коммуникации и информационного обмена между читателями и писателями – ведь в этом и заключается их бизнес.
(c) Pro-Books.ru
.
Оставить комментарий