Версия для печати Версия для печати
Главная » Ебуки и цифра

Печатная книга: несокрушимый бастион

3 Ноябрь 2008 Нет комментариев

«Печатные книги – это последний бастион аналоговой цивилизации в нашем цифровом мире», – заявил в конце мая бессменный лидер компании Amazon Джефф Безос, выступая на BookExpo America – одной из крупнейших книжных ярмарок в мире. Руководитель компании, лидирующей на рынкеинтернет-продаж, не случайно впервые за последние восемь лет посетил выставку. Наблюдатели в один голос связывают его визит с продвижением на рынке созданного Amazon устройства для чтения электронных книг Kindle (англ. «лучина»).

Рынок уже несколько лет ожидает появления устройства, способного заменить читателю традиционную бумажную книгу. По словам главы издательства Public Affairs Books Питера Осноса: «Несмотря на то, что рынок электронных книг невелик, мы стоим на пороге его стремительного роста». С ним согласен глава одного из крупнейших американских издательств Simon&Schuster Адам Ротберг: «Продажа электронных книг является небольшим, но быстро растущим сегментом в общем объеме наших продаж».

Электронная книга дешевле, чем ее бумажный аналог, – из ее стоимости сразу можно исключить расходы на заготовку, переработку и транспортировку бумаги и картона, хранение готовой продукции на складах. Эти факторы становятся особенно значимыми в эпоху кризиса потребления – покупатель выбирает, что дешевле. Первыми это ощутили крупнейшие издатели, работающие на самом большом в мире книжном рынке – американском.

Средняя температура по палате

Большинство американских экспертов сходятся во мнении, что рынок печатной продукции в США находится не в самой лучшей форме. По словам ведущего специалиста Institute for Publishing Research профессора Эла Греко, проблемы экономики бьют и по этому бизнесу. Прежде всего по крупным компаниям. Слабые результаты в прошлом году показали некоторые крупные издательства. Random House, американское подразделение немецкого медиаконгломерата Bertelsmann, сообщило о почти 5−процентном снижении доходов за прошлый год. В результате своего кресла лишился его генеральный директор Питер Олсон. Компания Simon&Schuster, входящая в корпорацию CBS, в первом квартале этого года недосчиталась трети своих доходов. По прогнозу Book Industry Study Group, количество книг, проданных в 2008 году, по сравнению с предыдущим годом снизится на 0.7%, и до 2012 года не ожидается никакого роста, либо он не будет превышать 1%. Такие низкие показатели роста, не превышающие 1–2%, держатся уже несколько лет. За счет ценовых факторов доходы от продаж книг растут, но и этот показатель не увеличивается более чем на 5% в год.

При этом крупные компании постепенно теряют свою часть рынка. Пока на долю независимых американских ретейлеров приходится менее 10% от общенационального объема продаж, и только 3% коммерческих наименований. Но эксперты отмечают их рост: по данным Американской ассоциации книготорговцев, в 2007 году в США открылось 100 новых независимых книжных магазинов. Уже в течение нескольких лет количество вновь создаваемых независимых торговых точек превышает число магазинов, вынужденных сворачивать свой бизнес.

Что же касается лидеров рынка, то их благополучие все чаще зависит от наличия в «обойме» отдельных сверхпопулярных авторов. Участники BookExpo America сочли такую зависимость тревожащей. По словам директора издательства Collins Стивена Росса: «Благосостояние нашей индустрии все больше зависит от таких мегаселлеров, как произведения Джоан Роулинг и Дэна Брауна. К сожалению, ни одна из книг, представленных на майской ярмарке, не сможет даже отдаленно повторить рекорд продаж, поставленный в июле прошлого года заключительным томом о Гарри Поттере».

Возгорится электронное пламя

На вопрос о текущей экономической ситуации в США и ее влиянии на рынок печатных изданий Джефф Безос неизменно отвечал, что в бизнесе наблюдаются очень обнадеживающие тенденции во всех категориях. Хотя первое устройство для чтения электронных книг с использованием технологии электронных чернил, LIBRIe, было создано корпорацией Sony еще в 2004 году, эксперты утверждают, что именно Kindle, который можно купить за 359 долларов, способен революционизировать старое доброе книгопечатание. Другие подобные устройства скачивают книги с компьютера пользователя. Kindle же через сети мобильной связи загружает книгу непосредственно с интернет-портала Amazon, где в настоящее время присутствует 125 тыс. наименований. За семь месяцев, которые Kindle находится в продаже, на ее владельцев уже приходится, по утверждению г-на Безоса, 6% от продаж наименований, которые Amazon предлагает как в печатном, так и в электронном виде. Аналитик CitiGroup Марк Маханей считает: «В течение следующих двух лет продажа собственно Kindle сможет приносить Amazon до 3% (750 млн долларов) от всех ее доходов».

В компании надеются, что читатель быстро привыкнет к новому носителю информации. «Когда вы читаете книгу, то забываете о том, что держите в руках набор листов, склеенных между собой. Остается только мир, создаваемый в вашем воображении автором произведения. Книга как физический объект исчезает из вашего сознания. Создавая гаджет, мы попытались добиться такого же эффекта – заставить Kindle исчезнуть. Для этого использовали электронные чернила и сделали прибор беспроводным, чтобы вы как можно быстрее перестали обращать внимание на то, что именно вы держите в руках», – объяснил Эндрю Херденер, пресс-секретарь подразделения Amazon, отвечающего за разработку и маркетинг гаджета.

То, что Kindle пришелся по душе читателям, говорит и тот факт, что первая ноябрьская партия гаджетов (хотя руководство Amazon не называет их точного количества, эксперты оценивают ее в 10–30 тыс.) была распродана в считаные часы. Предполагается, что ежемесячный объем продаж этого устройства (которое уже назвали iPod книгопечатания) к концу года достигнет 120 тыс. экземпляров.Стив Джобс, основатель компании Apple, так ответил в январе 2008 года на вопрос, что он думает о Kindle: «Не имеет значения, насколько хорош или плох этот продукт, дело в том, что люди больше не читают». Но, похоже, далеко не все с ним согласны. Помимо разработок Amazon и Sony (ее последняя модель, PRS-505, продается по цене 299 долларов и является, по мнению экспертов, наиболее весомым конкурентом Kindle) за последний год на рынок устройств для чтения электронных книг вышли компании iRex Technologies с iLiad за 699 долларов и Polymer Vision с комбинированным устройством Readius, которое совмещает функции книги и мобильного телефона.

Мирное сосуществование двух систем

Каролин Рэйди, одна из руководителей Simon&Schuster, предполагает, что в течение 2008 года объем продаж электронной литературы ее издательством, по сравнению с 2007−м, увеличится более чем вдвое – и это после роста в 40% за 2006–2007 годы. По данным International Digital Publishing Forum, в целом по индустрии в марте 2008−го было продано почти на 60% больше электронных книг, чем за аналогичный период 2007−го. Рэйди поддержала главу Amazon в его видении будущего книгопечатания: «Любые книги, мгновенно доступные любому читателю в любое время на любом языке». Единственным препятствием, которое стоит сегодня на пути воплощения этого видения в реальность, является отсутствие соответствующего оборудования для чтения. Но с появлением Kindle, считает Каролин Рэйди, «мы наконец оказались в точке отсчета новой эпохи в книгоиздании».

Но, как оказалось, даже апологеты электронных книг не ожидают ухода с рынка традиционных носителей. Как признался на ярмарке в Лос-Анджелесе Джефф Безос, клиенты Amazon продолжали покупать физические книги даже после того, как приобрели Kindle, при этом количество приобретенных традиционных томов не уменьшилось, а вот общее количество проданных наименований увеличилось. По убеждению г-на Безоса, и с ним, похоже, с осторожным оптимизмом начинают соглашаться другие участники рынка, продажа электронных книг скорее помогает, чем наносит ущерб продажам печатных изданий. Так, по словам Мэрилин Даксворс, вице-президента компании Penguin Group, объем продаж традиционных книг ее компании за первые четыре месяца 2008 года превысил объем продаж в этой категории за весь предыдущий год.

Об этом же свидетельствуют данные соцопросов. По сведениям Random House/Zogby, 82% читателей по-прежнему предпочитают бумажную книгу. Цифровые гаджеты становятся не столько конкурентом продукции из бумаги, сколько ее дополнением. Как считает писательница и основатель ежегодной «Недели чтения электронных книг» Рита Тоевс, проблема конкуренции между оцифрованными и традиционными книгами надумана: «Электронные книги являются идеальным решением для бизнесменов, отпускников или для тех, кому жилищные условия не позволяют собрать большую библиотеку. Электронный вариант также предпочтительнее для изданий, чье содержание меняется на регулярной основе, – газет, журналов. Но ничто не сможет заменить прекрасно изданные альбомы по искусству или фотографии. Электронные книги просто являются еще одним форматом того, чем человечество наслаждается вот уже шесть столетий».

Виктор Глумсков
Источник: Эксперт

Еще по теме:

Метки: ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8