Борис Есенькин: «Кризис даст толчок дальнейшему развитию книжного рынка»
6 августа исполнилось 70 лет директору торгового дома «Библио-Глобус» Борису Есенькину. В предверии своего юбилея Борис Семёнович ответил на вопросы "Литературной газеты".
– Когда вы первый раз оказались в «книжном на Кировской», в детстве или будучи взрослым? Каким было впечатление?
– Отлучаясь со своего родного Стрелецкого переулка (Марьина Роща), мальчишкой бегал в поисках обёрток от конфет к Савёловскому и Белорусскому вокзалам, на улицу Горького. Пожалуй, это был ранний этап коллекционирования, подогреваемый игрой в «фантики» в школе. Затем появились и первые книжные тропинки: магазин «Наука», букинистические – на улицах Горького, Никольской, Сретенке, Трубной, Кузнецком Мосту и т.д. А с появлением в 1957 году магазина № 120 тропинка прошла и через «Книжный мир». Этот двухэтажный магазин поражал своей необъятностью ассортимента. Привлекало и то, что, несмотря на длинные очереди, можно было заказать по тематическим планам необходимую книгу, пообщаться с профессиональными продавцами, увидеть сурового директора Леонида Воложина, почувствовать дух книги (у меня и в мыслях не было, что когда-нибудь я стану здесь работать).
– А как это событие произошло?
– Естественно, были переходные ступеньки – народный книжный магазин, Московский полиграфический институт, Москнига, магазин № 206 «Агитатор», Калининское книготорговое объединение, магазин «Столица»… В ноябре 1989 года – перевод на должность исполняющего обязанности директора магазина № 120 «Книжный мир». Да, сомнения были… просыпался ночью в холодном поту и думал: «Зачем всё это? Ты совсем плохой? Ты – молодой книжник, у тебя мало опыта, а там работают книжные «зубры». Как же ты собираешься с этим управляться?» Предстояло преодолеть, понять, спроектировать и выстроить будущее, пройти путь «по-русски»: через огонь, воду и медные трубы. Вероятно, это было одно из моих самых сложных жизненных преодолений, когда надо было перестроить сознание людей и развернуть их в новое непонятное время, в строительство нашего будущего.
Сегодня «Библио-Глобус» – это не только трёхуровневый книжный магазин с самым широким ассортиментом, превышающим двести тысяч наименований, но также и просветительский книжный медиацентр, где ежегодно проходят более двухсот презентаций, встречи с учёными, политиками, популярными авторами, известными теле- и радиоведущими, звёздами шоу-бизнеса и другими яркими и интересными личностями.
Здесь осуществляют свою деятельность более десятка различных клубов – «Литературно-музыкальная гостиная им. И.Д. Сытина», «Философский клуб», Интеллектуальный джем-клуб Cloudwatcher, английский клуб English First Life Club, «Встреча с издателем», «Литературные зеркала», «Наука – людям!», детский клуб «Библиоша» и многие другие.
Наконец, в «Библио-Глобусе» разработаны и осуществлены серьёзные социально значимые программы, в том числе «Российские просветители», «Прошлое, настоящее и будущее русского языка и чтения». В соответствии с ними компания оказывает поддержку библиотекам, музеям, университетам, школам и другим учебным заведениям.
– Обычно многие издатели и читатели сетуют, что магазины выделяют лучшие места массовой литературе, а интеллектуальная оказывается на дальних полках. В «Библио-Глобусе» серьёзные книги можно найти достаточно легко – как вам удаётся поддерживать баланс?
– Делать акцент только на литературе массового спроса было бы неправильным. Тем более что рейтинговые (массовые) продажи занимают 5–7% от общей реализации предприятия. Как мы и говорили выше, важно в огромном книжном мире сориентировать читателя, помочь ему найти нужную книгу, обеспечить доступ к достойной интеллектуальной литературе. В этом помогает справочно-информационная система – сенсорные терминалы. Потребитель знакомится с содержанием издания, имеет возможность распечатать лист-навигатор, указывающий место, где находится книга, и, если она отсутствует, оставить заявку на неё. Наша задача – сделать как можно больше для того, чтобы сберечь человеческое время.
– Что, по вашим наблюдениям, ищет в магазине современный читатель? Кто он – постоянный посетитель «Библио-Глобуса»?
– По нашим данным, 80% покупателей – специалисты с высшим образованием и студенты. Более 60% всех посетителей «Библио-Глобуса» – наши постоянные покупатели. Многие ходят к нам десятилетиями, кого-то совсем недавно приводили за ручку родители, а теперь уже школьник или студент приводит к нам своих друзей.
Если же говорить о читательских предпочтениях, то несколько изменились цели приобретения книг. Например, в 2007–2008 годах книги «для работы» покупали 18–21% посетителей, в 2009 году – 13%. Кризис… Зато процент покупок книг «для души» вырос с 35 до 48%.
Из рейтинга летних продаж видно, какие издания сегодня интересуют массового читателя. Это новые фантастические романы Сергея Лукьянова, Ника Перумова и Сергея Тармашева, вторая книга проекта «Намедни» Леонида Парфёнова, книги о кризисе, популярная литература о здоровье. Увеличился спрос на произведения по поведению людей в стрессовых ситуациях, управлению эмоциями, эффективному общению – опять же накладывает отпечаток кризис!
– Сейчас выходит много достойных документальных книг, а серьёзная и глубокая проза – большая редкость. Чем это можно объяснить?
– Серьёзная и глубокая проза всегда была редкостью, не только сейчас. Тем не менее наши постоянные гости – Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Юрий Поляков, Дина Рубина, Евгений Гришковец и многие другие авторы – продолжают радовать своих читателей новыми книгами. Российская литература жива и выполняет свою основную миссию – оказывать помощь людям в осмыслении жизни и понимании своего предназначения.
– Повлиял ли кризис на книжную торговлю, и каково это влияние?
– Прежде всего мы уверены в том, что кризис способен дать толчок дальнейшему развитию книжного рынка. Даже сейчас, когда в обществе существуют определённая настороженность и опасения за собственное финансовое благополучие, уровень продаж изданий, связанных с образовательным процессом, не снижается. Так же востребована художественная и детская литература, стали больше покупать произведения отечественной и зарубежной классики, книги по философии, психологии. Пожалуй, несколько упал спрос на деловую и производственную литературу.
Думается, социальная миссия библиотек, книжных магазинов, музеев не будет утрачена. Невзгоды, которые нас окружают, – естественный живой процесс, регулярно происходящий в мире. Надеюсь, мы философски будем относиться к ним, продолжая наше просветительское дело: писатели будут писать, издатели – издавать, книгораспространители – распространять, а читатели – читать.
В моём понимании Иоганн Гутенберг, Иван Фёдоров заложили прочный книжный фундамент, который трудно будет разрушить и в XXI веке, несмотря на большое количество и разнообразие вспомогательных инструментариев и заменителей чтения, ибо они в первую очередь несут информацию, а книга даёт знание. Поэтому искренне хочу пожелать, чтобы все обращались за мудрым советом к своему учителю – Книге.
Источник:
Что не скажешь ради пиара!!!!!!!
….просыпался ночью в холодном поту и думал: «Зачем всё это? Ты – молодой ….., у тебя мало опыта……
А юноше всего - то только идет 51 год!
Согласна с названием «Кризис даст толчок дальнейшему развитию книжного рынка».
Мне точно дает.
ничего личного, просто так и есть…
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама