Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Конец эпохи Гутенберга

24 Август 2009 3 коммент.

Александр Милицкий ("Компьютерра") — о будущем печатной книги.

Тот, кто полагает, будто у книги есть будущее, - никогда не пытался написать и издать книгу. И дело тут даже не в нынешнем финансовом кризисе, благодаря которому издательства, лишённые оборотного капитала, не рискуют издавать что-либо кроме совсем уж заведомых бестселлеров. Похоже, книга обречена как жанр, как способ донесения информации, пусть даже и в безбумажном виде. Чем дальше, тем в большей степени написание книг будет становиться уделом карьеристов, маргиналов и маленькой кучки раскрученных авторов.

Виной всему экономика. Представьте себе, что вы – автор, который пытается донести до окружающего мира значимую информацию. Это может быть беллетристический роман или научная монография, - в данном случае это неважно. Объём вашей книги составляет 400 тысяч знаков, или 10 авторских листов, - практически минимальное значение (обычный объём составляет от 10 до 15 авторских листов; в среднем – 12.5).

Каково бы ни было её содержание, - пишете вы вдумчиво и старательно. Если это научный труд - старательно выверяя формулировки. Если художественное творение - шлифуя диалоги и тщательно выписывая описания. Ваш труд довольно-таки велик по объему, вы – стайер, рассчитывающий свои силы, - и потому в день создаёте, в среднем, 5 тысяч знаков текста. Нет-нет, - случаются вдохновенные люди, которые пишут запоем, а также упорные графоманы с каменными задницами, - но большинство авторов к их числу не относится.

Чтобы написать такими темпами 400 тысяч знаков, потребуется 80 рабочих дней. Автор не робот - дадим ему два выходных в неделю - при КЗОТовских 24-х рабочих днях в месяц на книгу уйдет три и одна треть месяца. Все это время автор должен есть, пить, кормить семью и откладывать деньги на отпуск. Иначе говоря, - чтобы создание книги окупалось и имело для него финансовый смысл, автор должен за свои труды получить некую хотя бы минимально приемлемую сумму. Причем эта сумма должна быть конкурентоспособна: ведь если создание книги принесет в разы меньше денег, чем сепулирование сепулек, - потребуются недюжинные нематериальные стимулы, чтобы автор забросил свой сепулятор и взялся за перо.

Минимально приемлемые зарплаты в городе Москве для низкоквалифицированного труда составляют сегодня около 20 тыс. руб. в месяц, - примерно столько зарабатывает работник «Макдональдса» или оператор колл-центра. Это дает нам сугубую оценку снизу, на уровне физического поддержания штанов - чтобы банально прокормиться, автор должен получить за время, потраченное на написание книги, гонорар в размере, как минимум, 66 - 67 тыс. руб.

Но человек, которому есть что поведать окружающему его человечеству, - как правило, несколько более квалифицирован, чем подавальщик кофе или девочка на телефоне. Если он способен написать научную монографию или учебник, - его квалификация весьма высока, и «в обыденной жизни» он зарабатывает куда более заметные деньги, 50 тыс. руб. – как минимум. И даже если он сочиняет художественную прозу, - его умение складывать слова в предложения вполне способно принести ему заметный профит. Скажем, если он будет писать в день по одной статеечке в разного рода электронные СМИ (~5 тыс. знаков, ~2 тыс. руб. при нынешнем состоянии рынка), то за 24 рабочих дня он заработает порядка 48 тыс.руб., - не за три с лишним месяца, а всего лишь за месяц.

Иначе говоря, чтобы квалифицированному специалисту или хотя бы ловкому бумагомараке имело смысл бросать прочие дела и садиться писать книгу, - сумма причитающегося ему гонорара должна составить около 170 тыс. руб.. Запомним эту цифру.

Съесть-то он съест - да кто ж ему даст?..

Допустим, мы говорим не о мегараскрученном писателе, а о более или менее начинающем авторе. Для него достаточно стандартным условием является гонорар в размере 7% от оптовой стоимости тиража книги. Стандартным же условием является тираж 5 тысяч экземпляров (и это ещё не так плохо - бывает и 3 тысячи). Предположим, оптовая стоимость экземпляра составляет 50 рублей - чтобы на полке книга стоила где-то 150. Несложные вычисления показывают, что в этом случае автору достанется 3.5 рубля с каждого экземпляра, или 17.5 тыс. руб. за весь тираж.

Ещё раз, медленно и по слогам: издаваясь в современной России на бумаге, среднестатистический автор книги получит за первоначальный тираж своей книги 17.5 тыс. руб. - при том, что гонорар, который оправдывал бы трудозатраты на её написание, равняется приблизительно 170 тыс. руб., - или в десять раз больше.

Очевидно, что писательство ради заработка при издании на бумаге для большинства потенциальных авторов – дело совершенно недоступное. Может ли электронное книгоиздание исправить ситуацию?..

Александр Милицкий
Источник: Компьютерра

Еще по теме:

Метки: , , ,

3 коммент. »

  • Павел Баскаков пишет:

    Причем такой расклад сложился не сегодня, и не вчера - потому книги (интересные, не поток коммерческой макулатуры) действительно пишут люди, которые хотят “нагрузить” свое имя интеллектуальными ассоциациями (будь то “пять минут славы”, карьера или иные причины).

  • Александр касьяненко пишет:

    Изначально у автора статьи заложена ошибка, т.к. необходимо отделять произведения, на которых автор рассчитывает заработать и/или стать знаменитым, книг, создаваемых по инициативе коммерческих издательств, т.е. когда автор выступает просто в качестве наемного специалиста, и академической книги (научные издания, учебники и т.п.).
    В первом случае - автор может и ничего не получить на первых тиражах (те же “сумерки” поначалу печатались за счет автора), но надеяться на высокий доход в дальнейшем (к тому же не 7%, а 10-12% роялти).
    Во втором случае - действительно, издательства должны поднять авансы до разумного уровня (частая ошибка небольших издательств - аванс того же уровня, что и за переводное произведение, хотя в данном случае можно еще добавить экономию на переводе, скорость оборачиваемости средств и гипотетическую возможность последующей продажи прав на перевод), т.е. аванс в 100 000 рублей вовсе не кажется чем-то нереальным.
    В третьем - издания должны осуществляться на различные государственные, корпоративные и т.д. гранты при отсутствии роялти.
    Не вижу во всем этом ничего невозможного, а значит и ничего такого, почему книга должна умереть. Да, будут меняться правила игры, уменьшаться тиражи печатных изданий в пользу электронных, переход на печать по запросу и т.п., но никаких предпосылок к смерти книги (в отличие от издательств, занимающих позицию посредника между автором, типографией и читателем), я не вижу.

  • Павел Баскаков пишет:

    Книга как литературное произведение определенного объема - это одно. Книга как бумажный кирпич - это другое. И пути их сильно разойдутся, хотя и что-то общее останется

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8