Конец эпохи Гутенберга
Александр Милицкий ("Компьютерра") — о будущем печатной книги.
Тот, кто полагает, будто у книги есть будущее, - никогда не пытался написать и издать книгу. И дело тут даже не в нынешнем финансовом кризисе, благодаря которому издательства, лишённые оборотного капитала, не рискуют издавать что-либо кроме совсем уж заведомых бестселлеров. Похоже, книга обречена как жанр, как способ донесения информации, пусть даже и в безбумажном виде. Чем дальше, тем в большей степени написание книг будет становиться уделом карьеристов, маргиналов и маленькой кучки раскрученных авторов.
Виной всему экономика. Представьте себе, что вы – автор, который пытается донести до окружающего мира значимую информацию. Это может быть беллетристический роман или научная монография, - в данном случае это неважно. Объём вашей книги составляет 400 тысяч знаков, или 10 авторских листов, - практически минимальное значение (обычный объём составляет от 10 до 15 авторских листов; в среднем – 12.5).
Каково бы ни было её содержание, - пишете вы вдумчиво и старательно. Если это научный труд - старательно выверяя формулировки. Если художественное творение - шлифуя диалоги и тщательно выписывая описания. Ваш труд довольно-таки велик по объему, вы – стайер, рассчитывающий свои силы, - и потому в день создаёте, в среднем, 5 тысяч знаков текста. Нет-нет, - случаются вдохновенные люди, которые пишут запоем, а также упорные графоманы с каменными задницами, - но большинство авторов к их числу не относится.
Чтобы написать такими темпами 400 тысяч знаков, потребуется 80 рабочих дней. Автор не робот - дадим ему два выходных в неделю - при КЗОТовских 24-х рабочих днях в месяц на книгу уйдет три и одна треть месяца. Все это время автор должен есть, пить, кормить семью и откладывать деньги на отпуск. Иначе говоря, - чтобы создание книги окупалось и имело для него финансовый смысл, автор должен за свои труды получить некую хотя бы минимально приемлемую сумму. Причем эта сумма должна быть конкурентоспособна: ведь если создание книги принесет в разы меньше денег, чем сепулирование сепулек, - потребуются недюжинные нематериальные стимулы, чтобы автор забросил свой сепулятор и взялся за перо.
Минимально приемлемые зарплаты в городе Москве для низкоквалифицированного труда составляют сегодня около 20 тыс. руб. в месяц, - примерно столько зарабатывает работник «Макдональдса» или оператор колл-центра. Это дает нам сугубую оценку снизу, на уровне физического поддержания штанов - чтобы банально прокормиться, автор должен получить за время, потраченное на написание книги, гонорар в размере, как минимум, 66 - 67 тыс. руб.
Но человек, которому есть что поведать окружающему его человечеству, - как правило, несколько более квалифицирован, чем подавальщик кофе или девочка на телефоне. Если он способен написать научную монографию или учебник, - его квалификация весьма высока, и «в обыденной жизни» он зарабатывает куда более заметные деньги, 50 тыс. руб. – как минимум. И даже если он сочиняет художественную прозу, - его умение складывать слова в предложения вполне способно принести ему заметный профит. Скажем, если он будет писать в день по одной статеечке в разного рода электронные СМИ (~5 тыс. знаков, ~2 тыс. руб. при нынешнем состоянии рынка), то за 24 рабочих дня он заработает порядка 48 тыс.руб., - не за три с лишним месяца, а всего лишь за месяц.
Иначе говоря, чтобы квалифицированному специалисту или хотя бы ловкому бумагомараке имело смысл бросать прочие дела и садиться писать книгу, - сумма причитающегося ему гонорара должна составить около 170 тыс. руб.. Запомним эту цифру.
Съесть-то он съест - да кто ж ему даст?..
Допустим, мы говорим не о мегараскрученном писателе, а о более или менее начинающем авторе. Для него достаточно стандартным условием является гонорар в размере 7% от оптовой стоимости тиража книги. Стандартным же условием является тираж 5 тысяч экземпляров (и это ещё не так плохо - бывает и 3 тысячи). Предположим, оптовая стоимость экземпляра составляет 50 рублей - чтобы на полке книга стоила где-то 150. Несложные вычисления показывают, что в этом случае автору достанется 3.5 рубля с каждого экземпляра, или 17.5 тыс. руб. за весь тираж.
Ещё раз, медленно и по слогам: издаваясь в современной России на бумаге, среднестатистический автор книги получит за первоначальный тираж своей книги 17.5 тыс. руб. - при том, что гонорар, который оправдывал бы трудозатраты на её написание, равняется приблизительно 170 тыс. руб., - или в десять раз больше.
Очевидно, что писательство ради заработка при издании на бумаге для большинства потенциальных авторов – дело совершенно недоступное. Может ли электронное книгоиздание исправить ситуацию?..
Александр Милицкий
Источник:
Причем такой расклад сложился не сегодня, и не вчера - потому книги (интересные, не поток коммерческой макулатуры) действительно пишут люди, которые хотят “нагрузить” свое имя интеллектуальными ассоциациями (будь то “пять минут славы”, карьера или иные причины).
Изначально у автора статьи заложена ошибка, т.к. необходимо отделять произведения, на которых автор рассчитывает заработать и/или стать знаменитым, книг, создаваемых по инициативе коммерческих издательств, т.е. когда автор выступает просто в качестве наемного специалиста, и академической книги (научные издания, учебники и т.п.).
В первом случае - автор может и ничего не получить на первых тиражах (те же “сумерки” поначалу печатались за счет автора), но надеяться на высокий доход в дальнейшем (к тому же не 7%, а 10-12% роялти).
Во втором случае - действительно, издательства должны поднять авансы до разумного уровня (частая ошибка небольших издательств - аванс того же уровня, что и за переводное произведение, хотя в данном случае можно еще добавить экономию на переводе, скорость оборачиваемости средств и гипотетическую возможность последующей продажи прав на перевод), т.е. аванс в 100 000 рублей вовсе не кажется чем-то нереальным.
В третьем - издания должны осуществляться на различные государственные, корпоративные и т.д. гранты при отсутствии роялти.
Не вижу во всем этом ничего невозможного, а значит и ничего такого, почему книга должна умереть. Да, будут меняться правила игры, уменьшаться тиражи печатных изданий в пользу электронных, переход на печать по запросу и т.п., но никаких предпосылок к смерти книги (в отличие от издательств, занимающих позицию посредника между автором, типографией и читателем), я не вижу.
Книга как литературное произведение определенного объема - это одно. Книга как бумажный кирпич - это другое. И пути их сильно разойдутся, хотя и что-то общее останется
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика