Версия для печати Версия для печати
Главная » Ебуки и цифра

Е-буки наступают

28 Ноябрь 2008 Один комментарий

В ноябре 2007 года крупнейший онлайновый магазин Amazon.com с помпой выпустил собственное электронное устройство для чтения текстов — книг, журналов, газет, скачиваемых, естественно, только с «Амазона». Устройство называлось Kindle и стоило $399.

С этого момента электронным книгам посвящают круглые столы все книжные ярмарки — от Красноярской до Франкфуртской. Открывшаяся 26 ноября московская Non/Fiction — не исключение. Словосочетание «электронная книга» вдруг стало модным — до такой степени, что бурное обсуждение вызвала даже рутинная процедура внесения поправок в чисто технический закон «О библиотечном деле».

Поправки предусматривали перевод в электронный вид новых книг, присылаемых в три главные библиотеки страны, уже через два года после их поступления. Некоторые писатели: Аркадий Арканов, Борис Васильев, Полина Дашкова, Евгений Евтушенко, Сергей Лукьяненко, Борис Стругацкий, Людмила Улицкая — написали темпераментное письмо президенту, умоляя защитить их от тотальной оцифровки, грозящей пустить тружеников пера по миру.

И действительно — то ли под давлением писателей, то ли от страха перед неизведанной технологией, но формулировки закона, принятого в октябре, ужесточили в сторону ограничения доступа к оцифрованным текстам.

Ебук-революция

— Под «электронной книгой» понимают и собственно словесное произведение, и устройство для чтения текстов, не всегда являющихся литературными произведениями — например, расписания движения поездов, — говорит Константин Вигурский, директор Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор».

В течение многих веков «словесное произведение» не могло явиться миру иначе, чем в виде бумажной книги. Когда же — совсем недавно — выяснилось, что существовать и продаваться может и устройство для чтения без текста, и текст без устройства для чтения, за почетное звание «книга» развернулась настоящая борьба.

Бумажные книги могут быть и романами, и учебниками по физике, и справочниками огородника — объединяет их не содержание, а форма бумажного тома с корешком и обложкой. В этом смысле электронная книга — это именно устройство, на экране которого отображается загруженная в его память текстовая или графическая информация; оно позволяет искать по оглавлению и по тексту, ставить закладки, выделять нужное место и т. д. Но все это было и до электронных книг, когда их функции выполняли другие устройства: КПК, смартфоны и т. п.

— Я читаю с КПК. Электронные книги тестировал, но платить несколько тысяч рублей за изделие, принципиальными преимуществами по сравнению с «карманником» не обладающее, не считаю возможным, — однозначно заявляет Андрей Анненков, главный редактор специализированной онлайновой газеты iToday.ru.

По сравнению с давно существующими наладонниками (карманными персональными компьютерами), смарт­фонами и ноутбуками возможности узкоспециализированных e-book’ов довольно скудны. Они не только «не понимают» многие форматы, но и, как правило, не обладают возможностью полноценного выхода в интернет, то есть не могут самостоятельно находить книги в Сети — только по специальному протоколу на сайте производителя (для которого русский язык, кстати, отнюдь не является приоритетным).

И все же пришествие электронных книг — важное событие. Фактически это революция в одной из древнейших областей человеческой деятельности — распространении информации. Суть ее — в появлении нового качества, о котором раньше даже не подозревали: теперь информация может самовоспроизводиться, отделяясь от материального носителя. «Полученные книги просьба не возвращать» — такой девиз красуется на начальной странице старейшей в Рунете электронной библиотеки Евгения Пескина.

Электронные библиотеки

Но e-book’и без электронных текстов — просто железки. Тексты же в основном хранятся в электронных библиотеках — на сайтах или ftp-серверах, предназначенных исключительно для передачи файлов. Там они лежат в разных форматах — от «голого» .txt до наглухо «закрытого» .pdf или специально защищенного от копирования .azw, созданного «Амазоном» для своего Kindle.

В силу исконной литературоцентричности российского общества электронных библиотек в Рунете очень много, особенно если считать относительно подключенных к интернету компьютеров на душу населения.

Некоторые из них — чисто волонтерские, как, например, порталы «Русская фантастика» или «Стихия» (поэтическая библиотека Марии Школьниковой). Самая известная и обширная — библиотека Максима Мошкова. Она появилась в 1994 году и сейчас уже разделена на 10 самостоятельных тематических библиотек — от русской классики до мемуаров участников малых войн.

При этом она еще и самая живучая. Большинство волонтерских библиотек рано или поздно перестает обновляться. Как правило, их создатели берутся за дело еще в студенчестве, а потом вырастают и оказываются обремененными другими заботами — попросту говоря, им становится не до книг. Кроме того, совокупность выложенных в Рунете литературных текстов уже преодолела критический объем, и дальнейшее «экстенсивное» расширение не имеет смысла. Сам Максим давно уже не сканирует, не проверяет и не преобразует тексты в принятый у него на сайте «голый» текстовой формат: первое и второе за него делают добровольные помощники, третье — написанные им «скрипты» (Мошков — один из лучших веб-программистов России).

Разделы его библиотеки, посвященные современной литературе («Самиздат» и «Современная литература»), отданы на откуп самим авторам: они могут добавлять, удалять и редактировать свои сочинения, следить за статистикой просмотров, читать отзывы. Фактически сайт Мошкова стал самонастраивающейся библиотекой, благополучно перекочевав в эпоху интерактива и блогов — Web 2.0.

Помимо волонтерских, есть и коммерческие библиотеки, зарабатывающие на распространении электронных книг так же, как издатели — на выпуске книг бумажных. Делают они это двумя способами.
Первый, уже опробованный онлайновыми СМИ, — густо завесить свои страницы баннерной и текстовой рекламой. Достаточно зайти на крупнейшие коммерческие порталы (aldebaran.ru, litportal.ru, fictionbook.ru), чтобы понять, как это работает. Чтобы добраться с заглавной странички до текста нужного произведения, приходится открыть четыре-пять закладок, то есть прокрутить соответствующее количество баннеров. Такие библиотеки, как правило, предоставляют тексты не только в привычных форматах .txt, .rtf и html, но и в формате fictionbook (.fb2), созданном специально для чтения больших структурированных текстов — с возможностью вывести оглавление, картинки, выходные данные. Этот формат как раз и предназначен для КПК, смартфонов и электронных книг.

Второй путь — создание закрытого платного контента. Так поступили Amazon со своим Kindle и Sony, выводящая на рынок семейство электронных книг PRS (Portable Reader System). Тексты для своих устройств обе компании предлагают скачивать со своих же сайтов — по цене, примерно равной стоимости бумажных книг.

Будущее е-бумаги

16 июня 2001 года молодой программист Дмитрий Скляров, сотрудник московской компании «Элкомсофт», сделал на конференции в США доклад о результатах своей работы в области систем шифрования. В частности, показал, как можно обойти защиту электронных книг в формате Adobe PDF, которая запрещает распечатывать и копировать файлы на другие компьютеры.

Сразу после этого Склярова арестовало ФБР: его обвинили в нарушении американского «Закона о копирайте циф­рового тысячелетия», принятого еще в 1998 году. Домой программист смог уехать только через несколько месяцев, когда его оправдал суд присяжных в Сан-Хосе — городе, считающемся столицей Силиконовой долины.

Эта история показала, что рынок электронных книг, появившийся совсем недавно — в 1998 году, уже в 2001−м заслуживал самого серьезного к себе отношения. А в 2007−м произошло событие, позволившее электронным книгам перерасти масштаб причуд компьютерных гениев (Максим Мошков, например, любил рассказывать, что читает дочке сказки на ночь именно с e-book’а): появилась дешевая и практичная электронная бумага.

На обычном ЖК-мониторе буквы подсвечиваются «изнутри» — в направлении глаз читателя. Это утомляет, потому что изначально наши глаза, как и у всех наземных животных — в отличие, скажем, от глубоководных рыб, — не предназначены для того, чтобы вглядываться в источник света. На электронной же бумаге буквы читаются, как на обычной, то есть благодаря свету от внешнего источника освещения. Поэтому, кстати, энергию экран e-book’а потребляет только в момент «перелистывания» страницы.

Значит, электронные книги наступают? Не совсем. Главное, что сдерживает их повсеместную экспансию, — высокая цена. «Мы не представляем, как войти в этот дорогостоящий сектор: покупка электронных прав, поддержание сайтов, с которых можно загружать литературу… Притом что доходы от продажи электронных прав пока мизерные, — говорит генеральный директор издательской группы «Аттикус» Аркадий Витрук. — Когда hardware, сама эта книга, будет стоить не порядка 10 тысяч рублей, или около $300, как сейчас, а хотя бы половину — это и будет порог, по достижении которого люди решат попробовать: та ли эта вещь, которая им удобна».

Главный редактор крупного московского издательства, просивший не называть его фамилию, оценил перспективы e-book’ов в России весьма мрачно — из-за, мягко говоря, непонятной ситуации с авторскими правами. «Когда все можно скачать бесплатно и это никак и ничем не защищено, я не вижу мотива, который заставил бы массового читателя покупать это за деньги. Борис Акунин, как и любой автор, может позвонить Мошкову с просьбой убрать свои книги с сайта Lib.ru, и Максим это мгновенно сделает; но ведь все равно практически любую книгу известного автора, немного поискав, можно откуда-нибудь да скачать. Поэтому как бизнес оценивать это трудно».

Но светлое будущее электронной книги непременно наступит. И может быть, мы до него даже доживем. «Место издательств займут медиахолдинги, которые будут способны обеспечить не только создание качественного контента, но и его реализацию во всех возможных видах, включая теле— и кинопроекты, интернет-ресурсы, мобильный и мультимедийный контент», — пророчествует генеральный директор «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов.

«Бумажная книга сегодня дурацкая дорога, — вторит ему Андрей Анненков, главред онлайн-газеты iToday.ru. — Читать стало не по карману. Заходить в магазин, не будучи готовым расстаться с тысячей рублей, просто не имеет смысла! Какими будут устройства, ныне называемые электронными книгами, не так уж и важно. Ясно, что они будут дешевы и удобны. Человечество минимизирует с их помощью налога на носитель информации, который всегда платило. Он, этот налог, был непомерно велик во времена клинописи и все еще огромен сегодня, когда книги печатают на бумаге».

Михаил Визель
Источник: Русский Репортер

Еще по теме:

Метки: , , ,

Один комментарий »

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Kindle в России, слаба богу, перспектив не имеет. Вообще же я удивляюсь инерции наших издателей в то время, как рынок уводят у них из-под носа. Я еще года два назад говорил, что издателям надо объединяться и запускать на рынок собственную бюджетную читалку - “русбук” какой-нибудь. Смеялись. Теперь ЭКСМО лихорадочно покупает ЛитРес, что позволит компании в перспективе сильно упрочить свои позиции на рынке. И правильно делает. Но проблема-то до сих пор в другом - в отсутствии материальной базы для электронного книгоиздательства, то есть носителей. Да, есть миллион с чем-то IPhone без учета других коммуникаторов. Есть какое-то количество китайских “читалок”. Но это капля в море, все же понимают. Нужна пропаганда, нужно предлагать СВОЙ товар. Не случайно сотовые операторы сегодня подгребают под себя розничную торговлю телефонами - это все по той же причине! Наши же книжники пассивны…

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8