Олег Филимонов: «Книготорговая сеть сокращается, как шагреневая кожа»
Ассоциация книгоиздателей России – АСКИ – некоммерческая профессиональная организация. Создана 17 апреля 1990 года. В настоящее время объединяет около 200 издательских организаций различных форм собственности. Основным направлением своей деятельности считает защиту общих прав и интересов российских книгоиздателей.
На вопросы "Литературной Газеты" отвечает вице-президент АСКИ Олег Филимонов.
– Олег Васильевич, ваша ассоциация существует с 1990 года, то есть почти два десятка лет. Что за это время удалось сделать и какие планы остались нереализованными?
– Ассоциация прошла несколько периодов развития, как и наше общество за последние 20 лет. Ведь она была основана ещё в советское время, когда существовала совершенно другая ситуация с книгоизданием. Разумеется, наша организация менялась, адаптируясь к ситуации, а в какие-то моменты и сама пыталась эту ситуацию изменить. Главной стратегической задачей была помощь отечественному книгоизданию – в правовом, организационном, финансовом плане. Это – в разной мере – осуществлялось. Но жизнь не стоит на месте. Вот сейчас, к примеру, очень сложный период для книгоиздания в связи с кризисом, и этот фактор подталкивает нас к определению и решению новых задач, о которых мы пару лет назад и не думали. Но я не без удовлетворения должен отметить, что и сейчас, спустя 19 лет после основания, ассоциация остаётся нужной. Потребность в её существовании очевидна. Собственно, во всех развитых странах есть подобные структуры, которые занимаются тем же, чем и мы.
– А вы могли бы назвать основные проблемы, с которыми в своей деятельности сталкивается ассоциация?
– Одна из таких проблем, которая вообще влияет на отечественный книгооборот, имеет специфический характер, – это огромная территория Российской Федерации. Мы сейчас объединяем около 200 издательских организаций. Но в силу того, что они разбросаны по всей стране, со многими из них отношения у нас чисто виртуальные. Учитывая расстояния и немалые транспортные затраты, очень сложно наладить иную связь, кроме как по Интернету. Такая связь у нас со многими издательствами Дальнего Востока и Восточной Сибири, хотя они, наверное, в большей степени нуждаются в нашей поддержке, чем те, что расположены ближе к Москве или Санкт-Петербургу.
Другая проблема – нынешняя финансовая уязвимость средних и малых издательств, а таких подавляющее большинство.
В этих условиях мы пытаемся совместно обсуждать опыт и методы повышения издательской конкурентоспособности, проводим встречи за круглым столом по экономическим вопросам с приглашением ведущих специалистов, научно-практические конференции, правовые семинары и консультации.
– Неужели региональные власти об этом не думают и не оказывают издательствам никакой помощи?
– Состояние экономики некоторых регионов таково, что у местной администрации – областной или краевой – не всегда имеется возможность поддерживать свои издательские структуры. В некоторых областях вообще нет издательств. Были когда-то, а теперь нет. Соответственно это отрицательно сказывается на работе местных библиотек, на образовательной системе, по большому счёту – на информированности, культуре подрастающего поколения данного региона, формировании его патриотических взглядов. Понимаете, изъяны издательской политики в стране в целом и в конкретном регионе не так сиюминутно заметны, но могут отрицательно сказаться позже на национальном самосознании.
– А если говорить в целом о поддержке государства?
– Государственных издательств сейчас практически не осталось. Ну за исключением некоторых учебных издательств и тех региональных, которые получают социальные заказы и выпускают книги на языках народов России. Но в целом это где-то около 5% всех издательств страны. Есть Федеральная целевая программа частичного финансирования важных издательских проектов. А в основном издательства сейчас находятся в стихии коммерции. Это действительно стихия, потому что как-то спрогнозировать ситуацию и угадать, на какие книги делать ставку и на что завтра будет спрос у читателя, очень сложно. И наиболее тяжко приходится, конечно, маленьким издательствам, у которых серьёзные проблемы по части реализации книг. У нас ведь в стране давно уже нет единой структуры, которая занималась бы книгораспространением. Поэтому книга, вышедшая, предположим, в Вологде, практически не имеет шансов попасть не только в Москву, но и в соседний регион. А как выжить издательству, если оно не может продать свою продукцию? Книготорговая сеть сокращается, как шагреневая кожа. Вот сейчас у нас около трёх с половиной тысяч книжных магазинов по стране – это в два раза меньше, чем было в начале 90-х годов.
Сокращаются книготорговые площади, сокращается число магазинов даже в областных центрах, а в районных городах их нередко нет совсем. Эта проблема имеет два аспекта: возможность получения информации о выходящих в стране книгах, наличие единого объективного информационного канала и возможность купить нужную книгу или получить её в библиотеке. И то, и другое сегодня практически отсутствует.
– И что же делать?
– Тут несколько решений. Первое – ввести льготы для издательской деятельности. В целом ряде европейских стран существует давно установившаяся практика, когда для издательств вводятся налоговые послабления. Между прочим, в соседней с нами Украине сейчас принят закон о временной отмене налога на добавленную стоимость для издательской продукции, относящейся к культуре. Это очень правильное решение. У нас в середине 90-х годов тоже действовал подобный закон, что позволило большинству изданий остаться на плаву во время памятного дефолта. Поэтому когда речь идёт о помощи книгоиздателям, мы не говорим о каких-то финансовых отчислениях из бюджета, но принятие такого закона в России сейчас, в разгар кризиса, пришлось бы очень кстати.
– 1 сентября откроется съезд вашей ассоциации. Чего вы ожидаете от этого события?
– Разные вопросы предстоит поднимать. Наиболее важный – это вопрос консолидации издателей. Корпоративность нам жизненно необходима. Кроме того, будем обсуждать новые методы нашей работы, делиться опытом. Ну и, конечно, говорить о возможности лоббирования интересов книгоиздателей на государственном уровне. О возможности пробить те законы, которые помогут не только издателям, но и читателям, а стало быть, всей России.
Беседовал Игорь Панин
Источник:
Небольшое уточнение. В Украине нулевая ставка НДС для ВСЕХ книг, изданных здесь. При этом льгота распространяется на весь цикл книгоиздания и книгораспространения. Плюс к этому, есть льгота по налогу на прибыль для издателей и распространителей. Это очень помогает в развитии отрасли.
Кто бы спорил, что льготы помогают держаться на плаву книжному сообществу.
У нас в Барнауле книжные магазины исчезли когда ввели налог с продаж на книги.
Потом отменили льготу на коммунальные, аренду и прочие прелести.
И из 13 магазинов “ДО” , остались два.
Сейчас все магазины частные, вновь купленные, полностью на рыночных ценах, получил какие-то деньги сверх оплаты долгов и выбираешь заплатить за текущий ремонт, за нововведения или закупить побольше книг, не которые хочет покупатель, а которые хочу я, чтобы зашли в магазин и тихо выдохнули: “Ах”
У меня до дефолта был открыт отдел в торговом центре,многие покупатели приходили как музей, полюбоваться альбомами по искусству.
Одна пожилая женщина подошла и тихо сказала:” Как жаль, что я в стареньком пальто, я переоденусь и обязательно приду сюда еще. Здесь так красиво!”
Прошло десять лет, а на альбомы по искусству так и не хватает денег.
Деньги.
Деньги, как в анекдоте:
- Если миллион получишь, что сделаешь?
- Долги отдам
- А остальные?
- А остальные подождут.
И мы так же. Планируем расходы на квартал вперед, вот если…,
то …
Что будет дальше?
Цитата: “В некоторых областях вообще нет издательств. Были когда-то, а теперь нет.”
Вопрос: А кому в таком случае министерства культуры и министерства образования таких областей передает свои заказы на подготовку и издание книг? (Хотя бы по т.н. “региональному компоненту” учебников.) Значит хлебные заказы идут соседям. Какая в сущности разница, кто готовит эти книги. Главное, чтобы они были у читателей этих “несчастных” регионов
Почему все жалуются на отсутствие книжных магазинов в местечках и поселках городского типа. Почта-то есть. Заходите на Озон либо Амазон и заказывайте, что душе угодно. Напрягитесь немного, чтобы стать современными людьми.
вот спасибо
идет он лесом ваш озон амазон со своими ломовыми ценами
Ира
В регионах нет денег, чтобы напрягаться.
Такая глушь, что легче напиться и забыться.
Это не оправдание, это факт.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика