non/fiction: не расслабляться
Вопреки прогнозам, издатели качественной литературы пока держат форму. Программа ярмарки «Нон-фикшн» богата как никогда
Общее настроение ярмарки более нервное, чем в прошлом году. Кризис, уже повлекший за собой падение продаж на книжном рынке (по данным издательства «АСТ», только в октябре оно составило от 10% до 15% по сравнению с летними месяцами), грозит трудностями даже издательствам-мейджорам — что уж говорить о малых и средних издательствах, составляющих основной костяк участников ярмарки non/fiction.
В этом контексте не приходится удивляться тому, что одним из главных событий первого дня ярмарки стал круглый стол под председательством искусствоведа Екатерины Деготь с интригующим названием «Экономический кризис = расцвет культуры?», на котором люди, связанные с книжным бизнесом, строили прогнозы относительно его выживаемости в трудное время. А одной из наиболее обсуждаемых в кулуарах тем остается печальная необходимость снижать цены на книги — с целью сохранить читательский спрос в условиях сжимающихся финансовых возможностей.
Однако прогнозы не повод ничего не делать, и российские книжники понимают это лучше многих. Именно поэтому нынешняя программа даже по сравнению с прошлыми годами выглядит на диво насыщенной и разнообразной.
Ньюсмейкерами ярмарки стали Варвара Горностаева и Сергей Пархоменко — бывшие руководители холдинга «Аттикус» и одни из самых изобретательных игроков на книжном рынке. Покинув в октябре издательскую группу, принадлежащую бизнесмену Александру Мамуту, Пархоменко и Горностаева больше месяца искали нового партнера, и вот в первый день работы «Нон-фикшн» их планы перестали быть тайной: новый проект называется Corpus и будет развиваться в рамках холдинга «АСТ». А появления первых книг под этой маркой можно ожидать уже к весне.
Еще об одном значимом проекте в сфере книгоиздания объявили Фонды Бориса Ельцина и Михаила Прохорова: совместными усилиями они планируют поддерживать переводы российской художественной литературы и гуманитарных исследований на иностранные языки. Эта долгожданная мера позволит повысить интерес к русской литературе во всем мире и, по замыслу организаторов, будет способствовать восприятию России как страны с давними традициями и динамичной современной культурой. Проект официально стартует через полтора месяца, и уже в течение первого года фонды планируют выделить средства на публикацию более 30 книг.
Почетный гость нынешнего года, Финляндия, представляет в Москве несколько десятков мероприятий, ориентированных на самую разную аудиторию. Наиболее зрелищное из них — детская интерактивная выставка «Мне приснилось, что я Муми-папа», занимающая почти весь третий этаж ЦДХ. По сути дела, это большая игровая площадка, оснащенная всевозможными атрибутами муми-тролльего обихода и позволяющая детям разыграть любимые сказки «вживую».
По соседству с муми-троллями расположился так называемый «Идеальный книжный магазин» — проект магазина «Фаланстер», представляющий собой действующую модель небольшой и уютной книжной лавочки для интеллектуалов, которых сегодня так не хватает на культурной карте крупных российских городов.
Однако, как и на любой книжной ярмарке, в центре внимания на «Нон-фикшн», разумеется, книги. Леонид Парфенов представит свой красочный ностальгический альбом «Намедни: 1960-е», шведский славист Бенгт Янгфельдт — сенсационную книгу о последних годах Владимира Маяковского, а Людмила Улицкая познакомит читателя с новыми книжками, вышедшими в рамках детской серии «Другой, другие, о других». Главным же подарком, который принесут с ярмарки юные читатели, наверняка станет объемная книга-оригами «Звери», выпущенная издательством «Розовый жираф» и продолжающая цикл о доисторических животных.
Словом, несмотря на разлитую в воздухе тревогу, российские издатели качественной литературы пока демонстрируют тонус и волю к победе. И это дает надежду на то, что вопреки мрачным ожиданиям последствия кризиса для российского книжного бизнеса будут не столь уж и разрушительны.
Галина Юзефович
Источник:
“по данным издательства «АСТ», [падение рынка] в октябре оно составило от 10% до 15%…” - разумеется, уважаемый эксперт из Publishit, у АСТа речь идет о массовке, а не о “нон фикшн”. По разделу нон фикшн отчетливых данных нет (и никогда не было), и похоже, выставка по первым дням не показывает спада покупок серьезной литературы.
Уважаемый Сергей Васильевич, согласен, конечно, сравнивать “мейджоров” и специализированные издательства нельзя. Тем не менее, на выставке между производителем и потребителем отсутствует посредническое звено - оптовики, которые в условиях кризиса, боюсь, будут отдавать предпочтение именно массовке.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама