Минобрнауки назначило «правильные» словари
1 сентября
Новыми правилами, где кофе стал среднего рода, в слове «йогурт» ударение можно ставить на букву «у», а «договор» допустим с ударением на первый слог, возмущены журналисты, учителя, преподаватели вузов. В Интернете (слово теперь нужно писать исключительно с заглавной буквы) уже успели обсудить, что «уродливое» слово «брачующиеся» отныне признано ошибкой. Теперь правильно говорить «брачащиеся».
Но гораздо интереснее разобраться, по какой причине в список, во-первых, не вошли давно ставшие эталонными словари Розенталя и Ожегова, а во-вторых, почему в списке «разрешенных» оказались словари лишь одного издательства. Представитель известного издательского дома, пожелавший не называть свое имя, рассказал BFM.ru, что весь конкурс на «признание» словарей, по сути дела, является «сговором производителя с заказчиком». Он отметил, что «АСТ-Пресс» является бизнесом семьи Деревянко. А какие деньги стоят за признанием четырех словарей «истиной в последней инстанции», по его мнению, — остается «только догадываться».
Представитель компании «АСТ-Пресс» Константин Деревянко попытался объяснить BFM.ru, каким образом в числе победителей оказались лишь словари его компании. Оказывается, словари и справочники были признаны экспертными организациями. Он отметил, в частности, что экспертизу грамматик, словарей и справочников современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка России проводят Институт русского языка РАН имени Виноградова, Государственный институт русского языка имени Пушкина, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт лингвистических исследований РАН.
Правда, в институте русского языка имени Пушкина BFM.ru заявили, что составление и признание этих словарей «вообще не их вопрос», и от комментариев категорически отказались. Константин Деревянко в интервью BFM.ru заметил, что 4 словаря, приведенные в приказе Минобрнауки, являются «эталонными». Он признал, что Российская Федерация создала прецедент, утвердив в качестве правил не определенные нормы, а конечный продукт — словари: «Прецедент создан не случайно. Просто была проблема с тем, что на полках книжных магазинов появилось много книг с названием «словарь» которые были составлены абсолютно безграмотно. То есть нужно было отделить качественные словари от некачественных».
Впрочем, Деревянко отмечает, что список может расширяться, просто в начальную его часть попали «те первые, которые успели попасть». В приказе же Министерства образования ничего не говорится о «рекомендательном характере» документа, более того, там фигурирует слово «приказываю». Также в документе ничего не говорится о расширении списка «разрешенных словарей».
С тем, что в список «качественных» не попали словари и справочники Ожегова, Розенталя, Лопатина и других известных составителей, представитель «АСТ-Пресс» теоретически согласен: «Если они пройдут экспертизу, их, наверное, тоже разрешат. Но это старые словари, которые созданы много лет назад, — напоминает Деревянко, — а русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается».
Генеральный директор издательства «Оникс» Владимир Завадский в интервью BFM.ru высказал такое мнение: «То, как было объявлено о появлении новых правил русского языка, и то, как был осуществлен конкурс словарей русского языка, является недопустимым. Мы возмущены самим процессом принятия новых правил русского языка. Во-первых, такие вопросы не решаются келейно, ведь о конкурсе не было широко объявлено, о нем не знали ведущие издательства страны. Во-вторых, при утверждении правил русского языка должен использоваться прямой порядок. То есть сначала должны объявляться технические задания, новые нормы должны утверждаться учеными советами ведущих институтов Академии наук и обязательно публиковаться. Только потом под эти нормы будут «перерабатываться» словари. Нормы должны происходить не от словаря, а от требований к русскому языку, которым должны следовать словари».
Владимир Завадский подчеркнул, что он только сегодня узнал о новых нормах русского языка, вступивших в силу с сегодняшнего же дня. Между тем, издательство «Оникс» совместно с издательством «Мир и образование» много лет выпускают словари, считающиеся эталоном для работников СМИ и филологов. «Совсем недавно мы выпустили словарь Д. Э. Розенталя, объемом около1800 страниц. Он включает в себя две части: первая посвящена орфографии, а вторая — практической стилистике, то есть вторая часть адресована профессионалам — дикторам и всем, кто практикует правильный русский язык. Получается, что этот труд пропал даром, и словарь этот оказался «неправильным»? Также совместно с издательством «Мир и образование» мы 8 лет готовили 26-е издание словаря С. И. Ожегова. Делали эту работу под руководством его ученика — профессора Льва Ивановича Скворцова, который был редактором словаря Ожегова еще при его жизни. Это большой труд. Получается, что новая редакция толкового словаря С. И. Ожегова, который издан год назад, неактуальна в настоящее время?», — недоумевает Завадский.
Портал «Грамота.ru» полагает, что сегодняшний день не привнес ничего нового в нормы русского языка, поскольку все варианты, вызвавшие сегодня споры в обществе, на протяжении многих лет фиксируются словарями. Список же «разрешенных» словарей со временем будет расширяться. И основная проблема заключается не в том, что в список не попали словари знаменитых авторов, которые долгое время считались эталонными. «Справочник по правописанию и литературной правке Д. Э. Розенталя имеет все шансы со временем оказаться в списке Минобрнауки, если об этом позаботятся его издатели. Другое дело, если список расширится до десятков наименований, то неизбежно обнаружатся противоречивые рекомендации в разных изданиях. Именно это главная проблема, а не то, что слово «кофе» может быть существительным среднего рода», — считают эксперты сайта.
С мнением портала, к которому очень часто обращаются за знаниями, наверное, сложно не согласиться. Но все-таки в нем имеется одно «но». Почему издатели должны «проталкивать» в эталоны выпускаемые ими словари? Определять их качество и правильность должны, наверное, все-таки не чиновники и не издатели, а специалисты.
Ольга Караулова
Источник:
я все-таки буду говорить кофе - он. Так становятся маргиналами))
А кто такой этот Константин Деревянко, который вздумал комментировать и учить всех русскому языку? Насколько мне известно, это просто отпрыск владельца фирмы АСТ-ПРЕСС, который все пытался то недвижимостью заниматься, что тусовки какие-то организовывать, но толкового ничего не получалось у него. И кроме как в папином издательстве сидеть и рассуждать “как много некачественных словарей” этот чувак ничего не умеет. От него все бегут, как от чумы, потому что парнишка-то говнистый, да к тому же - неуч. Папа его, конечно, решил вопрос со способами содержания своего сынка, но как-то не хочется, чтобы это осуществлялось за счет нас, налогоплательщиков.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама