Владимир Григорьев: «Нужны новые идеи»
В среду начала свою работу Московская международная книжная выставка-ярмарка. В гостях у "Литературной Газеты" – заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев.
– Слово «кризис» сейчас звучит повсюду, а весной на «Книгах России» временами становилось просто страшно… Насколько сильно сказался кризис на осенней ярмарке?
– Кризис, конечно, ударил, и не только по ярмарке, а по книжной индустрии в целом. Все пострадали – издатели, полиграфисты, книготорговцы, бумажники. На весенней ярмарке был отчётливо заметен эффект шока, когда от первых кризисных впечатлений не успели оправиться и участники, и те, кто на этой почве совсем отказался от участия. А теперь всем ясно, что необходимо настраиваться на новые условия работы. 10 лет у нас шло бурное экстенсивное развитие отрасли, Россия вошла в первую тройку-четвёрку стран по количеству издаваемых книг, книготорговцы расправили крылья и стали расширять и строить сети магазинов с применением современных технологий. В настроениях участников рынка присутствовала изрядная доля оптимизма и даже благостности. Однако теперь, когда весь мир оказался в огне такого известного со времён Маркса очистительного инструмента, как кризис, появились определённая нервозность и пессимизм.
– И каковы сейчас настроения в книжной отрасли?
– Все ощущают беспокойство о судьбе своих компаний, поскольку пришлось заморозить многие проекты, а это кроме прочего означает сокращение персонала. То же и в полиграфии, там стало меньше заказов на 40–50 процентов. Но это задача менеджеров – оптимизировать деятельность компаний, разработать стратегию работы в новых условиях. К сожалению, отдельные компании ведут себя в это непростое время недостойно: например, владельцы сети магазинов «Букбери», грубо говоря, кинули издателей, причинив им убытки на очень большие суммы, не понимая, что работать с книгой – это не машины «Волга» дизайна 1964 года выпускать… Недопустимо подрывать интеллектуальный пласт страны, привнося в него нравы дикого бизнеса! Или другой пример: ОАО ВВЦ выставил за новый павильон цены за аренду в 3,5 раза выше, чем было в прошлом году. Пришлось вести долгие переговоры, но вернуться к прежней цене не удалось, и издатели, естественно, опечалены, что приходится платить больше.
Очень тяжело приходится маленьким издательствам, которым и раньше было непросто. Какие-то из них уходят под крыло больших холдингов, поскольку крупные издательства, в свою очередь, естественно, понимают, что без новых идей и ярких проектов им придётся плохо.
– То есть противостояние интеллектуальной и массовой литературы становится теперь похоже на единство противоположностей?
– Элитарность и массовость, арт-хаус и мейнстрим есть во всех видах культуры и искусства. И они сосуществуют. Нельзя, как бы того нам ни хотелось, сотворить чудо, чтобы все читали только интеллектуальную литературу. Но, несмотря на кажущееся противостояние, эти две составляющие необходимы друг другу. Нельзя представить кинематограф без арт-хауса, поскольку он подпитывает идеями массовое кино, а последнее даёт возможность и деньги продюсерам экспериментировать в «кино не для всех», вот и в книгоиздании то же самое.
Нынешний год нельзя назвать удачным для художественной литературы, а нон-фикшн по-прежнему демонстрирует успешный рост. Для примера можно взять премию «Большая книга» – не было года, чтобы её не выигрывали произведения этого жанра, это книги Дмитрия Быкова «Борис Пастернак», Алексея Варламова «Алексей Толстой» и Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын». Так что есть тенденция, и нон-фикшн занимает подобающее ему место.
– А в будущем даже на фоне благополучия придётся напоминать себе, что очередной кризис, скорее всего, неизбежен, думать, что можно заблаговременно сделать, чтобы смягчить удар.
– Некоторые элементы кризиса наблюдались и прежде, чем о нём заговорили. Были явные признаки перепроизводства, поскольку такое количество книг читатель потребить не может, а вдобавок начали бурно развиваться новые технологии, появились электронные книги, и продвинутые читатели перешли на них. Но статистика этого процесса не велась, мы всё ощущали, так сказать, на кончиках пальцев. Поэтому теперь стараемся наладить и вести постоянный мониторинг ситуации, чтобы снабжать издателей информацией, предотвращая перепроизводство.
В этом году мы впервые подготовили отраслевой аналитический доклад «Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития», и в дальнейшем такие публикации по проблемам отечественной книгоиздательской индустрии станут ежегодными. В задачи исследования входят анализ динамики выпуска книжной продукции, оценка объёма рынка, характеристика современной издательской системы и системы книгораспространения, сравнение процессов на российском рынке с теми, что происходят на рынках ведущих мировых держав. Чтобы привлечь читателя, нужно ясно понимать, как книгоиздание вписывается в современную медиасреду.
– Чем особо примечательна нынешняя ярмарка?
– Прежде всего тем, что она впервые пройдёт в новом павильоне – светлом, хорошо кондиционируемом и оборудованном, с элементами современной инфраструктуры – конференц-залами, пресс-центром и т.д. И что бы ни происходило в глобальной экономике, ярмарка представляет собой уникальную возможность пообщаться всем, кто работает в отрасли, представить самые значимые проекты, подвести итоги и поговорить о будущем. Мы постараемся, чтобы она была шумной, запоминающейся, привлекла максимум внимания. Ярмарка – это, можно сказать, своеобразный улей, в сотах которого происходит масса всевозможных действий, связанных в том числе и с приятными моментами награждений и вручений. Запланированы десятки круглых столов, семинаров, конкурсов, конференция по проблемам развития книжной индустрии, в которой примут участие и издатели, и полиграфисты, и бумажники, и представители книжной торговли. Естественно, украшением ярмарки станут многочисленные встречи практически со всеми ведущими отечественными авторами, а также целым рядом известных зарубежных писателей.
– Как вам кажется, электронная книга – нечто принципиально новое или всего лишь новый способ донести до читателя книгу традиционную? Будет ли эта тема затронута в рамках ярмарки?
– Угроза книгопечатанию со стороны электронных книг не то чтобы нова. В конце концов телевидение не убило книгу и изобретение компьютера тоже – после недолгой стагнации снова начиналось динамичное развитие «бумажной» книги. Самый бурный рост электронной книги наблюдается в энциклопедических и учебных изданиях. Новые мультимедийные форматы позволяют насытить тексты аудио- и видеорядом, сложными схемами и таблицами и структурировать информационный массив, предоставив читателю возможность выбирать то, что его интересует. Но чтобы создать подобный продукт, нужны годы работы. Поэтому мой прогноз таков: этим будут заниматься ведущие книжные издательства в партнёрстве с IT-компаниями, и это не помешает традиционной книжной индустрии. А в том, что касается художественной литературы, электронная книга ничем принципиальным не отличается от обычной. Разве только тем, что теперь человек может носить с собой сразу библиотеку текстов на сравнительно небольшом электронном носителе.
В этом году на ярмарке представлен специальный раздел «Электронная книга». На круглых столах будут обсуждаться проблемы развития этого сегмента рынка, соблюдения авторских прав, создания электронных библиотек и многие другие актуальные вопросы.
Источник:
Если цены за аренду площади на ВВЦ действительно повысились в 3,5 раза (нам предлагали с куда меньшей наценкой), то я вообще не понимаю тех, кто на этой выставке арендовал хотя бы метр. Мелкие издательства понять можно - у них просто выбора нет, надо хоть как-то показать товар лицом. А “киты” что же? Судя по первому дню, особой работы на ярмарке на было, да и продаж тоже. А просто потусоваться за свои деньги, путь и в новом павильоне…
Чуть раньше М. Сеславинский: Общий тираж за первые шесть месяцев 2009 года вырос по сравнению с тем же периодом 2008 года на 8,5 процента.
Здесь: Все ощущают беспокойство о судьбе своих компаний, поскольку пришлось заморозить многие проекты, а это кроме прочего означает сокращение персонала. То же и в полиграфии, там стало меньше заказов на 40–50 процентов.
Вопрос: кто не прав? А если правы оба, то что мы издаем? Средняя книга стала в два раза тоньше?
Обратите внимание полосу набора - размеры шрифта, интерлиньяж и поля стали больше. Бумага грубее. Следовательно, объем текста - меньше, значит, и гонорар меньше. А книжка по толщине может выглять при этом обычной, листов на 20.
Насколько я понимаю, все эти рассуждения насчет 8-процентного роста - блеф. Статистику малость “добработали”, дабы индустрия не беспокоила правительство просьбами о субсидиях и льготах. Большинство издателей рапортовало о падении в 20-30%. Истина, видимо, лежит посередине. Думаю, в самом лучшем случае рынок остался на прежнем уровне - за счет увеличения количества наименований одновременно с падением тиража. Отдельное спасибо старушке Майер, хотя на статистику в целом она влияния не оказывает.
То, что все стремительно переходят с хардковера на интегралку и мякоть - это есть, равно как и снижение качества бумаги. Что, в общем-то, логично: в Азии я часто видел цветные книги, отпечатанные на самой дешевой газетки, и на них есть спрос. У нас до кризиса с такой продукцией мало кто работал.
Обидно другое: рентабельностью так никто и не поступился. Крупные издатели по-прежнему стараются работать на 70-100% (не все, конечно, но многие). Средний ценник снизился, но не так, как хотелось бы.В
подарочном сегменте цены и вовсе взвились в небеса.
“Ярмарка - улей” - отлично сравнение! Куча трутней, постоянно жужжание кругом, да еще через мощную акустику… Пчелиные танцы на потеху публике. А смысла? Мед все равно пойдет не тебе…
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика