ММКВЯ: российские издатели говорят о кризисе
Последние 10-15 лет российский книжный бизнес развивался очень успешно. Сейчас ему пришлось столкнуться с серьезными проблемами, причем как с новыми, связанными с финансовым кризисом, так и с обострившимися старыми.
В течение многих лет российская книжная отрасль была чуть ли не единственной в экономике современной России, где выпуск "продукции" год от года увеличивался. И хотя многие эксперты (прежде всего, профессионалы: книгоиздатели и книготорговцы) скептически относились к победным реляциям Российской книжной палаты, которая вывела Россию уже на третье место в мире по количеству издаваемых книг, было очевидно, что отрасль развивается очень динамично.
Оснований для тревоги нет?
Тенденция эта, судя по последнему докладу книжной палаты, сохранилась и в 2009 году: за первое полугодие в стране выпущено более 65 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом свыше 371 млн. экземпляров. Однако эти данные очень резко контрастирует не только с общим унылым настроением книгоиздателей и книготорговцев, которые уже столкнулись с серьезными проблемами (так, оборот книготорговой компании "Новосибирсккнига" упал на 37,5 процента), но и с цифрами Росстата – Федеральной службы госстатистики России.
По данным Росстата, производство "книжной продукции" сократилось в первом полугодии чуть ли не на 30 процентов по равнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти расхождения можно объяснить тем, что книжная палата учитывает поступающие к ней контрольные экземпляры, а те порою приходят с большим опозданием. То есть кризис еще "не догнал" статистику.
Как бы там ни было, но на Московской книжной ярмарке о кризисе говорили все. Причем о кризисе, так сказать, ползучем, который наступил вовсе не вдруг. Генеральный директор издательства "Эксмо" Олег Новиков, например, обращает внимание на то, что замедлилась оборачиваемость книг: три года назад она составляла 120 дней, сегодня – 200. Ничего удивительного, если учесть неразвитость системы книгораспространения и торговли, с чем отрасль безуспешно пытается бороться чуть ли не со времени развала СССР. Сегодня даже в Москве один книжный магазин приходится, в среднем, на 20 тысяч человек. В Германии же – на 8 тысяч.
В российских регионах положение еще хуже: один магазин на 66 тысяч человек. Многие из этих магазинов из-за высокой арендной платы на недвижимость и так едва сводили концы с концами и с новыми трудностями, которые принес общемировой кризис, справиться не смогли: крупные книготорговые сети начали сокращать число филиалов, а одна из них - "Букбери" - даже обанкротилась.
Ситуация осложняется тем, что при неразвитой системе книгораспространения очень сильна концентрация книгоиздательств. Все крупные издательства сосредоточены в Москве. Доля столицы огромна: 80 процентов всех тиражей, больше половины названий. Если учесть, что именно в регионах выпускается значительная часть малотиражных брошюр и внутриведомственных некоммерческих изданий, то доминирование Москвы будет еще более впечатляющим. Кстати говоря, такие брошюры и некоммерческие издания в западной статистике, в отличие от статистики Российской книжной палаты, не учитываются. Этим во многом объясняются ошеломляющие рекордные цифры книжной палаты, к которым большинство российских издателей относится с иронией.
Победители и проигравшие
К чести книжной палаты надо отнести, что ее эксперты вовсе не замалчивают реальные проблемы, стоящие перед отраслью. Это, кроме уже названных, прежде всего высокий налог на добавленную стоимость и высокие пошлины на ввозимую мелованную бумагу. Во многих западных странах НДС на книги либо снижен, либо они вообще освобождены от НДС. В Германии, например, общий НДС составляет 19 процентов, на книги же – семь. Решение о снижении налога, разумеется, должно принять правительство России, но все обращения книгоиздателей (и той же книжной палаты) к правительству освободить от НДС хотя бы социально значимую книжную продукцию остались без внимания.
Возвращаясь к теме централизации, отметим, что кризис уже внес определенные коррективы в структуру российского книгоиздания. Так, из первой десятки крупнейших российских издательств исчезла "ОЛМА Медиа групп". "ОЛМА" выпускает сегодня меньше двух третей названий книг, чем в прошлом году, а тиражи сократились чуть ли не вполовину. Очень сильно пострадало и одно из крупнейших российских издательств экономической и деловой литературы – "ИНФРА-М". В прошлом году оно занимало в рейтинге крупнейших издательств России 10-ое место, а теперь не попало даже в двадцатку. "ИНФРА-М" сегодня выпускает почти в десять раз меньше книг, чем год назад.
Есть, правда, издательства, которые могут похвастаться успехами. Среди них – "Клуб семейного досуга", дочернее предприятие немецкого концерна Bertelsmann. Эксперты считают, что главной причиной стремительного роста продаж "Клуба" стала продуманная маркетинговая стратегия.
Автор: Ефим Шуман, редактор: Дарья Брянцева
Источник:
Конечно, “Клуб семейного досуга” будет в плюсе, с украинским-то нулевым НДС и дешевым ассортиментом. Смешно думать, что в провинции с ними смогут конкурировать москвичи с их ценами и представлениями о “бестселлерах”. Как раз такие структуры и могут взять на себя снабжение регионов: как с этим справляются обычные книжные магазины, мы уже видим. В каждой деревеньке магазин не откроешь, почта везде есть.
Что до “ОЛМЫ”, то я по-прежнему склонен считать случившееся не провалом, а оптимизацией. Слишком уж много было мусора в ассортименте еще года два-три назад, продавцы подтвердят. Одних серий любовных романов было до десятка, менялись каждые полгода… Все это закрыли.
Детское направление жаль, это да, хотя и сегодня есть, чем похвастаться. Но - опять же переводнуха. Надо же, десять лет процветали на российском контенте, сейчас же основные деньги приносит “Дом ночи” с “Котами-воителями”. Плюс Акунин с Бушковым, конечно.
Клуб семейного досуга, они же Бертельсман Медиа Москау, они же Ярославский полиграфкомбинат - их успех вовсе не в нулевом НДС, а в том, что это крупнейший на сегодня мировой медиа-игрок. Просто, видимо (и это даже отчасти радует), они решили, что наш рынок наконец созрел для экспансии)) Думаю, как только Ашет (второй по значению медиахолдинг) примет решение кого из наших кроупных игроков приобрести, станет еще интереснее. Особенно, как это скажется на ассортименте.
Насколько я знаю, выбран Росмэн… Хотя информация не окончательная. А нулевой украинский НДС не стоит недооценивать, на самом деле… Тоже важный фактор.
А Бертельсманн созрел уже давно - когда у них с Террой роман начался? Еще в середине 90-х, кажется.
“В каждой деревеньке магазин не откроешь, почта везде есть”.
Книга почтой изд-ва “Терра” поддерживалась мощной рекламной компанией на телевидении в обеденное время по воскресеньям. Сколько знаю, все знакомые выписывали книги, имея информацию из ТВ, а потом из каталогов.
Уважаемый Александр, Вы не совсем правы: крупнейший, как Вы выразились, “мировой медиа-игрок” - канадско-британский Thomson-Reuters, а Bertelsmann, кажется, только пятый. Новый рейтинг - в “Buchreport” 8/09, к сожалению, еще не получил. Hachette Livre, или Ашет (2008: 2130 млн. евро) - только шестое.
Bertelsmann состоит из шести подразделений: Bertelsmann Moscow - это Direct Group, а Ярославский - Arvato. И это не одно и то же, т.е. не один денежный мешок. Во всем остальном согласен с Вами…
С искренним уважением,
В.Ухов
Речь, видимо, шла о Европе.
Ну, издательства, входящие в структуру АСТ, номинально тоже “независимые”. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что концерт Bertelsmann будет вести (и ведет) на российском рынке единую политику. Отлично продуманную. И началось это задолго до кризиса. Первый этап - содружество с “Террой” и покупка Ярославского комбината в 2001-2002, кажется, году. Второй - налаживание системы “Книга-почтой”, в чем Бертельсманн так преуспел в Европе. Российский (а точнее - русскоязычный) рынок - единственный из крупных, толком не освоенный до сих пор. Да еще с такими наценками.
Я помню, как мы обсуждали ситуацию с Бертельстманном десять лет назад. До панических писем в правительство об “угрозе национальному книгоизданию” доходило, помните?
Что сегодня? Конечно, КСД и, скажем, “Топ-Книга” - трудно сравнимые структуры. Сколько там книг Клуб продает в год, 10 миллионов? Но это, в общем-то, не так мало…
Скажите, а “Топ-Книга” как относится к классической бертельсменновской клубной схеме? Не думали делать нечто подобное в рамках компании? Логично: есть обычные магазины, появились дискаунтеры… Почему бы еще и это не попробовать?
Правильно и понятно - если вспомнить, какие и чьи деньги стояли за “Террой” :) Они действительно первыми сделали ставку на почту в России, и в итоге оказались в выигрыше. Понятно, это не АСТ… Но ведь они весь свой оборот фактически делают на классике, эксклюзива у них не так уж и много. Да, еще с бумагой начали первыми экспериментировать: в начале 90-х все смеялись над их “туалеткой”, когда книжки разбухали вдвое, стоило их оставить около окна в сырую погоду. Зато легкие. Все же под почту было сделано. Молодцы, что могу сказать. Нашли хорошую нишу.
Уважаемый Александр, буквально только что получил этот долгожданный рейтинг и спешу извиниться перед Вами за свою ошибку: по итогам 2008 финансового (не календарного) года на первое место вышел британец Pearson, а прошлогодний лидер, в котором я был почему-то уверен, откатился на третью ступеньку, пропустив вперед еще и голландско-британский Reed Elsevier. Он совсем неплохой, его подразделение владеет Лондонской книжной ярмаркой, как мы узнали, принимающей Россию в качестве почетногго гостя’ 2011.
Все остальное осталось на месте…
С искренним извинением, В.Ухов
Уважаемый г-н Леонтьев,
спасибо Вам за внимание к компании Топ-Книга и предложение. По поводу самого Бертельсмана и его стратегии готов обсуждать, но не в таких рамках. Единственное, что здесь могу сказать: стратегия компании Топ-Книга предполагает применение эффективных (на перспективу) форматов и форм. Умозрительная логика и логика жизни иногда не совпадают, к сожалению…
С уважением, В.Ухов
Уважаемый Вячеслав Григорьевич!
Прекрасно понимаю ваш намек… Но боюсь, чисто умозрительной мою логику никак не назовешь. Еще в середине 90-х я участвовал в создании одного из крупных по тем временам книжных клубов, формировал ассортимент, занимался каталогом, наша реклама целые полосы занимала в “Труде” и АиФ… И неплохо работали, кстати, обороты серьезные были. Не сравнить с КСД и уж тем более с Топ-Книгой, но… Так что худо-бедно представление о тематике имею. Что до перспективы, то вряд ли это направление можно упрекнуть в отсутствии таковых… Впрочем, это бы вопрос, ответ на него я получил, спасибо. А дальше время покажет.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика