Кризис ускорит передел книжного рынка
В том, что экономический кризис бьет по книжному рынку, нет ничего удивительного. Затягивая пояса, потребители экономят в первую очередь на досуге и развлечениях – и в том числе на книгах. Кроме того, российский книжный рынок и в относительно стабильное время отличался низкой рентабельностью инвестированного капитала и нехваткой оборотных средств. Тем более он уязвим в условиях кризиса, когда наблюдаются одновременно отток инвестиций и падение спроса. Прогнозировать ситуацию на книжном рынке сложно – прежде всего из-за его непрозрачности, однако ряд предсказаний можно сделать.
Во-первых, падение спроса наложится на продолжающийся уже на протяжении последних лет и опережающий инфляцию рост как средней закупочной цены книг, так и торговых наценок (что связано с ростом арендных ставок).
Во-вторых, значительно уменьшится доля независимых и муниципальных магазинов (которая и так падала на протяжении последних лет). Однако количество точек, торгующих книгами, вряд ли уменьшится; оно останется прежним за счет увеличения количества магазинов неспециализированной розницы, которые включили книжную продукцию в свой ассортимент. Речь идет о схеме shop-in-shop (в буквальном смысле «магазин в магазине») – когда книжный магазин становится частью большого универсального магазина и торговый путь покупателя пролегает между полок с книгами.
В-третьих, увеличится доля крупных федеральных розничных сетей, таких как «Топ-книга» или «Новый книжный». По мнению экспертов, она возрастет до 35%, а доля региональных сетей снизится до 5%. При этом на независимые книжные магазины придется лишь 10% общего количества продаж, а рынки и лотки практически исчезнут.
В-четвертых, возрастет аудитория интернет-покупателей, причем наиболее высокие темпы роста будут демонстрировать регионы. На сегодняшний день объем российского книжного интернет-рынка уже составляет 6% общего объема продаж книг, и темпы роста online-торговли опережают темпы роста отраслевого рынка. К 2012 году, по оценкам экспертов, доля интернета как канала продаж увеличится до 10%. Так что наиболее перспективной становится мультипликативная стратегия, когда online дополняет offline.
Хуже всего придется небольшим и средним издательствам, в том числе специализирующимся на интеллектуальной литературе. Уже сегодня многочисленные наименования, выходящие в этих издательствах, «перевариваются» преимущественно в столицах, а в регионы поступают книги только крупных игроков. Это неудивительно, если иметь в виду стратегию комплектации оптимального для среднего магазина ассортимента в 15 тысяч наименований – это, как правило, книги двух крупнейших компаний («АСТ» и «Эксмо») и еще нескольких издательств из первой десятки. Так что можно прогнозировать дальнейшее увеличение доли десяти ведущих игроков (с примерно 33 до 50%) и «вымывание» с рынка небольших компаний. Для потребителя это может обернуться уменьшением ассортимента некоммерческих книг и интеллектуальной диетой.
Между тем опыт развитых западных стран показывает, что такая концентрация мощи в небольшом числе крупнейших игроков на книжном рынке может оказаться и удобной для потребителей: всегда реально найти или заказать самую изысканную в интеллектуальном плане книгу. Это обусловлено миссией компании, в основе которой лежит стремление обеспечить каждого пришедшего нужной ему книгой. Так что не исключено, что кризис способен дать толчок дальнейшему развитию книжного рынка страны. Но и здесь без конкуренции не обойтись. Потому что миссии современных компаний навеяны заботой о клиенте, опережающее выявление потребностей которого и лежит в основе бизнес-модели. Логика проста: не позаботишься ты, позаботится кто-то другой. Государство тоже может быть полезным, если в рамках антимонопольного регулирования будет указывать большим игрокам на необходимость закупать не только то, что называется «чтивом».
Источник:
Подскажите пож. кто инициатор и реализатор Вашего проекта?
Сергей, я - инициатор и реализатор, если есть какой-то вопрос, можете задать его здесь или через форму обратной связи.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама