Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

Книжный передел

8 Сентябрь 2009 Нет комментариев

Крупные издательства с начала года понесли незначительные потери. Основной удар кризиса пришелся на мелкие, выпускающие специализированную литературу. Чтобы остаться на книжном рынке, им придется войти в состав издательств-гигантов. Это отчетливо показала прошедшая 22-я Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ).

В этом году книжная ярмарка проходила в недавно построенном 75−м павильоне ВВЦ. Стенды участников разместились в двух залах на первом этаже, разделенных огромным пустым холлом. Общая площадь выставки составила 24 тыс. кв. м (в прошлом году ММКВЯ занимала 33,5 тыс. кв. м в двух павильонах – 20−м и 57−м). В этом году участники представили около 800 экспозиций, но стендов многих издательств по разным причинам не было на выставке. Дело в том, что участие в ярмарке стало на порядок дороже: в прошлом году аренда необорудованного квадратного метра стоила 170 долларов, а в этом – 230 долларов без НДС. Месяц назад издатели обратились в гендирекцию ММКВЯ, в правительство Москвы и к руководству Российского книжного союза с просьбой сохранить стоимость аренды на прошлогоднем уровне. 5 августа представители крупнейших российских издательств встречались с гендиректором выставки Николаем Овсянниковым, но это ни к чему не привело. По словам одного из сотрудников крупного издательства, гендирекция объяснила повышение цен тем, что ярмарка проходит в новом павильоне, за который ВВЦ торопится отбить потраченные на строительство деньги. В результате в ярмарке не участвовали такие крупные издательские дома, как «Дрофа», «Просвещение», «Олма-пресс» и «Вече». Стенды остальных издательств были проще оформлены и занимали меньшую площадь, по сравнению с прошлогодней выставкой.

Каналы сбыта

«В этом году выставка утратила атмосферу культурного книжного развала, где книголюбы могут найти интересные издания „не для всех”», – с сожалением отмечает представитель ИД «Инфра-М». От участия в выставке отказались многие некрупные, а также региональные издательства, которые являлись «изюминкой» ММКВЯ. И причина не только в дороговизне аренды – в разгар кризиса деятельность некоторых участников книжного рынка замерла. Сегодня издать книгу гораздо легче, чем продать ее. Мелкие издательства реализовывали свою продукцию через розничных торговцев. Последние, опасаясь спада продаж в начале года, отозвали заказы на новые партии книг. В результате работа таких издательств приостановилась.

Но государство не принимает в расчет мелких игроков рынка. «Экономический кризис не нанес серьезного урона российской книгопечатной отрасли», – заявил на открытии ММКВ руководитель Роспечати Михаил Сеславинский. «По сравнению с прошлым годом мы выпустили на 9% больше наименований и брошюр, а тиражи выросли примерно на 4%», – отметил он. «Даже в условиях кризиса отрасли и дизайна, и полиграфии печатают больше книг, значит, их больше читают, и это хороший индикатор», – вторил ему зампред правительства РФ Сергей Иванов. Сколько из них продано, чиновники не поинтересовались.

Общий тираж книг и брошюр в первом полугодии 2009 года действительно был больше прошлогодних показателей. Но специфика книжного бизнеса в том, что он сильно концентрирован: 67% всех названий и 87% суммарного тиража выпускаются в центральном регионе. По данным за 2008 год, в России работает 5700 официально зарегистрированных издательств, при этом только 23% выпускают более десяти книг в год. На региональные и некрупные издательства приходится лишь малая часть от общего тиража, который с началом кризиса становится сложнее продать.

Конец независимости

В исследовании Института глобальных и социальных движений (ИСГО) отмечается, что у многих издательств еще в прошлом году появился избыток нереализованного товара. По мнению директора Центра экономических исследований ИСГО Василия Колташова, такое положение может привести к закрытию 30−45% книжных магазинов страны. «Действительно, увеличился период реализации книги», – считает Алексей Тулин, руководитель отдела продаж издательства «Белый город». Опасение вызывает то, что люди станут реже заглядывать в книжный. «Первой ласточкой» стала сеть книжных «Букбери», 64% которой принадлежат компании «Раинко» Олега Дерипаски. 26 августа 2009 года Московский арбитражный суд зарегистрировал иск о банкротстве компании «Букбери трейд», получившей бренд «Букбери» и право аренды десяти магазинов сети. Этому предшествовало заявление «Букбери» в марте 2009 года о признании себя банкротом. Долги сетевика оцениваются примерно в 239 млн рублей.

Наиболее защищенными в кризис оказались холдинги и группы компаний, в которые входят издательства, типографии и книготорги. По словам одной из сотрудниц ГК «Омега-Л», компания в этом году решилась на переезд в большее по площади помещение, так как старый склад уже не умещал всю продукцию. В ГК на правах юрлиц входят несколько издательств («Омега-Л», Smart-Book, «Окей-книга», ИД «Университетская книга») и книготоргов. С начала этого года «Омега-Л» сэкономила лишь на рекламе в «Книжном обозрении» и отказалась от выпуска диска с каталогом продукции.

В издательском бизнесе ускорится процесс поглощения холдингами маленьких издательств, считают специалисты. Эта тенденция началась еще в прошлом году как предвестник экономического кризиса. В июне 2008 года появилась издательская группа «Азбука-Аттикус» в результате объединения «Аттикус паблишинг» Александра Мамута с издательством «Азбука». В нее входят издательства «Азбука», «Иностранка», «Колибри» и «Махаон», а также полиграфический комплекс. Недавно книготорговая компания «Новый книжный – Буквоед», принадлежащая одному из крупнейших российских издательств ЭКСМО, договорилась о покупке 100% акций другого игрока – ООО «Библиосфера». В течение полугода магазины сети будут переименованы в «Читай-город». Компания «Новый книжный – Буквоед» создана в апреле 2008 года в результате слияния петербургской сети «Буквоед» и московской «Новый книжный».

«Сейчас в России проявляется тенденция консолидации активов на книжном рынке», – считает Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. По его мнению, это правильная линия выживания бизнеса. Сотрудники поглощенных издательств не теряют работу, авторы могут продолжать реализовываться, а потребители – покупать издания по низким ценам. «Но у этого процесса есть и минусы, – добавляет Оськин. – Маленькие издательства и книготорги работают с целевой, точечной читательской аудиторией, поэтому исчезновение таких игроков с книжного рынка болезненно отразится в первую очередь на покупателях».

Анна Кустова
Источник: Эксперт Online

Еще по теме:

Метки: , ,

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8