Версия для печати Версия для печати
Главная » Прямая речь

Елена Шубина: «Расчистка мозгов»

10 Сентябрь 2009 13 коммент.

Елена Шубина - руководитель редакции современной прозы в одном из крупнейших издательств России, "АСТ". Ранее работала в "Вагриусе" и стояла у истоков знаменитой "черной" (впоследствии "серой") серии, в которой впервые появилась почти вся современная классика.

Кризис - явление не только экономическое, но и культурное. Меняется не только структура потребления, но и настроение человека. Что россияне читают во времена потрясений? И как книжное дело отреагировало на кризис? С этими вопросами обозреватель "Профиля" отправился к Елене Шубиной - руководителю редакции современной прозы издательства "АСТ". Уж она знает о книжном рынке больше многих.

- Был такой идеалистический прогноз: кризис вернет читателя к серьезной книге, потому что чем еще заниматься? Одних уволили, другим не хватает денег на зарубежную поездку, третьи разочаровались в либеральной философии и лихорадочно кинулись читать Маркса или Сартра...

- Это очень родное, российское заблуждение, что большой катаклизм может поспособствовать духовному подъему. Катаклизм всегда разрушает, буря всегда ломает стволы, а не засевает поля. Никакая революция, а тем более кризис, не приводит к национальному культурному подъему: в СССР его признаки стали заметны лишь после 1922 года, и длился он, кстати, недолго. Культурные подъемы обеспечиваются значимыми духовными событиями - Отечественной войной, оттепелью. Разруха или кризис не порождают ничего, у них другая функция. В лучшем случае они расчищают место, чтобы началось что-то новое. Сегодня именно такую расчистку мы и наблюдаем. Кризис - время отказа от лишнего.

- И что оказалось лишним?

- Прежде всего, вещи, которые уже и в конце "тучных" лет прискучили и стали раздражать. Это литературная жвачка вроде женского иронического детектива. Рублевские любовные истории. Необработанные записи из дневников - если их авторы не доказали своего права делиться подробностями собственного быта, то есть не стали звездами. Кстати, индустрия звездных романов, автобиографий и кулинарных книг тоже пошла на спад - они оказались неотличимыми друг от друга. Не было бы ничего дурного в чтении звездных книг - автобиографий, записок, полемических статей, - но поскольку делались они в основном спустя рукава, как почти все в последнее десятилетие, то и претендовать на читательское внимание могут единицы. Скажем, Владимир Соловьев, который явно пишет сам и реализует личные мании, фобии и навязчивые идеи.

- Что-то появилось взамен?

- В России есть сильная современная проза, этого нельзя не видеть. Одна из главных книг этого года - "Каменный мост" Александра Терехова. Первый тираж разошелся быстро, было несколько допечаток. Сейчас много шумят о сталинизме, о возвращении к нему; этот текст о таинственной смерти Нины Уманской и Владимира Шахурина оказался удивительно ко времени: тут не столько социальный, сколько эстетический взгляд на сам феномен советской истории. Мы выпускаем вслед за романом сборник рассказов, повестей и очерков Терехова "Невыносимо светлое будущее". Как и раньше, востребован жанр современной сказки - или по крайней мере глубоко укорененной в жизни, грамотно написанной фантастики. Здесь, по-моему, настоящий прорыв демонстрирует Игорь Сахновский - только что мы представили его новый роман "Заговор ангелов". Общее ощущение от послекризисной России выражает 25-летняя Ксения Букша (у нее уже восемь опубликованных романов!) в отличной книге рассказов "Мы живем неправильно". Олег Зайончковский ("Сергеев и городок") транслирует примерно то же ощущение в новом романе "Счастье возможно".

- Интересный диалог в названиях.

- Интересней задаться вопросом, что в кризис больше востребовано - утешительные истории или жесткий, разоблачительный социальный реализм: все, мол, плохо и будет еще хуже? Тут как раз любопытно, что утешения - истории счастливых карьер, успокоительные лекции психологов - стали продаваться хуже, чем разоблачительная, социально-критическая, иногда откровенно чернушная литература.

Новую волну славы переживает Петрушевская; читают не только позднего Сорокина, но и ранние его соц-артовские тексты, в ко-торых осмеивается и разрушается соцреализм... Зато мода на советы психологов и разнообразные квазипсихологические книги о том, "как сбыть мечты" или "оседлать реальность", кажется, сошли с дистанции. Положительный итог кризиса уже в том, что люди перестали верить, будто их субъективная перенастройка способна изменить окружающий мир. Эра психологических пособий, судя по всему, закончилась, зато снова в моде социальный реализм, вплоть до расчесывания язв. Хорошие перспективы у Романа Сенчина, Дениса Гуцко, Захара Прилепина.

Неожиданностью стал большой успех дебютного романа петербургского филолога Андрея Аствацатурова "Люди в голом". Аствацатуров - серьезный ученый, историк зарубежной литературы, доктор наук, и вдруг он написал беспечное, полное самоиронии, очень беззащитное повествование о собственном студенчестве, пьянках, влюбленностях, идиотских положениях, в которые попадал, и книга на глазах становится культовой, как в свое время "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Видимо, читатель по-прежнему ценит узнаваемость: автором бестселлера станет сегодня тот, кто напишет о себе с последней честностью и притом весело. Просто нужна точность, чтобы каждый закричал: "И я, и я!" Отчасти это феномен Гришковца, но Аствацатуров гротескнее и острее.

- Мы пережили пик моды на биографии - в чужих судьбах искали источник сил, нравственные ориентиры в безвременье. Это тоже рухнуло?

- Нет, напротив. Книги о знаменитостях - как мемуарные, так и биографические - востребованы, однако иначе, чем раньше. Сегодня в них ищут не столько вдохновляющий, сколько оправдывающий пример: все по Пушкину - "Он мал, как мы, он мерзок, как мы!". Это нормальная черта кризисных эпох - отсюда мода на "антибиографии", развенчания и демифологизации. Сегодня будет охотно раскуплена любая разоблачительная книга о кумире, которая во время общественного подъема вызвала бы общие нарекания. Впрочем, это как раз ненадолго: в кризис нужно не только утешаться, но и черпать где-то силы для борьбы. Отсюда успех военной литературы, совпадающий с социальным заказом, - грядет 65-летие Победы.

- Вы говорите о дополнительных тиражах и хороших продажах - что можно по нынешним временам считать хорошим тиражом?

- Думаю, что тираж бестселлера остался прежним: книга вправе так называться, если продано 50 тыс. экземпляров. Для современной российской прозы это результат почти недостижимый: здесь стоит радоваться десятитысячному тиражу.

- Кризис сильно ударил по издательским планам?

- Никаких радикальных штатных сокращений и урезаний издательских планов лично у меня не было, но на гонорарах кризис успел сказаться. Они снизились раза в полтора. Думаю, что количество названий в планах будущего года сократится, но незначительно. Зато появятся новые серии - многократно предсказанное возвращение советской литературы становится реальностью. Поскольку мы так никуда и не выпрыгнули из советского строя, как бы он теперь ни назывался, - советская проза в диапазоне от Трифонова и Платонова до ностальгически милого производственного штампа на глазах становится главным хитом сезона. Мы приступаем к выпуску серии "Предметы культа" - это будут своего рода "Литературные памятники", лучшие советские книги с комментариями ведущих современных авторов. Первая такая книга - "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких с подробным комментарием фантаста Михаила Успенского - уже подготовлена.

- Напоследок: чтение все-таки теснит прочие развлечения? Читатель во времена кризиса вернулся к книге или нет?

- Кризис - всегда деградация, и ждать, что он приведет к интеллектуальному росту, наивно. Этот рост возможен лишь как отсроченная реакция. Читатель не станет больше покупать хороших книг - он станет читать меньше ерунды. "Сперва надобно место расчистить", - говорил тургеневский Базаров. Как мы воспользуемся этой ситуацией - зависит от нас.

Дмитрий Быков
Источник: Профиль

Еще по теме:

Метки: ,

13 коммент. »

  • Владимир пишет:

    Странное остаётся впечатление от интервью.

    Словно гвоздь в гроб звучит утверждение:

    “- Кризис - всегда деградация, и ждать, что он приведет к интеллектуальному росту, наивно.”

    Ага, страаааааааааашно! А чуть выше, видимо, примеры подобной “деградации”:

    “Новую волну славы переживает Петрушевская; читают не только позднего Сорокина, но и ранние его соц-артовские тексты, в ко-торых осмеивается и разрушается соцреализм…”

    “…снова в моде социальный реализм, вплоть до расчесывания язв. Хорошие перспективы у Романа Сенчина, Дениса Гуцко, Захара Прилепина.”

    “Неожиданностью стал большой успех дебютного романа петербургского филолога Андрея Аствацатурова “Люди в голом”…. Видимо, читатель по-прежнему ценит узнаваемость: автором бестселлера станет сегодня тот, кто напишет о себе с последней честностью и притом весело. Просто нужна точность, чтобы каждый закричал: “И я, и я!” Отчасти это феномен Гришковца, но Аствацатуров гротескнее и острее.”

    А може деградация заключается в том, что:

    “появятся новые серии - многократно предсказанное возвращение советской литературы становится реальностью. Поскольку мы так никуда и не выпрыгнули из советского строя, как бы он теперь ни назывался, - советская проза в диапазоне от Трифонова и Платонова до ностальгически милого производственного штампа на глазах становится главным хитом сезона.”

    Или всё-таки у Елены Шубиной в чём-то компас сбился? Представления о “деградации”? Может деградацией был весь тот “траэш”, который издательство печатало до этого?

  • Владимир пишет:

    А ещё понравилось такое откровение:

    “- Никаких радикальных штатных сокращений и урезаний издательских планов лично у меня не было, но на гонорарах кризис успел сказаться. Они снизились раза в полтора.”

    Следовательно, запрплата и рабочие места в издательствах сохранились. Думается, что доходы тоже. За счёт… Правильно. Отсюда вопрос: что же всё-таки первично в издательском бизнесе? Кто создаёт первопродукт? Может авторы издательствам вообще не нужны?

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Вы правы. Сейчас четко видна тенденция смены приоритетов: раньше все держалось на авторах-звездах… Потом издатели сообразили, что главное - подогнать некий абстрактный “продукт” под запросы заказчика, что теоретически может сделать кто угодно. То есть роль автора сокращается, роль маркетолога - увеличивается. Читателям, в сущности, нет разницы, кто напишет книгу на модную тему. А если тенденция уловлена правильно, из любого нуля можно сделать звездочку на час. Как это произошло с Робски, к примеру.
    То есть все верно: расходы на авторов снижаются, на авторов “концепций” и маркетологов - растут. И это общая тенденция. Еще в начале кризиса именно АСТ озвучили тезис, что с “завышенными” гонорарами авторов надо завязывать. Несмотря на то, что за рубежом “роялти” существенно выше, да и рассчитывается в большинстве случаев от окончательной цены, а не от оптовой.
    А деградация как раз с кризисом не связана, деградация - кризис сам по себе. И ему куда больше года.
    Качнулся ли маятник в сторону реализма? Ох как сомневаюсь. Прилепин и прочие “библиотекари” - это все-таки локальный культ, ниша. “Перспективы” - да, в нише 5-7 тысяч. Назвать “нудистов” Андрея Аствацатурова большим успехом при заявленном тираже в 3 тысячи (пусть даже третья допечатка выходит, в это я поверю)…
    А читают все равно чистый эскапизм, да еще какой - он, кстати, и глубоко эстетским может быть, в диапазоне от той же Рубиной до Светлан Мартынчик сотоварищи! Загляните в рейтинг. Конечно, Аксенов, Санаев и Рубина в топах радуют… Но погоду на рынке все равно делают другие… И никто с этим ничего не сделает.

  • Виктор А. пишет:

    Виталий, так кто же “погоду” на рынке делает, по вашему? :- )
    И кстати, почему на выставке Олмы не было? С чем проблемы? С однодневными звездочками, авторами-брендами или “концептуально подогнанным” продуктом ??? ;-)

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Погоду сегодня, судя по хит-парадам, в столице делает переводная проза. Плюс российская чернуха и фэнтези. Что делает погоду в провинции, можно увидеть на сайте того же “Клуба семейного досуга” или “Книжного мира”. Никак не Аствацатуров и даже не Рубина, к сожалению.
    Просто на тиражи поглядите…
    Понятно, что все это - тоже АСТ и ЭКСМО. И Елена Шубина, в частности :) Но, увы и еще раз увы, далеко не те авторы, о которых идет речь в интервью. И мы все это понимаем.
    Насчет ОЛМЫ я уже писал. Проблема исключительно в бесполезности ярмарки в нынешнем виде для издательства - при заявленных ценах. Посчитайте сами, что могло окупить 5 миллионов, которые с нас требовали за аренду. Питер, к примеру, стоил нам в 10 раз дешевле, и там работа была, я один за три дня с 15 клиентами пообщался, семинары проводил. В этом смысл есть.
    С продуктом-то как раз проблем нет. Бушков, Акунин как продавались, так и продаются. “Концептуально подогнанные” проекты типа Мединского-Хинштейна тоже деньги приносят. Даже у вашего покорного слуги за неделю 5 тысяч новой книги ушло, даром что компьютерка и копируют ее все, кому не лень… “Дом ночи” продается. Нет, я тут не собираюсь пиаром заниматься, упаси Бог, и проблемы компании знаю не хуже других. Но в общем и целом - ОЛМУ вот уже лет семь хоронят каждый год, а она живет и книжки выпускает. Даже покупает то, что не потянули другие :)
    Что до современной прозы… У нас это тоже было. Была отличная серия “Мастер-класс”, ее Кузьминский делал. Было МОРЕ отдельных замечательных книг… Но… сейчас выгоднее очередной раз допечатать Хайама, чем активно искать что-то свое. Хотя и это ОЛМА делает - вон конкурсов на сайте сколько, даже поэтический.

  • Виктор А. пишет:

    Ой лукавите, Виталий! Раз денег просят много значит и выставка не нужна. Прямо “Лиса и виноград”. Всё равно ведь руководство было.
    Синдром Золушки - на бал всё равно хочется :-)
    А где же тогда читателю с автором пообщаться в массовом порядке?
    Ведь были случаи когда посетительница заявила автору - “меня к вам Барнаульская ЦБС делегировала. Подпишите для них.”
    Тут как в спорте. Результат может быть не лучшим, но вываливаться из тренировочного процесса опасно.
    За Ваши успехи искренне рад, хотя мне кажется, что Вам пора свою ОС написать уже.
    Рейтинги они не в инете, а у бабули-лотошницы в коробке. Вот там
    Топ-10 и есть. Знаете почему? В магазинах продавцам пофигу что и где лежит, а бабка каждый день всё своё хозяйство на руках носит и чем меньше тем лучше, т.е. в оди конец - на прилавок.

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Почему лукавлю? У каждой вещи на земле есть своя цена, и есть понятие целесообразности. Хороший автор Акунин? Отличный! Только за 10000 рублей его никто не возьмет, В крайнем случае, чокнутая тетя Маня купит, а тетьманины подружки возьмут почитать нахаляву. Улавливаете аналогию?
    Я вот тоже ходил на ярмарку, поручкаться и стенды посмотреть с ассортиментом. И начальство за тем же ходило. Правильно, связи надо поддерживать. Но платить за это пять лимонов? Увольте! Что до авторов, то в зажравшуюся Москву хоть кого привези. Ну, потолкается человек 100 у сстенда, ну купят столько же книжек (в случае с Донцовой-Марининой - штук 500) - на общих продажах это как скажется? Никак. Акунин до сих пор на встречи практически не ходит, и ему это не мешает ни чуточки.
    Так что виноград по таким ценам пусть другие кушают. А мы посмотрим просто так :) И неужели вы думаете, что пропуск ярмарки - это “вывлиться из процесса”? Стало быть, и “Дрофа” с “Просвещением” и еще сотней не последних издательств тоже вывалились. Жаль, не знают об этом, бедолаги!
    “Коробочный” топ - штука полезная, знаю. Только московские бабушки в коробках самый отстой держат, купленный по рублю. Или ОСЭ брать? Так у них свой расклад, как и КСД или “Мира Книги”. Будет их рейтинг здесь - здорово, хотя я очень в том сомневаюсь. Да и интеллектуальной общественности обидно будет, если в результате ту же Рубину моментальны вытеснит сборник “300 молитв Пресвятой Богородице” или “500 рецептов пареной репы”…

    Кстати, вопрос к администраторам: почему бы на этом сайте не публиковать и сводные рейтинги, скажем, той же “Топ-Книги” и “Мира Книги”? Тем более, что далеко ходить не надо, особенно в первом случае…

    Ну а насчет ОС - написанных “чайниками” программ и без меня хватает :) Быть автором “азбуки” тоже неплохо…

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Нижайше извиняюсь за опечатки - жаль, режима правки здесь не предусмотрено….

  • admin (author) пишет:

    Виталий, данные Топ-Книги уже совсем скоро будут добавлены в рейтинг.

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Замечательно. Только разведите, пожалуйста, московский рынок и региональный, иначе совсем путаница выйдет. просто переключатель сделайте, как в “Навигации по сайтам”…
    Я бы вообще сделал несколько разделов:

    Розница (Москва, Петербург)
    Книготорговые сети (Топ-Книга, Новый книжный-Буквоед))
    Интернет (Озон, Болеро)
    Книжные клубы (КМС, МК)
    Электронные продажи (Литрес, Билайн (что одно и то же), АСТ)

    Можно, конечно, сделать некий суммарный рейтинг, но только после того, как будет набрана достаточная база.

    Иначе есть соблазн распространить локальный московский топ на всю Россию, а там картинка кардинально отличается… Просто смешно, когда тетрадь для третьего класса, купленная какой-то учительницей на всю школу в МДК, забивает в топах серьезные книги… Я вот приду и скуплю штук 20 своей книги в одном магазине, ладно, 10 в двух. И будет в топе на неделю! Лучшая реклама, и не слишком дорогая. Даже в “Книжном бизнесе” такое проскакивало…

  • букс пишет:

    По регионам было бы интересно
    Причем не только московско-питерские сети
    на них свет клином не сошелся

    и вообще читаешь отзывы - будто московско-барнаульский сайт какой то)
    а где другая Россия?

  • Виталий Леонтьев пишет:

    Ну почему, еще и Новосибирск имеется :)

  • букс пишет:

    А ну да еще и он)
    А остальные города что ли книг не читают и не продают?)
    Или у них интернет не проведен

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8