Елена Шубина: «Расчистка мозгов»
Елена Шубина - руководитель редакции современной прозы в одном из крупнейших издательств России, "АСТ". Ранее работала в "Вагриусе" и стояла у истоков знаменитой "черной" (впоследствии "серой") серии, в которой впервые появилась почти вся современная классика.
Кризис - явление не только экономическое, но и культурное. Меняется не только структура потребления, но и настроение человека. Что россияне читают во времена потрясений? И как книжное дело отреагировало на кризис? С этими вопросами обозреватель "Профиля" отправился к Елене Шубиной - руководителю редакции современной прозы издательства "АСТ". Уж она знает о книжном рынке больше многих.
- Был такой идеалистический прогноз: кризис вернет читателя к серьезной книге, потому что чем еще заниматься? Одних уволили, другим не хватает денег на зарубежную поездку, третьи разочаровались в либеральной философии и лихорадочно кинулись читать Маркса или Сартра...
- Это очень родное, российское заблуждение, что большой катаклизм может поспособствовать духовному подъему. Катаклизм всегда разрушает, буря всегда ломает стволы, а не засевает поля. Никакая революция, а тем более кризис, не приводит к национальному культурному подъему: в СССР его признаки стали заметны лишь после 1922 года, и длился он, кстати, недолго. Культурные подъемы обеспечиваются значимыми духовными событиями - Отечественной войной, оттепелью. Разруха или кризис не порождают ничего, у них другая функция. В лучшем случае они расчищают место, чтобы началось что-то новое. Сегодня именно такую расчистку мы и наблюдаем. Кризис - время отказа от лишнего.
- И что оказалось лишним?
- Прежде всего, вещи, которые уже и в конце "тучных" лет прискучили и стали раздражать. Это литературная жвачка вроде женского иронического детектива. Рублевские любовные истории. Необработанные записи из дневников - если их авторы не доказали своего права делиться подробностями собственного быта, то есть не стали звездами. Кстати, индустрия звездных романов, автобиографий и кулинарных книг тоже пошла на спад - они оказались неотличимыми друг от друга. Не было бы ничего дурного в чтении звездных книг - автобиографий, записок, полемических статей, - но поскольку делались они в основном спустя рукава, как почти все в последнее десятилетие, то и претендовать на читательское внимание могут единицы. Скажем, Владимир Соловьев, который явно пишет сам и реализует личные мании, фобии и навязчивые идеи.
- Что-то появилось взамен?
- В России есть сильная современная проза, этого нельзя не видеть. Одна из главных книг этого года - "Каменный мост" Александра Терехова. Первый тираж разошелся быстро, было несколько допечаток. Сейчас много шумят о сталинизме, о возвращении к нему; этот текст о таинственной смерти Нины Уманской и Владимира Шахурина оказался удивительно ко времени: тут не столько социальный, сколько эстетический взгляд на сам феномен советской истории. Мы выпускаем вслед за романом сборник рассказов, повестей и очерков Терехова "Невыносимо светлое будущее". Как и раньше, востребован жанр современной сказки - или по крайней мере глубоко укорененной в жизни, грамотно написанной фантастики. Здесь, по-моему, настоящий прорыв демонстрирует Игорь Сахновский - только что мы представили его новый роман "Заговор ангелов". Общее ощущение от послекризисной России выражает 25-летняя Ксения Букша (у нее уже восемь опубликованных романов!) в отличной книге рассказов "Мы живем неправильно". Олег Зайончковский ("Сергеев и городок") транслирует примерно то же ощущение в новом романе "Счастье возможно".
- Интересный диалог в названиях.
- Интересней задаться вопросом, что в кризис больше востребовано - утешительные истории или жесткий, разоблачительный социальный реализм: все, мол, плохо и будет еще хуже? Тут как раз любопытно, что утешения - истории счастливых карьер, успокоительные лекции психологов - стали продаваться хуже, чем разоблачительная, социально-критическая, иногда откровенно чернушная литература.
Новую волну славы переживает Петрушевская; читают не только позднего Сорокина, но и ранние его соц-артовские тексты, в ко-торых осмеивается и разрушается соцреализм... Зато мода на советы психологов и разнообразные квазипсихологические книги о том, "как сбыть мечты" или "оседлать реальность", кажется, сошли с дистанции. Положительный итог кризиса уже в том, что люди перестали верить, будто их субъективная перенастройка способна изменить окружающий мир. Эра психологических пособий, судя по всему, закончилась, зато снова в моде социальный реализм, вплоть до расчесывания язв. Хорошие перспективы у Романа Сенчина, Дениса Гуцко, Захара Прилепина.
Неожиданностью стал большой успех дебютного романа петербургского филолога Андрея Аствацатурова "Люди в голом". Аствацатуров - серьезный ученый, историк зарубежной литературы, доктор наук, и вдруг он написал беспечное, полное самоиронии, очень беззащитное повествование о собственном студенчестве, пьянках, влюбленностях, идиотских положениях, в которые попадал, и книга на глазах становится культовой, как в свое время "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Видимо, читатель по-прежнему ценит узнаваемость: автором бестселлера станет сегодня тот, кто напишет о себе с последней честностью и притом весело. Просто нужна точность, чтобы каждый закричал: "И я, и я!" Отчасти это феномен Гришковца, но Аствацатуров гротескнее и острее.
- Мы пережили пик моды на биографии - в чужих судьбах искали источник сил, нравственные ориентиры в безвременье. Это тоже рухнуло?
- Нет, напротив. Книги о знаменитостях - как мемуарные, так и биографические - востребованы, однако иначе, чем раньше. Сегодня в них ищут не столько вдохновляющий, сколько оправдывающий пример: все по Пушкину - "Он мал, как мы, он мерзок, как мы!". Это нормальная черта кризисных эпох - отсюда мода на "антибиографии", развенчания и демифологизации. Сегодня будет охотно раскуплена любая разоблачительная книга о кумире, которая во время общественного подъема вызвала бы общие нарекания. Впрочем, это как раз ненадолго: в кризис нужно не только утешаться, но и черпать где-то силы для борьбы. Отсюда успех военной литературы, совпадающий с социальным заказом, - грядет 65-летие Победы.
- Вы говорите о дополнительных тиражах и хороших продажах - что можно по нынешним временам считать хорошим тиражом?
- Думаю, что тираж бестселлера остался прежним: книга вправе так называться, если продано 50 тыс. экземпляров. Для современной российской прозы это результат почти недостижимый: здесь стоит радоваться десятитысячному тиражу.
- Кризис сильно ударил по издательским планам?
- Никаких радикальных штатных сокращений и урезаний издательских планов лично у меня не было, но на гонорарах кризис успел сказаться. Они снизились раза в полтора. Думаю, что количество названий в планах будущего года сократится, но незначительно. Зато появятся новые серии - многократно предсказанное возвращение советской литературы становится реальностью. Поскольку мы так никуда и не выпрыгнули из советского строя, как бы он теперь ни назывался, - советская проза в диапазоне от Трифонова и Платонова до ностальгически милого производственного штампа на глазах становится главным хитом сезона. Мы приступаем к выпуску серии "Предметы культа" - это будут своего рода "Литературные памятники", лучшие советские книги с комментариями ведущих современных авторов. Первая такая книга - "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких с подробным комментарием фантаста Михаила Успенского - уже подготовлена.
- Напоследок: чтение все-таки теснит прочие развлечения? Читатель во времена кризиса вернулся к книге или нет?
- Кризис - всегда деградация, и ждать, что он приведет к интеллектуальному росту, наивно. Этот рост возможен лишь как отсроченная реакция. Читатель не станет больше покупать хороших книг - он станет читать меньше ерунды. "Сперва надобно место расчистить", - говорил тургеневский Базаров. Как мы воспользуемся этой ситуацией - зависит от нас.
Дмитрий Быков
Источник:
Странное остаётся впечатление от интервью.
Словно гвоздь в гроб звучит утверждение:
“- Кризис - всегда деградация, и ждать, что он приведет к интеллектуальному росту, наивно.”
Ага, страаааааааааашно! А чуть выше, видимо, примеры подобной “деградации”:
“Новую волну славы переживает Петрушевская; читают не только позднего Сорокина, но и ранние его соц-артовские тексты, в ко-торых осмеивается и разрушается соцреализм…”
“…снова в моде социальный реализм, вплоть до расчесывания язв. Хорошие перспективы у Романа Сенчина, Дениса Гуцко, Захара Прилепина.”
“Неожиданностью стал большой успех дебютного романа петербургского филолога Андрея Аствацатурова “Люди в голом”…. Видимо, читатель по-прежнему ценит узнаваемость: автором бестселлера станет сегодня тот, кто напишет о себе с последней честностью и притом весело. Просто нужна точность, чтобы каждый закричал: “И я, и я!” Отчасти это феномен Гришковца, но Аствацатуров гротескнее и острее.”
А може деградация заключается в том, что:
“появятся новые серии - многократно предсказанное возвращение советской литературы становится реальностью. Поскольку мы так никуда и не выпрыгнули из советского строя, как бы он теперь ни назывался, - советская проза в диапазоне от Трифонова и Платонова до ностальгически милого производственного штампа на глазах становится главным хитом сезона.”
Или всё-таки у Елены Шубиной в чём-то компас сбился? Представления о “деградации”? Может деградацией был весь тот “траэш”, который издательство печатало до этого?
А ещё понравилось такое откровение:
“- Никаких радикальных штатных сокращений и урезаний издательских планов лично у меня не было, но на гонорарах кризис успел сказаться. Они снизились раза в полтора.”
Следовательно, запрплата и рабочие места в издательствах сохранились. Думается, что доходы тоже. За счёт… Правильно. Отсюда вопрос: что же всё-таки первично в издательском бизнесе? Кто создаёт первопродукт? Может авторы издательствам вообще не нужны?
Вы правы. Сейчас четко видна тенденция смены приоритетов: раньше все держалось на авторах-звездах… Потом издатели сообразили, что главное - подогнать некий абстрактный “продукт” под запросы заказчика, что теоретически может сделать кто угодно. То есть роль автора сокращается, роль маркетолога - увеличивается. Читателям, в сущности, нет разницы, кто напишет книгу на модную тему. А если тенденция уловлена правильно, из любого нуля можно сделать звездочку на час. Как это произошло с Робски, к примеру.
То есть все верно: расходы на авторов снижаются, на авторов “концепций” и маркетологов - растут. И это общая тенденция. Еще в начале кризиса именно АСТ озвучили тезис, что с “завышенными” гонорарами авторов надо завязывать. Несмотря на то, что за рубежом “роялти” существенно выше, да и рассчитывается в большинстве случаев от окончательной цены, а не от оптовой.
А деградация как раз с кризисом не связана, деградация - кризис сам по себе. И ему куда больше года.
Качнулся ли маятник в сторону реализма? Ох как сомневаюсь. Прилепин и прочие “библиотекари” - это все-таки локальный культ, ниша. “Перспективы” - да, в нише 5-7 тысяч. Назвать “нудистов” Андрея Аствацатурова большим успехом при заявленном тираже в 3 тысячи (пусть даже третья допечатка выходит, в это я поверю)…
А читают все равно чистый эскапизм, да еще какой - он, кстати, и глубоко эстетским может быть, в диапазоне от той же Рубиной до Светлан Мартынчик сотоварищи! Загляните в рейтинг. Конечно, Аксенов, Санаев и Рубина в топах радуют… Но погоду на рынке все равно делают другие… И никто с этим ничего не сделает.
Виталий, так кто же “погоду” на рынке делает, по вашему? :- )
И кстати, почему на выставке Олмы не было? С чем проблемы? С однодневными звездочками, авторами-брендами или “концептуально подогнанным” продуктом ??? ;-)
Погоду сегодня, судя по хит-парадам, в столице делает переводная проза. Плюс российская чернуха и фэнтези. Что делает погоду в провинции, можно увидеть на сайте того же “Клуба семейного досуга” или “Книжного мира”. Никак не Аствацатуров и даже не Рубина, к сожалению.
Просто на тиражи поглядите…
Понятно, что все это - тоже АСТ и ЭКСМО. И Елена Шубина, в частности :) Но, увы и еще раз увы, далеко не те авторы, о которых идет речь в интервью. И мы все это понимаем.
Насчет ОЛМЫ я уже писал. Проблема исключительно в бесполезности ярмарки в нынешнем виде для издательства - при заявленных ценах. Посчитайте сами, что могло окупить 5 миллионов, которые с нас требовали за аренду. Питер, к примеру, стоил нам в 10 раз дешевле, и там работа была, я один за три дня с 15 клиентами пообщался, семинары проводил. В этом смысл есть.
С продуктом-то как раз проблем нет. Бушков, Акунин как продавались, так и продаются. “Концептуально подогнанные” проекты типа Мединского-Хинштейна тоже деньги приносят. Даже у вашего покорного слуги за неделю 5 тысяч новой книги ушло, даром что компьютерка и копируют ее все, кому не лень… “Дом ночи” продается. Нет, я тут не собираюсь пиаром заниматься, упаси Бог, и проблемы компании знаю не хуже других. Но в общем и целом - ОЛМУ вот уже лет семь хоронят каждый год, а она живет и книжки выпускает. Даже покупает то, что не потянули другие :)
Что до современной прозы… У нас это тоже было. Была отличная серия “Мастер-класс”, ее Кузьминский делал. Было МОРЕ отдельных замечательных книг… Но… сейчас выгоднее очередной раз допечатать Хайама, чем активно искать что-то свое. Хотя и это ОЛМА делает - вон конкурсов на сайте сколько, даже поэтический.
Ой лукавите, Виталий! Раз денег просят много значит и выставка не нужна. Прямо “Лиса и виноград”. Всё равно ведь руководство было.
Синдром Золушки - на бал всё равно хочется :-)
А где же тогда читателю с автором пообщаться в массовом порядке?
Ведь были случаи когда посетительница заявила автору - “меня к вам Барнаульская ЦБС делегировала. Подпишите для них.”
Тут как в спорте. Результат может быть не лучшим, но вываливаться из тренировочного процесса опасно.
За Ваши успехи искренне рад, хотя мне кажется, что Вам пора свою ОС написать уже.
Рейтинги они не в инете, а у бабули-лотошницы в коробке. Вот там
Топ-10 и есть. Знаете почему? В магазинах продавцам пофигу что и где лежит, а бабка каждый день всё своё хозяйство на руках носит и чем меньше тем лучше, т.е. в оди конец - на прилавок.
Почему лукавлю? У каждой вещи на земле есть своя цена, и есть понятие целесообразности. Хороший автор Акунин? Отличный! Только за 10000 рублей его никто не возьмет, В крайнем случае, чокнутая тетя Маня купит, а тетьманины подружки возьмут почитать нахаляву. Улавливаете аналогию?
Я вот тоже ходил на ярмарку, поручкаться и стенды посмотреть с ассортиментом. И начальство за тем же ходило. Правильно, связи надо поддерживать. Но платить за это пять лимонов? Увольте! Что до авторов, то в зажравшуюся Москву хоть кого привези. Ну, потолкается человек 100 у сстенда, ну купят столько же книжек (в случае с Донцовой-Марининой - штук 500) - на общих продажах это как скажется? Никак. Акунин до сих пор на встречи практически не ходит, и ему это не мешает ни чуточки.
Так что виноград по таким ценам пусть другие кушают. А мы посмотрим просто так :) И неужели вы думаете, что пропуск ярмарки - это “вывлиться из процесса”? Стало быть, и “Дрофа” с “Просвещением” и еще сотней не последних издательств тоже вывалились. Жаль, не знают об этом, бедолаги!
“Коробочный” топ - штука полезная, знаю. Только московские бабушки в коробках самый отстой держат, купленный по рублю. Или ОСЭ брать? Так у них свой расклад, как и КСД или “Мира Книги”. Будет их рейтинг здесь - здорово, хотя я очень в том сомневаюсь. Да и интеллектуальной общественности обидно будет, если в результате ту же Рубину моментальны вытеснит сборник “300 молитв Пресвятой Богородице” или “500 рецептов пареной репы”…
Кстати, вопрос к администраторам: почему бы на этом сайте не публиковать и сводные рейтинги, скажем, той же “Топ-Книги” и “Мира Книги”? Тем более, что далеко ходить не надо, особенно в первом случае…
Ну а насчет ОС - написанных “чайниками” программ и без меня хватает :) Быть автором “азбуки” тоже неплохо…
Нижайше извиняюсь за опечатки - жаль, режима правки здесь не предусмотрено….
Виталий, данные Топ-Книги уже совсем скоро будут добавлены в рейтинг.
Замечательно. Только разведите, пожалуйста, московский рынок и региональный, иначе совсем путаница выйдет. просто переключатель сделайте, как в “Навигации по сайтам”…
Я бы вообще сделал несколько разделов:
Розница (Москва, Петербург)
Книготорговые сети (Топ-Книга, Новый книжный-Буквоед))
Интернет (Озон, Болеро)
Книжные клубы (КМС, МК)
Электронные продажи (Литрес, Билайн (что одно и то же), АСТ)
Можно, конечно, сделать некий суммарный рейтинг, но только после того, как будет набрана достаточная база.
Иначе есть соблазн распространить локальный московский топ на всю Россию, а там картинка кардинально отличается… Просто смешно, когда тетрадь для третьего класса, купленная какой-то учительницей на всю школу в МДК, забивает в топах серьезные книги… Я вот приду и скуплю штук 20 своей книги в одном магазине, ладно, 10 в двух. И будет в топе на неделю! Лучшая реклама, и не слишком дорогая. Даже в “Книжном бизнесе” такое проскакивало…
По регионам было бы интересно
Причем не только московско-питерские сети
на них свет клином не сошелся
и вообще читаешь отзывы - будто московско-барнаульский сайт какой то)
а где другая Россия?
Ну почему, еще и Новосибирск имеется :)
А ну да еще и он)
А остальные города что ли книг не читают и не продают?)
Или у них интернет не проведен
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика