Версия для печати Версия для печати
Главная » Пишущим

Андрей Аствацатуров: «Безумных тиражей больше не будет»

8 Сентябрь 2009 Один комментарий

Петербургский писатель Андрей Аствацатуров, чей роман «Люди в голом» стал самым громким литературным дебютом года, делится своими мыслями о кризисных тенденциях книжного рынка и о том, что ждет начинающих авторов в ближайшее время.

Первое, что я понял, столкнувшись с книжным миром, - что надо отвлечься от всяких сентиментальностей: книжное дело – это в первую очередь бизнес. Крупный и влиятельный. Это он за последние годы сделал чтение модным и воспитал у людей привычку читать – то, чего, увы, не смогли добиться университеты. Но сейчас кризис изрядно потрепал этот бизнес. Хотя на первый взгляд ярмарка своими масштабами усыпляла бдительность: павильон гудит, 180 тысяч книг, толпа читателей, все что-то покупают, читают, общаются с авторами – какой-такой кризис?! Однако я помню ярмарку двухлетней давности, куда я ездил в качестве рядового читателя – она была несопоставимо крупнее, мощнее, оживленнее…

Издатели жалуются, что люди из-за кризиса стали ощутимо меньше читать – у них нет на книги ни денег, ни времени, ни настроения. Особенно это коснулось провинции. В Петербурге и Москве, где накопленный подкожный жир еще позволяет, пока читают по инерции - чтобы быть в «топе», чтобы все понимать, чтобы было о чем поговорить с друзьями и девушками. Но, как я понял из бесед с издателями, это ненадолго. Поэтому в скором времени на книжном рынке можно ожидать серьезный спад.

Во-первых, не будет больше безумных тиражей. «Безумным» считается тираж за 50 тысяч экземпляров. Такими тиражами продавали Сорокина и Проханова. Сейчас это невозможно - 10-тысячный тираж, который несколько лет назад был нормой, теперь трактуется как невероятный успех! А «нормальным» считается, например, первый тираж моей книги - 3000 экземпляров. Два-три таких тиража для писателя в ближайшие годы будут восприниматься как хороший результат.

Во-вторых, главный удар придется, наверное, по издательским «империям» - крупным региональным книжным сетям, в определенной степени ориентированным на постепенно перестающую читать провинцию. Империи большие и зачастую неповоротливые. Хотя это мощные организации, и пока что им ничего не стоит завешать баннерами весь Невский проспект, часто они терпят убытки из-за нюансов. Например, выходит книга автора, который популярен в Саратове – но в Саратов издатели ее не везут, потому что у них общая схема работы на все наименования и Саратов в эту схему не входит. Из-за этого гиганты и понесут колоссальные потери.

В выигрышном положении оказываются небольшие издательства, мобильные и не вполне предсказуемые в своей стратегии. Например «Ад Маргинем» или «Гаятри». Свою прибыль они получат и в кризис - если только не станут слишком предсказуемыми, каким в свое время стало, к сожалению, умершее издательство Ильи Кормильцева «Ультракультура». Поначалу оно выпускало очень интересные книги, но потом я уже мог точно сказать, что в новинке «Ультракультуры» обязательно будет - левая идея, много секса, выстрелы, наркотики и радикальное письмо, причем не обязательно хорошее…

Новые писательские имена мы в ближайшее время вряд ли увидим. Издательства и до кризиса морщились, когда никому неизвестный автор приносил свою рукопись – пусть даже талантливую. Теперь и подавно - ведь нового автора нужно продвигать, а в условиях кризиса этим никто не захочет заниматься. Особенно это касается питерских издательств - здесь молодым авторам особенно сложно. Петербургские издательства чересчур инертны. Даже если они печатают новичков, их рекламой и продвижением никто не занимается, словно хотят им доказать, что они никому не нужны.

В Москве ситуация пока проще, потому что издательств там много, а авторов мало – за ними буквально гоняются. Но через какое-то время кризис прижмет и столицу, поэтому начинающим сейчас писателям нужно готовиться к долгому пути на книжный рынок. Я в этом смысле удивительное исключение – я не печатался в литературных журналах до публикации романа, это большое везение. Может быть, еще и потому я получил массу отказов, причем порой в жесткой и крайне непристойной форме, а одно крупное питерское издательство отказалось со мной разговаривать, даже не прочитав рукопись. Надежнее путь других ныне действующих авторов – они сначала печаталась в журналах «Новый мир», «Звезда», «Знамя», «Дружба народов», набирали публикации. Герман Садулаев, например, и сейчас публикуется в журналах. В ближайшее время этот путь в литературу может стать единственным - только имея подобный бэкграунд можно будет рассчитывать по крайней мере на то, что тебе в издательстве хотя бы не нахамят…

Источник: Город 812

Еще по теме:

Метки: , ,

Один комментарий »

  • Александр Касьяненко пишет:

    К сожалению, статья вводит в заблуждение, хотя и написана, явно, из самых лучших побуждений.
    1. “Гигант” не может отслеживать и обрабатывать “местечковые” запросы. Другое дело, что небольшие местные магазины просто обязаны этим заниматься в первую очередь - это их хлеб (так русские магазины в Израиле постоянно привозили редкие малотиражные книги по еврейской тематике, и их продажи были сопоставимы с с продажами даниэлы стил и бушкова (это происходило более 10 лет назад, как сейчас - не в курсе)). Кроме того, в ближайшее время появятся сервисы печати по запросу и по подготовке и изданию малых тиражей (по конкурентной цене), т.е. в борьбу за “местного” писателя вполне могут включаться и сами магазины (или авторы), а не ждать, пока “Большой дядя” издаст их в москве. Те же “Сумерки” крупные издательства печатать отказывались.
    2. Ад Маргинем - фактически продан АСТ, а Гаятри в тяжелейшем положении, как и другие небольшие издательства, такие как Флюид, Лимбус, Фантом. Именно из-за кризиса. Ведь книги у них пусть немного, но дороже продукции “гигантов”, к тому же не имея “жировой” прослойки, они не в состоянии “пережить” невозврат денег за проданные книги.
    3. Что касается Ультра.Культуры, то некоторый перекос в сторону “левой” литературы был обусловлен не нашим личным желанием, а тем, что книги на многие другие темы подвергались постоянным преследованиям властей. Кстати, Герман Садулаев впервые был издан именно у нас, в самом конце существования)).
    4. Издание в журналах - только часть действий, необходимых писателю для продвижения. Есть интернет, есть литрез, торренты, блоги, самиздат - все средства хороши. Но главное - литагенты. Им доверяют издательства (автор жалуется на небрежное отношение в издательствах, но что делать, если в день приходит по 50 авторов, большинство, мягко говоря, нечитаемы), именно литагенты должны помогать автору готовить рукопись, направлять его действия по пиару и т.п., такова мировая практика. Сейчас таких мало (но есть, Гумин и Смирнова из питера, например), но во многом это обусловлено и непониманием самих авторов в необходимости агентов.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8