Версия для печати Версия для печати
Главная » Обзоры и разборы

За словом — в карман

9 Сентябрь 2009 8 коммент.

Как источник информации книги безнадежно устарели, уверен канадский бизнесмен и публицист Дон Тапскотт (Don Tapscott). По его словам, уже никто не читает их от начала и до конца – если, конечно, речь не идет о художественном романе. А в будущем люди и вовсе начнут черпать любую информацию только из цифровых источников.

Тапскотт – соавтор книги «Викиномика». Этот деловой бестселлер рассказывает о том, что массовое сотрудничество людей возможно не только в Wikipedia или YouTube, но и в компаниях.

Тапскотт пишет о 23-летнем студенте Оксфорда, который за все время обучения не прочитал ни одной книги, получая всю необходимую информацию с помощью Google. Дон Тапскотт считает, что его знакомый студент - всего лишь один из первых ласточек новой педагогики. «Обучение посредством цифровых технологий станет самым престижным видом образования в мире», - говорит он. Ситуацию в России на сей счет этот эксперт в онлайн-технологиях оценивает как драматическую и советует нашим властям озаботиться не только подключением школ к Интернету, но и выдачей школьникам ноутбуков, а также контролем за тем, чтобы у каждого ребенка дома был доступ к цифровым технологиям. Тапскотту очевидно, что без вложений и продуманной стратегии воспитания образованного поколения у экономики у страны нет будущего.

Книжной индустрии России действительно необходимо срочно обратить внимание на продажу цифрового образовательного контента, вторит Дону Тапскотту другой влиятельный эксперт – председатель Book Industry Communications Майкл Холдсуорс (Michael Holdswors). При условии, если эта индустрия хочет выжить и развиваться. Ровно об этом – влиянии электронного контента на развитие книжного рынка – и говорили на очередной книжной ярмарке, что проходит сейчас на ВВЦ.

Как живет мировой книжный бизнес

Майкл Холдсуорс рассказал о том, как именно должна меняться отечественная книжная индустрия и с кого ей брать пример.

Во-первых, любой издатель обязан иметь хорошо структурированный, качественный веб-сайт. Обнаружить таковой среди отечественных издательств удается нечасто.

Во-вторых, через этот сайт непременно должны осуществляться онлайн-продажи – и традиционных книг, и – что намного важнее – их цифровых копий. Объем американского рынка электронных книг эксперт оценивает в $1 млрд. «Издатели должны сотрудничать с интернет-магазинами и электронными библиотеками, - говорит Майкл Холдсуорс. Необходимо не только продавать книги и учебные пособия, но и ставить активные ссылки на партнеров, среди которых могут быть библиотеки университетов, образовательные ресурсы, онлайн-типографии». По сути, г-н Холдсуорс говорил о трансляции контента через партнерские компании и сайты, на чем и строится издательский бизнес в США.

В-третьих, развитие образовательного контента – именно на него и призывал издателей делать ставку западный эксперт. Г-н Холдсуорс привел в пример учебные пособия, сделанные с использованием «электронной бумаги». При помощи таких пособий, по словам эксперта, уже занимаются некоторые американские студенты. Развитие онлайн-продаж образовательных пособий – одно из самых перспективных направлений в российском книгоиздании.

Еще одно перспективное направление стало четвертым пунктом доклада Майкла Холсуорса. Это направление состоит в использовании технологий Print on demand (печать по требованию). Это позволяет автору или издателю печатать книги в любом количестве экземпляров, а потом продавать, самостоятельно, назначая цену. Ценообразование формализовано: на специальном сайте пользователи могут ввести необходимые параметры заказа и узнать, во что обойдется печать тиража.

Технологией Print on demand в США активно пользуются книготорговцы, говорит Майкл Холсуорс. В торговых залах книжных магазинов стоит пара устройств - одно печатает, другое делает переплет. Процесс выглядит так: покупатель выбирает из каталога (более 35 тысяч наименований книг) необходимую книгу и ее тираж (можно даже в одном экземпляре), выбирает тот или иной дизайн и нажимает кнопку для печати. Потом заказывает себе чашечку кофе и не успевает ее допить, как его персональная книга оказывается напечатанной. Стоимость этого удовольствия – от $3 до $10 в зависимости от размера и качества исполнения.

Необязательно использовать Print on demand в магазине – то же самое можно делать в Сети. Книгу по вашему выбору может отпечатать т.н. онлайн-типография. В Штатах на сей счет появилась целая индустрия, выросшая из подобных онлайн-типографий.

Впрочем, у американских читателей, помимо Print on demand, имеются способы быстро и недорого разжиться чтивом. Сдача электронных книг (целиком или по частям) в аренду (от часа) и электронные абонементы – это очередной, пятый программный пункт в докладе Майкла Холсуорса. По его словам, это очень популярное и выгодное направление в книжной индустрии: «Лучше всего комбинация всех возможных методов – от почасовой сдачи книг в аренду до продаж цифровых копий». К чести нашей страны, как раз в этом пункте нам есть чем похвастаться. Электронная библиотека ЛитРес.ру уже ввела систему электронного абонемента.

Финальным аккордом речи Майкла Холсуорса стала очередная брошенная российским книгоиздателям идея – о продаже на их веб-сайтах (для начала - хорошо сделанных) аксессуаров для чтения. В качестве примера он привел традиционный симбиоз Amazon и Kindle. Традиционные книгоиздатели в Штатах не стремятся использовать эту статью доходов – они продают карты памяти и устройства для чтения книг, которых на рынке множество. ЛитРес.ру и тут удалось вписаться в мировой тренд – с октября-ноября на сайте за 10-11 тысяч рублей можно будет купить устройство чтения электронных книг.

Интерес к докладу Майкла Холсуорса проявили владельцы веб-ресурсов, но не книгоиздатели. Подавляющее большинство последних так и осталось у своих стендов. Корреспондент iToday.ru обошел стенды нескольких издательств и убедился в том, что отсутствие интереса к IT-будущему мирового книжного бизнеса объясняется неверием издателей в эффективность описанных технологий, примененных в российских условиях.

Почему российский книжный бизнес не может работать как мировой

Издательство «Магма» издает альбомы по архитектуре, дизайну, искусству и фотографии. Его представитель объяснил, что их продукцию можно купить онлайн, но только в традиционном виде. Продажа цифровых копий, абонементы и аренда книг для издательства направления неперспективные. А Print on demande и вовсе кажется нереальным делом. «Кому может прийти в голову распечатать альбом по искусству на принтере? - удивляются в издательстве. - Это же не художественный текст!»

Руководитель отдела корпоративных проектов компании Xerox Дмитий Гадецкий уверен, что потенциальные клиенты, использующие Print on demande, у «Магмы» есть. По-крайней мере, в Штатах на цветном принтере распечатывают все, что угодно – даже пособия по конному спорту. Возможно, культурные различия между нашими странами, обуславливающие отношение к художественным альбомам как к искусствоведческой ценности, а не объекту копирования, пока не позволяют предлагать подобную услугу.

Представители Bздательского дома Мещерякова о возможности сдачи книг в аренду впервые услышали от корреспондента iToday.ru. Направление продаж цифровых копий книг издательскому дому вообще неинтересно – там считают, что их аудитория ориентирована исключительно на традиционные книги, и рисковать не желают.

В группе «Рипол Классик» такую точку зрения полностью разделяют. Главное, что мешает продаже цифровых копий – пиратство, говорит коммерческий директор «Рипол Классик» Виктор Левченко. Сделать с этим, по его мнению, ничего нельзя, даже в странах с законопослушными гражданами. «Если бы иностранные правообладатели и авторские агентства дали бы нам дисконт на покупку прав для тех, кто купил права на бумажные книги – хотя бы на время старта, – мы могли бы попробовать», - размышляет Виктор Левченко.

Впрочем, Виктор Левченко признает, что интерес к теме совместного сотрудничества интернет-магазинов и издателей растет. Только в один день книжной ярмарки к нему подошли три-четыре партнера (как правило, владельцы интернет-магазинов), желающих продавать электронные книги.

Генеральный директор ЛитРес Алексей Кузьмин демонстрирует больший оптимизм. По его мнению, в России в ближайшие года полтора будет идти процесс накопления авторских прав, и когда это завершится, объем рынка электронных книг начнет интенсивно расти — на 500% ежегодно, говорит он. Лет через десять электронные книги прочно займут 10-15% всего книжного рынка. Тогда-то, не исключено, на российский книжный рынок придут, наконец, современные IT.

Вот только какие технологии через десять лет будут «современными»?

Виктория Мусорина
Источник: iToday.ru

Еще по теме:

Метки: , , ,

8 коммент. »

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    нет,никто не против интернета,
    в интернете я много беру информации, но только на начальной стадии, потом не интересно изучать на электронных носителях.
    пробовала несколько раз.
    Кроме кучи распечатанного мусора, ничего не выходит… :)

    Книга все равно лучше, если такая найдется…
    А еще лучше несколько книг на одну тему, мне интересно столкновение, дополнение мнений…

  • букс пишет:

    Это мнение уходящего поколения
    Новые люди думают совсем иначе

  • пиар-шоу пишет:

    +1

  • Snaporaz пишет:

    Мне 22 и я не могу читать фундаментальные вещи на экране, несмотря на мое нейтрально-положительное отношение к технике и разным геджетам…Мне просто интересно посмотреть на человека, который прочитал “Улисса” Джойса с экрана или с наладонника в метро)))

  • Александр Касьяненко пишет:

    Если речь об электронных книгах, то не с экрана все-таки, а с обычной книжной страницы.

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    А глаза у нового поколения тоже другие?
    Анализировать, сопоставлять, делать выводы невозможно без заметок, записей, возврата к прочитанному.
    У молодых многое поверхностно, никаких знаний основ, так, болтаются в сложившейся ситуации, лишь бы от инета не отключили…
    Ценно самостоятельное мышление, понимание причинно- следственных связей, принятие правильных решений и выбор кратчайшего пути к цели, реализуя внешние и внутренние возможности.
    Принятие единства многообразия мира.
    Вот тогда будет инновационный путь развития человека, страны, общества.

  • Андрей Т. пишет:

    Есть сегмент рынка (нормативка - кодексы и пр), который первым столкнулся с конкуренцией с “виртуальными” книгами. Теперь на столах специалистов “бумажный” вариант кодекса мирно соседствует с “Консультантом” на компьютере.

    Просто для разных целей удобны разные носители.

    Печатать то, что удобно читать на e-book глупо.
    Печать одноразовую книжку для чтения в метро на белой бумаге глупо.
    Печатать подарочное издание на газетке глупо.
    Но так же глупо не взять деньги с чудака, котрый готов купить дорого книжку мелованная бумага+буквы типа “бизнес в стиле вальс”. Иначе он их пропьет (см Котов).

  • СКМ Книги Клара Хасанова г. Барнаул пишет:

    Да, вся наша жизнь сплошные глупости, которые, пока не сделаешь сам, не прочувствуешь.
    Мы пришли на землю чувствовать, “летать” по разным уровням чувств.
    Некоторым важны не сами чувства, а разница в них, как разница между температуры тела с жарой в бане или холодом в моржевании, не важно вниз или вверх. Так и чувства, вернее разница энергетики чувств.
    Вот и бросаемся то в одно, то в другое,получим по голове и сидим прижавши хвост, осмелеем и снова делаем очередные глупости!
    Хотя все можно спрограммировать и понять ход событий наперед.

    Смотря у кого какая цель в жизни.
    У наркомана - укололся и забылся!
    У алкоголика - с утра выпил и свободен!
    У вора- украл, выпил, в тюрьму!
    У трудоголика - работа, работа, работа!
    У… (оставлю возможность поставить свое)

    У каждого свой путь бегства от действительности.

    Такой драйв, ничего решать не надо, все за тебя уже решено.
    Большие деньги это не получение больших привелегий, это получение бОльших проблем.
    Помните.1998 год семинар.
    Какой магазин лучше?
    Большой средний или маленький?
    Большенство ответило большой, а американцы тогда сказали. что надо смотреть по прибыльности. Средний магазин может быть более прибыльный самого большого.

    Ничего личного, просто взгляд со стороны.

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8