5 дней из жизни non/fiction
Интеллектуальная литература все еще не потеряла своей актуальности. Именно это была призвана доказать ярмарка non/fiction, проходившая 26-30 ноября на площадке Центрального дома художников.
Идея выставки, как рассказал директор "Экспо-парка" Василий Бычков, родилась в разгар кризиса 1998 года. Она задумывалась как территория независимого искусства, альтернативной интеллектуальной мысли. В первый раз в ЦДХ собрались только 40 издательств, сегодня их более 265, и прибыли они из 21 страны мира. Уже на второй выставке была заложена традиция приглашать страну-гостью, тогда ей стала Франция. На этот раз в ЦДХ гостила Финляндия.
Как обычно, в рамках ярмарки вручили немало премий: и весьма почтенных, как, например, премия им. Андрея Белого, и совсем новых – премия Института общественного проектирования "Общественная мысль". Состоялись круглые столы и встречи с писателями.
Тенденции "умной ярмарки"
Большинство издательств уже не в первый раз принимают участие в ярмарке: среди них много "старожилов", выставляющихся уже 6, 8, 10 лет подряд. Корреспондентам "РЖ" издатели рассказали об изменениях прошлого и тенденциях настоящего, а также об основных отличиях non/fiction от Международной московской книжной ярмарки.
Люди приходят сюда за теми книгами, которых уже нет в магазинах. Да и цены на книги здесь заметно ниже", - говорит Анастасия Размахина, сотрудник издательства Ad Marginem, которое выступало одним из учредителей проведения ярмарки non/fiction. "Мы проводим здесь переговоры с новыми авторами и организуем встречи со старыми. Сама ярмарка должна длиться дольше, поскольку из 5 дней только 2 приходятся на выходные, многие не успевают приехать".
По словам Татьяны Тимаковой из ИД "Время" (участвует с 2000 года), за 9 лет ярмарка стала больше, но не стала хуже: "Сохранилась адресность. На ММКЯ происходят встречи с оптовиками, контрагентами. Non/fiction – выставка для читателей, у которых есть возможность попасть на семинары и мастер-классы".
Снежана Уланова из издательства "НЛО" на ярмарке уже в 10-ый раз: "Первые ярмарки non/fiction больше ориентировались на профессионалов, проводились семинары для авторов, издателей – тогда еще ярмарка не была так известна. Характер ярмарки за 10 лет изменился: стало больше издательств и больше людей". По мнению Снежаны Улановой, ярмарке не хватает разговоров с издателями и с читателями. Однако в отличие от ММКЯ, где посетителей больше интересуют новинки, или известные, раскрученные серии, "на non/fiction покупают любые книги".
Проект "Фаланстер" представлен на non/fiction уже в 6-ой раз. На прошедшей ярмарке, кроме стандартного стенда, "Фаланстер" открыл целый книжный магазин, который так и назвал - "Идеальный магазин". Книги в нем рассортированы не по алфавиту, или тематике, а по хронологии написания, в результате чего на одной полке могут оказаться совершенно неожиданные авторы. По мнению участника проекта Алексея Цветкова, "на non/fiction званию "интеллектуальной литературы" соответствуют далеко не все "экспонаты": в предыдущие годы было и, к сожалению, остается сейчас очень много книг развлекательного содержания. Это главный недостаток ярмарки".
Елена Ананьева, редактор нового издательства "Китони", бывший редактор "Аванта+" и "Слово", знает ярмарку с момента ее основания и считает ее более интеллигентной, в отличие от ММКЯ: "Здесь особая атмосфера книжного магазина, здесь выставляются именно книгоиздатели, а не "продавцы открыток". Тем не менее, на non/fiction выставлена литература разной направленности: и развивающая, и научно-популярная, и детская, и профессиональная... Если анализировать наполнение выставки, то литература направлений fiction и non-fiction соотносится примерно 50/50".
Издательство "Эллис-Лакк", печатающее авторов "Серебряного века", с проектом non/fiction сотрудничает на протяжении всех десяти лет. Алла Смирнова, директор издательства, уверена, что "на non/fiction наметилась очень правильная тенденция: раньше здесь была только признанная классика, а в последние годы начало появляться все больше новых издательств, которые печатают хороших современных авторов".
Кризис как повод для чтенья
На официальном открытии non-fiction много говорили о кризисных периодах в России. Так уж получилось, что первую ярмарку запускали в 1999 году, через год после дефолта. Десятая ярмарка открывалась уже в 2008 году, в период мирового экономического кризиса. "1998-ой год книжный рынок перескочил, но в этот раз все будет по-другому, - говорит Василий Бычков. – Общее проседание во всех общественно-экономических сферах окажется еще внушительнее, но книги пройдут его более благополучно".
Тем не менее, в первый же день ярмарки, в зоне семинаров состоялся круглый стол на тему "Экономический кризис = Расцвет культуры?" Тема породила много споров. Выступающие сошлись, пожалуй, только на одном тезисе: стагнации на рынке искусства не избежать, само же искусство с приходом кризиса не пострадает вообще.
"Шедевры возникают всегда, в любой время, независимо от кризисов", - уверен Эдуард Поляков, специалист в сфере киноиндустрии. По его прогнозам, самая негативная ситуация сложится в сфере изобразительного искусства – именно потому, что она в наибольшей степени интегрировано в рыночную систему. Именно поэтому наиболее сильный удар придется на кинематограф. В литературе и театре, по прогнозам Полякова, ситуация практически не изменится. "В литературе - потому что это наименее отрегулированная рыночная среда. В театре - потому что там и так все плохо, что хуже быть уже не может".
Однако владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко уверен, что рынок изобразительного искусства перенесет кризис без особых потерь: "В условиях кризиса галеристы будут предпринимать новаторские попытки, искать новые пути. Наши клиенты - не только российские олигархи, которым сегодня действительно приходится тяжело. Мы участвуем в ярмарках по всему миру, у нас много знакомых коллекционеров за границей, желающих приобрести русское искусство". Овчаренко отметил, что в последнее время в сегменте изобразительного искусства действительно стало больше "западных" покупок, и меньше "русских".
По словам Александра Иванова, возглавляющего издательство Ad Marginem, "книжный рынок обрушится, как и другие рынки". Структурная слабость московского рынка заключается в том, что мелких некоммерческих продавцов, держащих книжные лавки, в городе почти не осталось, а большие книжные магазины в будущем станут менее рентабельны.
По словам издателей, собравшихся на ярмарке, в их бизнесе кризис пока мало ощутим, а на проведении ярмарки Non/fiction он и вовсе не отразился. "Люди не перестали читать", - уверен Алексей Панайотти из питерского издательства "Азбука". К кризисным прогнозам на следующий год издатель относится с оптимизмом и даже с юмором: "Предполагается, что в связи с кризисом в Москве останутся без работы 1,5-3 миллиона представителей среднего класса, с завышенными интеллектуальными требованиями к литературе. Остается только надеяться, что пока этим людям будет нечем заняться, они начнут читать еще больше…"
Кира Егорова
Источник:
[...] не сказался на качестве книг. К декабрьской ярмарке non/fiction серия пополнилась сразу несколькими новинками, и все [...]
Оставить комментарий