Денис Паутов: «Дело рук читателя»
Онлайн-конференция с Денисом Паутовым, директором по маркетингу книготорговой группы "ПродаЛитЪ" (Иркутск).
Денис Владимирович, пишут, что «Топ-книга» несет убытки и сокращает число торговых точек. Как обстоят дела у вашей книготорговой компании?
Д.П.: Да, действительно, позиции Новосибирского ТОПа пошатнулись. Так, во втором квартале этого года произошло снижение выручки на 38,5%, и это далеко не полная картина осенью этого года. Согласно отчету компании, наступает срок погашения финансовых обязательств на сумму 776,5 млн рублей, а это очень большая сумма даже для такого гиганта.
У нашей компании дела обстоят лучше: всплеска прибыли в этом году, естественно, не было, в связи с событиями в нашей стране и мире, но и глобального падения продаж также не произошло. Показательно, что книготорговая группа «ПродаЛитЪ» не сократила ни одного работника, и даже набрала новых; не свернула ни одного квадратного метра торговых площадей, а открыла новые магазины в Иркутске, расширила площади в Удан-Удэ и Ангарске. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Покупать книги люди стали меньше, эта тенденция просматривается во всем мире. Но и говорить, что книга скоро вымрет, еще очень и очень рано. Поэтому мы добавляем новый ассортимент в свои магазины, стараемся улучшить сервис для наших покупателей. Так, в ближайшее время планируем открыть интернет-магазин с доставкой товара до клиента. В октябре — ноябре планируем открыть в Иркутске самый большой книжно-канцелярский супермаркет в Восточной Сибири.
В 2008 году специалистами была отмечена тенденция устойчивого роста наименований книг и брошюр при снижении суммарного тиража издательств. В этом году ситуация сохраняется или кризис оказал влияние и изменил тенденции?
Д.П.: Отмечается рост наименований, но и суммарный объем выпускаемых книг тоже растет. Так, в этом году суммарный тираж книг вырос на 13-14%. Также ежегодно увеличивается количество названий выпускаемых книг. Но в этом объеме книг большой процент дают книги, выпущенные по целевому назначению, и которые не выходят за периметр различных учреждений. А рост наименований, поступающих в продажу, также составляет в среднем 10%.
В России на 55-60 тыс. населения в среднем приходится один магазин, в то время как в большинстве других европейских странах этот показатель составляет 10-15 тыс. Какова картина в Иркутской области?
Д.П.: В Иркутске находится примерно 26 достаточно крупных магазинов, то есть один магазин на 25 тыс. жителей. Также в Иркутске примерно еще 30 магазинов маленьких: в торговых центрах и микрорайонах. Поэтому считать один магазин на число жителей неправильно. Корректнее было бы считать квадратные метры на жителя. А такой статистики я, к сожалению, не видел. Но точно знаю, что в наших северных районах с книгами дела обстоят очень плохо. И на то есть несколько причин. Во-первых, доставить туда книги очень дорого, поэтому и цена книги возрастает, что не способствует покупательскому спросу. Во-вторых, очень низкая плотность населения - содержать большие красивые книжные магазины рентабельно только в крупных городах численностью от 100 тыс. населения.
Как отразился кризис на росте прибылей, продажах по экземплярам и по наименованиям? В каких видах литературы наблюдаются худшие показатели?
Д.П.: Практически по всем группам товара снижение прибыли составляет от 5 до 15%. Больше всего упали продажи компьютерной литературы — до 50%. Для поддержания оборота пришлось снизить цены на ряд позиций, что тоже весомо сказывается на прибыли.
Эксперты считают, что книжная отрасль вполне способна преодолеть кризис. Исходят они из нескольких благоприятных факторов: издательская индустрия не слишком сильно зависит от кредитов; ориентирована на внутренний продукт с измерением в рублях и не подвержена влиянию валютных рисков; конечный потребитель – россиянин, имеющий опыт переживания серьезных кризисов и лояльно относящийся к книге как к товару.
Прокомментируйте, пожалуйста, мнение экспертов.
Д.П.: Я согласен с экспертами в том, что книжный бизнес способен преодолеть кризис, но не по тем факторам, которые они приводят. «Издательская индустрия не слишком сильно зависит от кредитов» — это не совсем верно. В последние годы для развития практически любого бизнеса были использованы заемные средства, и издательский бизнес не стал исключением. К тому же, у издательств велики риски не продать выпущенный товар, т.к. до сих пор используется принцип «авось» при поиске новых авторов и определении тиража.
«Товар продается в рублях» — тоже спорный показатель. Продается-то в рублях, а печатается большое количество книг за границей, или используются импортные расходные материалы. Кроме того, печатают на импортном оборудование, для которого запчасти приобретают из-за рубежа. Вот и решайте, на сколько не зависит этот товар от скачков иностранной валюты.
Единственное спасение всей книгоиздающей и печатающей индустрии — это наш покупатель, который несмотря на рост цен и замусоривание полок магазинов бездарной литературой, остается приверженцем напечатанной книги.
На книжном рынке России постепенно складываются негативные тенденции, которые делают бизнес низкорентабельным для книгораспространителей и не дают возможности развиваться книгоиздателям». Согласны ли вы с этим утверждением? Какие негативные тенденции в этом виде бизнеса Вам удалось преодолеть с начала года, а какие только набирают обороты? Можете ли сделать краткосрочный прогноз развития иркутского книжного рынка на ближайший год?
Д.П.: «Книжный бизнес низкорентабельный» — я с этим согласен. Что это не дает развиваться, с этим я бы поспорил. Книжный бизнес взял многое от супермаркетов — вернее, взяли формат магазинов и систему продажи, но, к сожалению, не взяли логистику, выкладки, рекламу. До сих пор многие книготорговцы считают, что книга сама себя продает, но это уже не так — время книжного дефицита прошло. Книга тот же товар, да — интеллектуальный, но все же товар. К счастью, производители стали это учитывать и использовать приемы по продвижению товара. Возьмем небольшой пример: книга под названием «Маруся» была распродана в этом году огромным тиражом не только у нас в Иркутске, но и по всей стране. И все это благодаря грамотной рекламе, хотя кто читал данное произведение, со мной согласится, что с таким же успехом можно было бы раскрутить любое произведение — книга не является шедевром.
Большим негативом этого года стало то, что издатели учебников для школы намеренно сократили тираж, боясь отсутствия тендеров, а на деле получился дефицит в розничной сети.
В ближайший год ситуация на книжном рынке может измениться. Пока неизвестно, что станет с новосибирской компанией «ТОП-Книга», которая на данный момент испытывает финансовые трудности. Кроме того, на территорию Иркутска может зайти книжная сеть «Новый книжный» (сеть издательства ЭКСМО), также есть большая вероятность появления книжных магазинов издательства АСТ. От этих изменений выиграет покупатель, так как борьба за него будет идти на более высоком уровне.
В условиях глобальной интернетизации каким вы видите будущее своего рынка, и в каком направлении будет развиваться Продалит?
Д.П.: Действительно, с приходом новых каналов получения информации будет меняться рынок, будет меняется и ПродаЛитЪ. Как уже говорил выше, я не считаю, что книга умрет, она получит свое продолжение на других носителях. Так, увеличивается продажа книг в МР3 формате, и я не считаю это связанным с ленью человека, просто стали возникать ситуации, когда читать нет возможности. Мы стоим в пробках, ездим в командировки, передвигаемся на работу и домой на большие расстояния, и именно в этих ситуациях МР3-формат не заменим, я это знаю на своем опыте.
Также начали развиваться электронные книги, в которые можно закачать любую книгу из Интернета. Этот вид чтения в основном для молодежи, т.к. по статистике 80% людей тяжело воспринимают информация с экрана.
Покупатель на данный момент уже не воспринимает книжный магазин как то место, где просто пришел и купил книгу. Покупатель требует, и делает это совершенно законно, в книжном магазине наличие канцелярских товаров, игрушек, дисков, также мест для детей, где можно оставить свое чадо на немного передохнуть, зон отдыха для себя, диванчики, на которые можно присесть и полистать приглянувшийся экземпляр. Поэтому считаю, что книжные магазины будут превращаться в супермаркеты, удобные и приятные для покупателей, с большим набором дополнительных опций.
Источник:
открыть в Иркутске самый большой книжно-канцелярский супермаркет в Восточной Сибири.
Дочитала только до этого места.
Я хотела бы заострить на словах “самый большой”.
Ответьте на ряд вопросов, можно только для себя:
Кому нужен самый большой в Восточной Сибири?
Какая необходимость в этом?
Куда делись, те, кто раньше работал на этом месте с этим ассортиментом?
Как велись поставки в этот регион до вашего открытия?
Действительно ли есть необходимость в открытии самого большого?
Самый большой по площади - затратно.
Самый большой по ассортименту - а действительно ли необходим самый большой ассортимент местному населению?
Для кого мы открываем самые большие?
Для своего Эго или для местного населения?
Доставать стало это словосочетание самый большой, самый крупный, самый… детский сад какой-то, мы же не дети в песочнице.
- Самый, самый, самый…
ничего личного, просто амбиции в выступлениях лезут через край.
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама