Сергей Макаренков: «Во время кризиса меняются ценности»
Издательский дом «Рипол Классик» существует с 1989 года, выпускает художественную и документальную литературу различных направлений. Генеральный директор Сергей Макаренков отвечает на вопросы "Литературной газеты".
- Вы помните первую изданную вами книгу?
- Это были «Правила хорошего тона». А вообще в то время, когда мы только начинали, оказалось возможным издавать любые книги, и они уходили влёт. Главной задачей в ту пору было найти бумагу!.. Читателям тогда почти всё было в новинку, а хорошая книга являлась универсальной валютой. С тех пор за время существования издательства мы сплотили под своими знамёнами несколько сот российских и зарубежных авторов, выпустили в свет тысячи наименований книг всех направлений и жанров общим тиражом свыше 150 миллионов экземпляров. Основные наши направления - художественная литература, прикладная литература (досуг и увлечения, здоровье, психология), справочные издания, словари, учебники, книги для детей. В своей работе мы стремимся учесть предпочтения и потребности всех слоёв, всех групп современного российского общества. Главное, о чём мы всегда помним: каждый читатель вправе получить те книги, которые будут интересны и необходимы именно ему.
- Что из новинок вы бы особо отметили?
- Недавно у нас вышла первая автобиография Фиделя Кастро - культового политического лидера второй половины ХХ столетия - «Моя жизнь. Биография на два голоса». Это сто часов интервью, вылившиеся в захватывающий, искренний и откровенный монолог о времени и о себе. Книга уникальна тем, что Фидель Кастро впервые сам подробно рассказывает о своей семье, непростом детстве, о штурме Монкады, о легендарном Че Геваре, Карибском кризисе и кубинской революции - словом, и о бурной молодости, и о ярчайшей зрелости. Это рассказ о времени, овеянном революционной романтикой, когда люди, не задумываясь, шли на смерть во имя своих идеалов. Кастро вспоминает, анализирует, даёт оценки и переосмысливает былое. Он - один из немногих ещё живых свидетелей уходящей эпохи. И его свидетельство стоит многого.
Очень сильное впечатление на меня произвела вышедшая у нас не так давно книга Юрия Вяземского «Сладкие весенние баккуроты». Реально сильное впечатление! И огромное удовольствие от сложных исторических параллелей. Мне кажется, эту книгу пока недооценили.
- Как писателю следует относиться к книжной моде?
- Мода оказывает на рынок сильное влияние. Но ведь модные книги - однодневки. Содержательная книга может возродиться через какое-то время, даже если в первый момент её не заметили, а пустая - никогда. Писатель не должен считать себя ни ничтожным, ни великим. Надо писать так же легко и естественно, как дышишь. Мы же не задумываемся, как именно мы дышим?..
Очень важно постоянно работать, искать новые повороты привычных тем. Это так же, как учиться танцевать: единственный способ научиться хорошо танцевать, скажем, танго - каждый вечер выходить на паркет и упорно работать над привычными движениями, разучивать новые. Так же и с литературой - надо шлифовать стиль, придумывать неожиданные ходы, наблюдать жизнь, потому что она неисчерпаема, а стандартные схемы уже затёрты до дыр. И не следует рассчитывать, что сразу удастся литературным трудом заработать много денег. Это случается редко - если автор вдруг случай-но попал в модный тренд. А ведь большая часть обид на непризнание или на то, что не издают, имеет в своей основе именно обманутые денежные ожидания. Редко кто в этом признаётся, но это именно так. Человек думает так: я написал хороший роман, и теперь его обязаны издать, чтобы он меня всю жизнь кормил... Бывает, конечно, и так, что автор после первой же книги просыпается знаменитым. Например, Минаев.
- А почему его книги оказались столь востребованы?
- У нас сформировался внушительный слой офисных служащих, людей, которые просиживали на работе, не понимая, что им делать, а значит, они в большинстве своём почти ничего и не делали. Им деньги-то платить было не за что, а ведь им платили. И вот этому «офисному планктону» оказалось очень интересно прочитать про себя или как будто про себя. А теперь что произойдёт? Платить просто так уже не будут, значит, жизнь этих людей будет меняться. И на книжном рынке наверняка появятся уже не антигламурные, а антикризисные романы.
- Как вы пережили дефолт 1998 года и что думаете о перспективах книгоиздания в обстановке нынешнего кризиса?
- У нас не было кредитов, велась аккуратная финансовая политика, поэтому предыдущий кризис мы почти не заметили. И пожалуй, можно даже сказать, что в целом на книжной отрасли он отразился благотворно. Во время подобных потрясений у людей меняются ценности, сиюминутное отступает, а то, что всерьёз влияет на человеческую душу, обретает особое значение. Думаю, что сейчас будет то же самое. Вполне вероятно, что люди ощутят более или менее глубокое разочарование в политике, экономике, гламуре - но только не в хорошей книге! А для издательств в такой обстановке важен наработанный опыт, именно он поможет им выжить, но при одном условии: если эти наработки постоянно переосмысляются. Надо всё время меняться, иначе придётся плохо, и деньги сами по себе тут не панацея. Недаром западные схемы ведения бизнеса в России не работают - у нас другое отношение к делу, к книге.
- Как эта разница отражается на издательском деле?
- С переводными книгами работать проще. Зарубежные издательства чётко выстраивают свои серии и направления, яснее преподносят каждую книгу в отдельности, определяют потенциальную аудиторию - бери, переводи и выпускай. Книги российских авторов пока чаще всего либо представляют собой клоны раскрученных брендов, либо непонятно их позиционирование. Мало талантливых и неординарных людей, поэтому мы так часто топчемся на месте. А ведь на одну и ту же идею надо каждую секунду смотреть по-новому. Иначе рутина засосёт. У нас в издательстве бытует такое выражение: «плинтусные открытия». Оно означает именно, что открытия - на уровне плинтуса, то есть новизну в мелочах. Только они позволяют постоянно держать себя в тонусе. А то ведь какая наша самая распространённая беда, будь то речь об авторах или издателях? Все о себе думают: мы самые крутые, ничему новому учиться не будем, а если нам такое посоветуют - будем сильно обижаться. А кому от этого лучше станет? Всем надо заново учиться удивляться, потому что когда нас ничем не удивить - это плохо.
Ольга Шатохина и Ирина Орлова
Источник:
Конечно, Макаренков-красавчик!
Но, говорят, манипулятор- невероятный.
Изучает НЛП и йогу!
это да, и посмотреть и послушать приятно.
а то, что манипулятор - так на то он и генеральный директор
То есть, это его оправдывает?)
Оставить комментарий
Последние материалы
Реклама
Последние комментарии
Рубрики
Ссылки
Архив материалов
Подписка
Новое на Pro-Books.ru
Метки
Amazon Google Kindle Ozon АСТ Авторам Авторское право Аналитика Аттикус Библиотека Букбери Буквоед Выставка Государство Детская литература За рубежом Интервью Интернет Исследования Конференция Копирайт Кризис Литрес Магазины Новости Новости компаний Новости рынка Прогнозы РКС Размышления Разное Регионы Реклама Роспечать США События Статистика Топ-Книга Тренды Украина Учебная литература Эксмо Электронные книги книготорговляНовое на сайте «Книга 2.0»
Реклама
Реклама
Правовая информация
(c) Publishit.ru, 2008—2010. При цитировании ссылка на Publishit.ru обязательна.Самое комментируемое
Статистика