- Publishit.ru - http://publishit.ru -

Киндл-сюрприз

Posted By admin On 30.08.2010 @ 17:50 In Ебуки и цифра | No Comments

Ему сулят рывок из рядовых миллиардеров в мировую элиту сверхбогачей с личным состоянием в 25—30 миллиардов долларов уже в ближайшие пять лет. Джеффри Безос, Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Карлос Слим... — в каком порядке в форбсовских скрижалях расположатся имена финансовых титанов, не суть важно. Важно, что владелец компании Amazon.com Джеффри Безос уже теперь заставил говорить о себе весь мир. Впрочем, уметь говорить — это лишь первая ступень эволюции человека. Безос продвинул мир дальше, научив читать, причем совершенно по-новому — не шелестя страницами и не загружая шкафы пыльными фолиантами. Мало того что теперь больше половины книг в Америке продается через Интернет, благодаря Безосу на наших глазах меняется само многовековое представление о том, что есть книга.

С 27 августа лидер интернет-торговли — корпорация Amazon.com — начала рассылку по предварительным заказам уже третьего поколения своего устройства «Киндл» (kindle — в вольном переводе на русский «лучинка для разжигания костра знаний») — программно-аппаратной платформы для чтения электронных книг.

Эксперты ожидают, что до конца года общее число проданных «лучинок» может перевалить за 6 миллионов. А если к этому числу добавить конкурирующие устройства — Sony Reader, iPad от Apple, Barnes & Noble Nook, IREX и т. д., — то следует признать, что производство печатной продукции, ее доставка и потребление вступили в стадию колоссальных революционных изменений.

Младенец с отверткой

«Киндл» — это не просто книга. Это возможность всегда иметь с собой целую библиотеку — либо сразу загружая от двух сотен до полутора тысяч печатных изданий по сравнительно скромной цене в 10 долларов за штуку, либо в любой момент закачивая новую книгу из амазоновского каталога. А чтиво тут на любой вкус: 1,5 миллиона названий современной литературы и почти 2 миллиона книг, вышедших до 1923 года.

Устройство разработано принадлежащей Amazon компанией Lab126. Первые две версии «Киндл», несмотря на цену в 399 и 299 долларов, в считаные часы разошлись как горячие пирожки — общим числом примерно 4 миллиона экземпляров. С 19 октября 2009 года Kindle 2 стал доступен и для иностранных покупателей, включая российских. Третья, новейшая версия изящнее и функциональнее своих предшественниц и при этом гораздо дешевле — 189 долларов для 3G и Wi-Fi и всего 139 долларов только для Wi-Fi.

Сам 46-летний Джеффри Престон Безос, основатель и бессменный руководитель Amazon, «лорд книг», как называет его Forbes, главным достижением своей жизни считает не 43-е место в списке богатейших людей планеты (в его кошельке 12,3 миллиарда долларов), а именно успех «Киндл»: «Это самое важное, что мы до сих пор сделали».

Как вспоминает сам Безос, все началось в 1994 году. Ему стукнуло тридцать, наступал возраст зрелых свершений. Никакой импульсивности, исключительно тонкий расчет. В один прекрасный момент он увидел, что число пользователей только-только нарождавшегося тогда Интернета увеличилось за год в 2300 раз. Мысль об электронной торговле появилась сама собой. Методичное изучение списка 20 самых продаваемых товаров по почтовым каталогам подсказало, с чего начать. С лучшего подарка, с книг, разумеется. И заказы принимать просто, и доставлять легко.

Бизнес-план своей компании Amazon он составлял в изрядно потрепанном «Шевроле», пока его жена Маккензи рулила от упорядоченной вашингтонской жизни на западное побережье, в Сиэтл, в окрестностях которого располагался крупнейший в Америке книжный склад издательского объединения Ingram.

Родные и знакомые были удивлены: интересы Джеффри лежали в других сферах. С детства он, например, питал пристрастие ко всякого рода механическим устройствам. В трехлетнем возрасте, добыв каким-то образом отвертку, он умудрился разобрать свою колыбельку, сделав ее более похожей на настоящую кровать. В школьные годы в родительском гараже и на дедовском ранчо в Техасе он оборудовал целую лабораторию. Поставил звуковой сигнал, оповещавший о приближении непрошеных гостей в лице братьев и сестер. В Принстонском университете Безос занялся изучением физики, но переориентировался на компьютерные дела. Сначала стал самым молодым вице-президентом в Bankers Trust Company в Нью-Йорке, а затем повторил это же достижение в Shaw.

В числе первых людей, поверивших в его затею, были родители, отдавшие сыну свои накопления — целых 300 тысяч долларов. 16 июля 1995 года торговый сайт Amazon.com открылся внешнему миру. Три стационарных компьютера Sun стояли в ряд на двух столах, сделанных из купленных в хозмаге дверей по 60 долларов за штуку. Через месяц сайт продавал книги во всех 50 штатах США и 45 иностранных государствах. В сентябре объем продаж составлял 20 тысяч долларов в неделю! Рассылка осуществлялась элементарно — никакого вновь изобретенного велосипеда: в зависимости от срочности книги отправлялись либо обычной почтой, либо, и чаще всего, через UPS (автор этих строк сам неоднократно получал свои заказы таким образом), либо через FedEx.

Безос и его люди неутомимо работали над улучшением веб-сайта и расширяли ассортимент продуктов, создавая, по замечанию отца-основателя, «самый большой универсальный магазин на земле». К 1999 году Amazon.com обрел статус феномена Сети, а самого 35-летнего предпринимателя журнал Time назвал персоной года. Безос оказался в пятерке наиболее молодых лиц, удостоенных такой чести. Юнее были только летчик Чарльз Линдберг (в 1927 году, в возрасте 25 лет), королева Елизавета II (в 1952 году, в 26 лет) и борец за гражданские права афроамериканцев Мартин Лютер Кинг (в 1963 году, в возрасте 34 лет). «Он закладывает фундамент нашего будущего», — высокопарно констатировал журнал. А публицист Джошуа Рамо с чувством добавлял: «Всегда, когда в нашей экономике намечаются сейсмические сдвиги, находятся люди, которые ощущают вибрацию прежде других. Корнелиус Вандербильт первым почувствовал наступление эры железных дорог. Томас Уотсон увидел эру компьютеров, когда их еще не было и в помине». Безос из этой же когорты, заключал автор.

Так или иначе, первые успехи Безоса и его компании превосходили самые смелые ожидания. Хотя считать, что все шло гладко, было бы преувеличением. В 2000 году, в период массового краха «доткомов», цена акций Amazon за девять месяцев упала со 106 до 41 доллара. Кризис заставил уволить 1300 сотрудников и пересмотреть списки товаров. В последнем квартале 2001 года компания наконец перестала работать в убыток и принесла первую прибыль.

Впрочем, Безос никогда не обещал инвесторам легких и быстрых денег. И не скупился на пессимистические прогнозы: дескать, имейте в виду, риск не получить дивидендов составляет процентов семьдесят. Но странное дело: в бизнесмена и гения электронной торговли верили. Как и он сам поверил в создателей Google и в 1998 году, на самой заре зарождения интернет-гиганта, испытывая собственные финансовые затруднения, не побоялся купить его акции на 250 тысяч долларов. Сейчас эти бумаги, между прочим, тянут на все полтора миллиарда.

Терпение (деньги никогда не торопятся...) и оптимизм (но обязательно придут) — главные принципы основателя Amazon. Второе, в чем он убежден, — стоящее дело не построишь на подражаниях и заимствованиях. Только предвидение будущих тенденций и настроений потребителей может обеспечить долговременный успех. И еще: Безос очень ревностно относится к доброму имени компании. «Бренд — это как репутация для человека», — учит босс своих сотрудников.

Есть в компании и своя «религия», слоган наподобие нашего хорошо знакомого: «Клиент всегда прав». «Мы рассматриваем наших клиентов как дорогих гостей, а себя как гостеприимных хозяев, — любит повторять он. — И наша каждодневная обязанность сделать каждую минуту нашего общения приятнее предыдущей».

А вот история на эту тему, которую мне довелось услышать от журналиста Wall Street Journal Джеймса Стюарта.

«Я знаю точно, когда Barnes & Noble (сеть американских книжных магазинов. — «Итоги») потеряла меня как покупателя, — вспоминал он. — Несколько лет назад, пытаясь конкурировать с Amazon, Barnes & Noble объявила о бесплатной доставке заказов по Манхэттену в тот же день, если они сделаны до 11 утра. Я несколько раз делал покупки таким образом — и ни разу книги не были доставлены в обещанные сроки. Все, что я заказывал на Amazon, прибывало вовремя или чуть раньше. Теперь же появился «Киндл» — вообще с мгновенной доставкой».

Неизлечимо счастливый

С 1994 года Джефф Безос неизменно живет в Сиэтле. У них с Маккензи четверо детей. «Хороший дом, хорошая жена. Что еще нужно человеку для счастья!» В интервью английской прессе владелец Amazon как-то заметил, что чувствует себя «неизлечимо счастливым». Кроме торговли в кругу его интересов теперь фигурирует космический туризм.

В 2004 году для отработки практических вопросов полетов в ближний космос с людьми на борту им учреждена компания Blue Origin. В 2006 году прошли первые испытания космического аппарата New Shepard. В отличие от других конкурирующих моделей он имеет гораздо больше элементов управления и контроля на борту, чем на наземном командном пункте, что делает его более похожим на самолет, чем на космический корабль. К проекту проявило интерес НАСА, недавно выделившее Blue Origin грант в 3,7 миллиона долларов. Как и многие другие американские богачи — мода, ничего не попишешь, — Безос серьезно и основательно подходит к благотворительности. «Пожертвование денег требует такого же внимания, как построение успешной корпорации», — говорит он.

И все-таки, не сильно рискуя ошибиться, можно предположить, что главное внимание этот предприниматель сконцентрирует не на звездах и меценатстве, а на своем детище «Киндл». Электронная книга уже опередила по объему продаж на Amazon книги в твердых переплетах. В течение следующих 9—12 месяцев Безос ожидает, что она превзойдет и объемы продаж книг в мягких обложках, а затем и комбинированный набор тех и других. Фантастика! Лет через десять детям объяснять придется, что такое бумажный букварь. А фразу «пыль веков от хартий отряхнув» будут комментировать какие-нибудь знатоки в интеллектуальных шоу.

«Первопечатник наоборот», надо признать, и сам поражен этим обстоятельством. Потому, видимо, и считает правильным сохранить платформу «киндл» максимально приближенной к облику привычной (пока еще) книги. По его мнению, некоторые ограничения по числу дополнительных аппликаций «Киндл» только на пользу. Все-таки основной костяк покупателей книг на Amazon составляют люди, ценящие удобство чтения полной книжной страницы — с нормальным размером шрифта и хорошей контрастностью вне зависимости от освещения. Тут, ясное дело, идет заочный спор с популярным «эппловским» iPadом, массовое распространение которого, по мнению некоторых экспертов, таит самую серьезную угрозу для «Киндл». «Дни «Киндл» сочтены — да здравствует «Киндл»!» — восклицает профессор Рон Аднер из Дартмутского колледжа.

«Серьезные читатели, — не соглашается со скептиками Безос, — не только сохранят верность специализированному «Киндл» (в отличие от многофункционального iPad), но и приведут новых сторонников, прежде всего членов своих семей.

И у этой точки зрения немало сторонников. Особенно если в ближайшее время Amazon еще ниже опустит цену на свое устройство. К примеру, до психологически важного рубежа — чуть дешевле сотни долларов, ну, хотя бы на версию для Wi-Fi.

В любом случае пионер электронной торговли внакладе не останется, сходятся во мнении и его сторонники, и его критики. Что ж, как часто любит повторять сам Безос: «Поживем — увидим».

...А бумажные книги все-таки жаль.

Источник: Итоги

Еще по теме:


Article printed from Publishit.ru: http://publishit.ru

URL to article: http://publishit.ru/?p=3535

Copyright © 2009 Pro-Books.Ru. Все права защищены.