Версия для печати Версия для печати
Главная » Ебуки и цифра

Электронные библиотеки вне закона?

27 Сентябрь 2010 Один комментарий

С большим интересом прочитал Отраслевой доклад А.Н. Воропаева и К.Б. Леонтьева «Электронная книга и электронно-библиотечные системы России», доступный на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Суть данного доклада заключается в попытке анализа понятие электронная книга с точки зрения авторского права и ввода в научный обиход нового термина «Электронно-библиотечные системы» (далее ЭБС).

Честно скажу, доклад меня не впечатлил. Очень много моментов, где нет четкой аргументированной позиции авторов, подкрепленными ГОСТами данной предметной области. Складывается такое ощущение, что данный доклад сделан по нескольким статьям из Википедии и на основании двух-трех исследований, проведенными сторонними организациями.

Но не будем заниматься лирикой, давайте перейдем к конкретике. Что меня больше всего волнует? С самого названия доклада «Электронная книга и электронно-библиотечная система России» смущает, то, что, в принципе, в докладе должна рассматриваться ситуация на рынке не только ЭБС, но и электронных книг в России с различных точек зрения (это и издательства, и библиотеки, и вузы). Декларация всем известных правовых документов (без анализа российского законодательства об электронных документах) не вызывает особых восторгов (тем более, что один из авторов юрист), т.к. в тексте отсутствуют какие-либо рекомендации, кроме как неЗАПЛАТИ, не навреди издателю (с.25 цитирую дословно –

это может подорвать издательский бизнес в стране!

).

Да что вы говорите….


Главная проблема, как считает Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института
развития информационного общества,

которая стоит перед людьми, заинтересованными в развитии электронных библиотек, связана с определением используемых понятий — в первую очередь, “электронной книги” и “электронной библиотеки”.

Над этой проблемой работает Минобразования, но, как считает г-н Хохлов,

её решение следует осуществить в рамках тесного взаимодействия как минимум нескольких ведомств — при участии министерства культуры и Мининформсвязи.

Также, по словам г-на Хохлова, до сих пор открыта проблема сообщества вокруг электронных библиотек и не решен вопрос с использованием интернета, так как последний до сих пор не имеет статуса информационного ресурса.

Полностью согласен с коллегой Станиславом который считает, что

в тексте нет четкого определения «электронной книги». Авторское понимание данного термина, данное во Введении на стр.6, достаточно для бытово-кухонного разговора, но никак не для отраслевого доклада.

В докладе НЕТ четкого разграничения между электронным документом и электронным изданием. «Электронная книга» в данном контексте синонимируется с понятием «электронное издание» – издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники, т.е. это некий электронный документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения; под электронным документом, в свою очередь, понимается зафиксированная на материальном носителе (как правило машиночитаемом) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать и для использования которой необходимы средства вычислительной техники (ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения).

Кроме того, в тексте авторы ссылаются на понятие электронные информационных ресурсы, не приводя четкого анализа данной дефиниции. Так Федеральные законы «Об информации, информатизации защите информации» и «об участии в международном информационном обмене» определяют информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов информационных системах (электронных библиотеках, банках данных и других видах ИС). Согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография», информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Этот же стандарт содержит понятие «документные ресурсы» – вид информационных ресурсов, представляющих совокупность отдельных документов, массивов документов в информационных системах. Таки образом, есть основания полагать, что в составе информационных ресурсов – основного вида ресурсного обеспечения информационного производства – следует различать: документы, данные и информационные массивы (организованные как единое целое, предназначенные для хранения и использования совокупности документов и / или данных).

Далее по тексту… «Значительная часть «нелегальных» библиотек создается и поддерживается ВУЗами, при этом оцифровка книг и их размещение в сети осуществляется государственными библиотеками, ВУЗами … на бюджетные средства». А откуда скажите вузы должны предоставить доступ к своим локальным ресурсам? Получается, что все они ВНЕ ЗАКОНА. Вот поэтому вузы и не открывают свои фонды, а кому хочется за решетку?

Перейдем ко второй главе – Электронно-библиотечные системы… Что за зверь такой? Президент Д.Медведев в своих выступлениях говорит о

Электронные библиотеки – один из элементов построения инновационной экономики и реальная возможность поднять качество подготовки специалистов, расширить горизонты их компетенции.

Ан нет, оказывается электронные библиотеки – это упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Получается, что в понимании авторов, электронная библиотека – это

Лежащие в папочке «C:\Электронная библиотека» архивы с книжками, пусть даже сгруппированные в подпапки по авторам (Никита)

Вообще идея создания электронных библиотек зародилась еще с 1999 года из межведомственной программы создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы в силу масштабности необходимой деятельности внутри каждого из ключевых направлений сформировались три самостоятельные программы:
1. развитие собственно межведомственной программы “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” (Министерство науки и технологий РФ, Министерство образования РФ, Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований);
2. межведомственная программа “Создание и развитие суперкомпьютерных центров России” Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований);
3. межведомственная программа “Электронные библиотеки России” (Министерство промышленности, науки и технологий РФ; Министерство культуры РФ; Министерство образования РФ; Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Министерство РФ по связи и информатизации; Министерство юстиции РФ; Российская академия наук; Российский фонд фундаментальных исследований; Федеральная архивная служба России).

Тогда уже министерства и ведомства четко понимали о необходимости использования электронных библиотек в вузах. Поддерживаю мнение Никиты

Было четкое понимание электронной библиотеки ВУЗа, в которой существуют политики выдачи контента в зависимости от твоего статуса (студент, преподаватель, анонимный гость) или в зависимости от точки доступа (из стен библиотеки или извне), существует определенная функциональность (личный формируемый кабинет, подписки, поиски) и тд – не буду повторяться – уже можно назвать электронной библиотекой. На бытовом уровне определение сильно упрощено – это нормальная практика. Но когда выпускаются «официальные документы» с не менее бытовыми определениями это уже смешно и не вписывается ни в какие рамки.

Что же касается терминологической составляющей электронных библиотек, то следует заметить, что термин «электронная библиотека» имеет отечественное происхождение. Он стал широко использоваться в нашей стране как эквивалент англоязычного термина Digital Library. Употребление этого термина в русскоязычной литературе быстро устоялось, хотя, на мой взгляд, он неточно отражает смысл англоязычного источника («цифровые библиотеки»), авторы которого стремились подчеркнуть в нем определяющую роль цифровых технологий в информационных системах такого рода.
Думаю, что материал Электронные библиотеки как специальный класс информационных систем и обзор подходов к определению понятия «электронные библиотеки» может что-то для вас прояснить.

Что-то я не увидел кардинального отличия понятия электронная библиотека и электронно-библиотечная система (может плохо искал). Если мы с Вами посмотрим наМанифест электронных библиотек, цель которой установить принципы и идентифицировать базовые понятия в области ЭБ, чтобы облегчить интеграцию исследований и предложить лучшие способы для разработки соответствующих электронных библиотек, то все, что приведено в качестве плюсов ЭБС – это ни что иное как ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА.

Думаю, что Электронно-библиотечную систему правильно было бы назвать Системой электронного управления документами (ЭУД) (EDM – Electronic Document Management), которая обеспечивает процесс создания, управления доступом и распространения больших объемов документов в компьютерных сетях, а также обеспечивают контроль над потоками документов в организации (в данном случае в образовательном учреждении). Часто такие документы хранятся в специальных хранилищах или в иерархии файловой системы.

Типы файлов, которые, как правило, поддерживают системы ЭУД включают текстовые документы, образы, электронные таблицы, аудио-, видео- данные, и документы Web.

Общими возможностями систем ЭУД являются создание документов, управление доступом, преобразование и безопасность.
Основные достоинства ЭУД –
1. Масштабируемость, надежность и управляемость для экономичного корпоративного развертывания.
2. Автоматическая поддержка распределенного управления различными информационными материалами на протяжении всего их жизненного цикла, от создания до рецензирования, утверждения, распространения и архивирования.
3. Гибкость управления доступом ко всему спектру документов, от электронной почты до дискуссионных баз данных, от видео клипов до формализованных документов всех типов.
4. Возможность обеспечения мгновенного доступа к документам через Web-браузеры, настольные приложения и другие общедоступные типы клиентов.
5. Открытая, расширяемая архитектура, позволяющая организациям, во-первых, быстро расширять платформу управления документами в ответ на появление новых бизнес целей, таких, как управление записями и, во-вторых, интегрировать управление документами с более широкими стратегическими инициативами, такими как Управление знаниями.
6. Доступность широкого спектра дополнительных технологий для повышения уровня возврата от инвестиций.

Дочитав до конца данный доклад и не получив для себя какой-либо новой информации, понял насильное «введение» ЭБС вносит еще большую неразбериху в вопроса электронного обслуживания студентов.

Руководством на уровне федералов сказано вполне определенно: формирование электронных библиотек в вузах возможно «только на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы», что в современных условиях достаточно сложно сделать, т.к. во-первых нет грамотных Агрегаторов на уровне страны («Национальный библиотечный ресурс» пока не в счет), а во-вторых, навязываемая электронно-библиотечная система «КнигаФонд», поддерживаемая «Единой Россией» достаточно дорога. Остается только ждать и надеяться….

Андрей Федоров, источник: Ideator.info

Еще по теме:

Метки: , ,

Один комментарий »

  • Andrio пишет:

    Документ интересный, однако есть несколько вопросов, ответы на которые от авторов “отраслевого доклада” получить и не надеюсь))):
    - по какой отрасли сие произведение?
    - из каких официальных документов взяты определения, в частности определение “ЭБС”?
    - кто и как проводил исследования рынка ЭБС России (хотелось, хотя бы, узнать алгоритм исследования ну и посмотреть в их честные глаза)
    Также удивило то, что доклад готовили не сотрудники Федерального агентства, реально отвечающие за исследования, а начальник отдела книжных выставок (Воропаев Александр Николаевич) и доцент кафедры авторского права и смежных прав Российского Государственного Института Интеллектуальной собственности (Леонтьев Константин Борисович), который (для тех кто не знает), по счастливой случайности, является начальником редакционного отдела Электронно-библиотечной системы «КнигаФонд».
    Закрываю глаза и вижу - как два уважаемых мужа, не пожалев времени и средств, не отрываясь от экранов ПЭВМ изучают существующие предложения, проводят тесты по скачиванию материалов с различных ресурсов, производят анализ “полноты” коллекций и сводят полученные данные в единый документ)))).
    И - “О ЧУДО”, есть, есть в нашем отечестве ЭБС, отвечающая всем требованиям Минобрнауки РФ и ФГОС ВПО!
    КНИГАФОНД - наше всё))).
    Интересно одно, Рособрнадзор, при проверке вузов будет ссылаться на данные “исследования” или нет?)))
    P.S. Радует, что не мне одному данные “письмена” показались, как минимум, странными.
    Отдельный респект глубокоуважаемому Константину Николаевичу Костюку за отличную статью “Электронно-библиотечная система – это «Книгафонд»?” http://www.biblioclub.ru/industry_of_books.php?nid=22

    А также всем, кто высказал о проекте то, что думает на самом деле)))

Оставить комментарий

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

map1map2map3map4map5map6map7map8