Тиражируют убытки
На среднем Урале нет развитого издательского рынка. Однако если одни предприниматели деградацию книжного производства связывают с недостатком бюджетных вливаний в отрасль, то другие пытаются выживать за счет дополнительных видов деятельности.
Как заметил директор одного из екатеринбургских книжных издательств Сергей Симаков, уровень образования и образ жизни большинства уральцев предопределяют достаточно высокий спрос на печатную продукцию в регионе. Тем не менее собственное книгопроизводство постепенно сокращается. На отраслевом фестивале "Книга года-2010" три десятка местных издательств представили на суд публики в общей сложности 150 книг, выпущенных в предыдущие два года. Получается, что в среднем каждое уральское издательство печатает в год по два с половиной тома. Замечают этот очевидный упадок книжного дела в регионе все, кто так или иначе с ним связан: издатели, распространители, писатели.
- Я могу продать издателю свое литературное произведение только в том случае, если в отрасли существует более или менее развитый рыночный механизм. В противном случае литературный процесс развивается только из посыла "не могу не писать", - говорит председатель Свердловского отделения Союза писателей России Андрей Расторгуев. - Вот поэтому-то все пишущие из регионов и стремятся поскорее выбраться в Москву, где все-таки рынок существует и можно получить за свою работу хоть какие-то деньги.
Хорошие тексты местные авторы, несомненно, пишут. Но дальше схема доведения литературного произведения до читателя разворачивается нетрадиционно. Автор собирает деньги, обращаясь к спонсорам, и приносит заказ в издательство. Оно выпускает тираж, а потом писатель раздает книжки друзьям и знакомым. Широкая публика никогда о таких новинках не узнает. Ну а издателям работать по такой схеме, безусловно, выгодно.
- Реализация литературы занимает значительное время - иногда книга продается год или два, - говорит Андрей Мороз, директор одного из екатеринбургских издательств. - Другое дело заказная литература. Продал весь тираж целиком - и сразу получил деньги.
Неотработанность каналов реализации - одна из главных проблем, мешающих развитию книжного дела в регионе. Издатели жалуются на то, что попасть напрямую в федеральные сетевые магазины очень сложно - они работают в основном с большими тиражами, выпущенными крупными издательствами. Вячеслав Ухов, эксперт по книжному рынку, отмечает, что проблема "региональный издатель - крупный книготорговец" - это болевая точка развитых книжных рынков во всех странах. Суть в том, что книготорговцу экономически невыгодно работать с маленькими издательствами, потому что затраты на обработку сведений о крупных и мелких поставщиках в системе контроля товародвижения практически равны.
Есть и другие способы распространения книжной продукции - через локальные книжные магазины или через отдел продаж самого издательства. Но оба варианта малоэффективны и не позволяют получать достаточный процент прибыли для того, чтобы наращивать объемы выпуска. Альтернативные каналы реализации - Интернет-торговля и "Книга почтой" - тоже не выход: читатель привык покупать книги в традиционных торговых точках. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, по-прежнему две трети всех розничных продаж литературы составляют продажи через книжные магазины. Но и собственная точка при издательстве проблемы сбыта продукции не решит - слишком скромный там будет ассортимент.
Большинство уральских издателей делают акцент на том, что упадок в отрасли вызван невниманием региональных властей к проблемам культуры.
- Раньше была возможность издавать на областные деньги книги, которые составляли так называемый региональный компонент: учебники, энциклопедии, краеведческую литературу, - говорит редактор одного из екатеринбургских издательств Евгений Зашихин. - Все это печаталось за счет бюджета, ведь много на таких книгах не заработаешь.
Издатель Александр Бисеров возражает, говоря о том, что бюджетные дотации могли бы помочь бизнесу только в том случае, если бы распределялись между участниками рынка в виде грантов на защищенные проекты. Но поскольку такой системы в стране нет, получение государственных денег превратилось бы в бесконечное хождение по чиновным инстанциям.
Вячеслав Ухов замечает, что "стон о национальной деградации и попытки бежать за материальной помощью в областные и городские администрации" - это сугубо отечественная стратегия борьбы малых издателей за выживание. Есть и другая, зарубежная: кооперация нескольких издателей, доведение поставок до приемлемых объемов. Одновременно необходима собственная активная маркетинговая стратегия: организация местных праздников книги, встреч писателей с читателями, выпуск каталогов и другой рекламной продукции.
Авторы отраслевого доклада "Книжный рынок России", подготовленного управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии, тоже видят выход из сложившейся ситуации в формировании единой слаженной системы дистрибуции продукции мелких и средних издательств. Только такая скоординированная политика позволит, на их взгляд, обеспечить присутствие региональных книг на полках книжных магазинов.
Андрей Мороз вспоминает, что некоторое время назад обсуждалась идея создания при областном союзе писателей книжного магазина, в котором выставлялись бы книги нескольких местных издательств. И ассортимент был бы в таком случае достаточно разнообразным, и целевая аудитория - прямо под боком. Однако дальше переговоров дело не пошло.
Некоторые региональные издательства надеются на сотрудничество с крупными московскими игроками рынка. Такая ситуация, в принципе, реальна: взаимодействие может начаться с совместного проекта. Например, региональное издательство придумывает идею книги, находит автора и подготавливает текст, а столичное - вкладывает средства в тиражирование и предоставляет свои реализационные каналы. Однако попытки такого сотрудничества чаще всего заканчиваются поглощением провинциального партнера. Такой опыт был и в Свердловской области (бухгалтерское обслуживание Екатеринбург), когда в состав одного из самых крупных российских издательств влилось вполне преуспевающее региональное.
По оценкам специалиста по книжному маркетингу Виталия Леонтьева, местные независимые издательства могут быть вполне успешными в коммерческом отношении, если будут специализироваться на прикладной литературе - по кулинарии, медицине, домоводству. Она, во-первых, востребована региональным же покупателем, а во-вторых, найти хорошего автора, специализирующегося на подобной тематике, в регионе значительно проще, чем в центре. Обойдется составление книги здесь дешевле - меньше запросы и у писателей, и у редакторского коллектива. Кстати, одной из главных проблем регионального книгоиздания аналитик считает кадровую: чаще всего небольшим издательствам квалифицированных специалистов остро не хватает. Отсюда и ошибки в выборе тематики, дизайне, маркетинге.
Тем не менее некоторые региональные издательства все-таки научились совмещать коммерческий интерес и культурно-просветительскую функцию.
- Нам сегодня, чтобы сделать одну хорошую книгу, надо сделать и одну плохую. Когда речь идет о деньгах, я впрягаюсь во все проекты. И за многие из них мне потом бывает стыдно, - говорит Сергей Симаков.
Так и получается: деньги, вырученные от издания заказных книг, идут на воплощение в жизнь какого-нибудь крупного культурного проекта.
Есть в регионе издательства, реализующие, на первый взгляд, непрофильные проекты. Так, одно из них работает с форматом электронной книги. А поскольку в этом секторе рынка конкуренции пока нет, то и прибыль там довольно высокая. Например, предприятие уже выпустило электронную книгу объемом в сорок тысяч страниц и стоимостью в десять тысяч рублей. Для того, чтобы окупить все затраты и начать получать прибыль, нужно продать лишь 200 экземпляров, а это, по словам руководителя, несложно. Сейчас фирма совместно с Институтом истории и археологии УрО РАН запустила 14 серий книг для уральской электронной исторической библиотеки. Каждая серия (в ней около 20 книг) будет стоить в среднем пять тысяч рублей.
Надежда Гаврилова, Российская Газета
Оставить комментарий