- Publishit.ru - http://publishit.ru -

Книга борется за выживание

Posted By admin On 02.11.2010 @ 19:58 In Прямая речь | No Comments

Вышла в свет книга американца Андрэ Шиффрина "Words and Money" ("Слова и деньги"), посвященная судьбе бумажной книги. И вообще книг – в современном высокотехнологичном мире.

Такого рода изданий публикуется в последнее время много. Будущее чтения, издательского бизнеса и книги как таковой сегодня обсуждается горячо. Однако случай Шиффрина – особенный. Во-первых, "Слова и деньги" (название, намекающее на знаменитую книгу Мишеля Фуко "Слова и вещи") – продолжение ставшей интеллектуальным бестселлером The Business of Books ("Бизнес книг"), где повествуется о том, как могут выживать маленькие издательства, находясь среди акул книжного рынка. Во-вторых, сам автор – издатель, поменявший большую фирму Pantheon Books на основанное им же независимое издательство The New Press. Так что то, о чем он пишет, Андре Шиффрин знает чуть ли не лучше всех в мире. Шиффрин пишет не только об издании некоммерческих книг, но и о продаже. Здесь ситуация еще тяжелее: закрываются и маленькие специализированные, независимые магазины, и большие книжные сети. Тем не менее, многие не теряют оптимизма. Более того, небольшие книжные лавки даже открываются – причем в городах, где, казалось бы, рынок и так перенасыщен.

Хэмпстед, район на севере Лондона, известен своими литературными традициями. Здесь Джон Китс написал "Оду соловью", здесь жили Агата Кристи и Сэмюел Джонсон, Роберт Льюис Стивенсон и Олдос Хаксли. Сегодня количество писателей на квадратную милю в Хэмпстеде так велико, что в этом году здесь был учрежден литературный фестиваль. Книжных магазинов в районе тоже, на первый взгляд, хватает – особенно по нынешним, не располагающим к чтению временам. И все же этим летом здесь, на улице Инглендс-лейн, открылся еще один книжный. Его сотрудница Данни Ван Эмден, работающая тут с самого начала, рассказала о нем:

– Магазином владеет семья, у которой за плечами немалый опыт книготорговли. По происхождению они ливийцы, когда-то владели сетью книжных магазинов и кинотеатров у себя на родине. Потом приехали сюда и открыли свой первый книжный в Уэст-Хэмпстеде, 16 лет назад, а спустя шесть лет – еще один, в Куинс-парке. Наш магазин – третий. Сейчас есть тенденция к централизованным книжным сетям, в которых один человек принимает решение о покупке товара. Тем не менее, мы считаем, что независимые книжные – магазины местного значения. Поэтому в каждом из трех книжных, принадлежащих нашему владельцу, заказы делаются самостоятельно, на основании того, какие вкусы свойственны этому району. Это позволяет нам работать более гибко, быстрее реагировать на запросы покупателей. По сравнению с крупными сетями мы гораздо меньше подчиняемся основным трендам книжного мира. Вместо этого мы сами курируем свой отбор.

Тщательно подбирая книги для продажи, магазин учитывает пожелания покупателей, а кроме того, дает им советы относительно чтения. На сайте магазина размещена, в частности, реклама такой услуги, как персональные рекомендации по выбору детских книг. По словам сотрудников, эта вещь достаточно популярна среди жителей района. За советом к ним обращаются и родители, не знающие, как приучить детей к чтению, и люди, которые хотят сделать подарок чужому ребенку. Что касается ассортимента книг, Данни Ван Эмден пояснила, чем руководствуются она и ее коллеги:

– Пожалуй, объединяющим фактором тут можно назвать качество. Неважно, кто автор, что за тема. Если мы считаем, что это качественная книга, то она непременно появится у нас в продаже. Кроме того, в нашем магазине существует 24-часовая служба заказов: если вы не можете найти определенную книгу у нас на полках, мы ее закажем, и ее доставят уже на следующее утро – иными словами, у нас гибкий подход. На полках у нас большой выбор новинок, среди них художественная литература, нон-фикшн, а также вещи специализированные: поэзия, история, детективы. Если кто-то из нас – любой из сотрудников – проявляет особый энтузиазм по поводу какой-нибудь книги, мы ее заказываем. Ведь ясно, что, если человек способен говорить о книге с энтузиазмом, это вызывает интерес и у покупателей. Например, сама я не занимаюсь закупкой детективов, но много их читаю. Так вот, бывает, что мне попадается какая-нибудь книжка, о которой заведующий еще не знает, а может, никогда и не узнал бы. Если я, прочитав ее, говорю: мне очень понравилось, то она появляется у нас в продаже.

Ассортимент здесь действительно впечатляющий, особенно для относительно небольшого магазина. Помимо вездесущих новинок и букеровских номинаций, англоязычных бестселлеров и надежных, проверенных временем вещей, в магазине довольно много переводной литературы – явление для британской книготорговли редкое. Тут есть и Жорж Перек, и Сигизмунд Кржижановский, и Томас Бернхардт. В отделе поэзии набоковские переводы из русской классики соседствуют с избранными стихотворениями Аллена Гинзберга. Имеется большая секция литературы для детей и подростков. Попадаются и подарочные издания: альбомы, иллюстрированные книги о Лондоне, некоторые из которых посвящены Хэмпстеду. И все-таки неужели сегодня, когда издательское дело и книготорговля переживают кризис, новый магазин может рассчитывать на успех? Вот что думает на этот счет Данни Ван Эмден:

– По нашим наблюдениям, рынок действительно поляризован. Многие люди пойдут за книгами в супермаркеты или закажут их по интернету. Но есть и другая группа. Это те, кто по-прежнему хочет получать книги из рук продавца, вместе с его заверениями и рекомендациями. Кроме того, многим людям хочется, чтобы торговая улица в их районе оставалась местом интересным, не полностью захваченным безликими сетевыми магазинами. К тому же, мы считаем, что способны предложить широкий выбор – ведь в супермаркете можно найти только то, что продается огромными тиражами. Заказы по интернету – вещь замечательная, но лишь для того, кто точно знает, что ему нужно. И потом, если человек собирается потратить 20, 30, 40 фунтов на прекрасно изданную книгу, то он, наверное, захочет сначала взглянуть на нее, а иногда и потрогать. Помимо книг в мягком переплете, мы предлагаем много красивых изданий, и людям нравится их разглядывать, листать, обдумывать покупку. Даже в отделе детской литературы есть книжки, которые, попадись они мне в интернете, я бы ни за что не купила, но стоит их открыть, как возникает своего рода волшебный эффект. Нам кажется, что со временем рынок поляризуется еще сильнее. Будет множество крупных торговых центров, сайтов, но начнется и новый подъем в среде независимых магазинов. В них более постоянный штат сотрудников, продавцы – люди знающие, доброжелательные, готовы помочь. Пожалуй, наша деятельность несколько старомодна, но зато мы даем рекомендации на свое усмотрение.

По словам Данни, главное в ее деле – энтузиазм. В прошлом журналист, она давно мечтала работать в книжном, и теперь ее любовь к чтению служит магнитом, притягивающим покупателей. Впрочем, в литературно-богемном Хэмпстеде их не приходится долго уговаривать. Если книжным магазинам и суждено отойти в прошлое, то не по вине жителей этих мест – многие из них не мыслят себя без старого доброго чтения.

Анна Асланян, источник: Радио Свобода

Еще по теме:


Article printed from Publishit.ru: http://publishit.ru

URL to article: http://publishit.ru/?p=3594

Copyright © 2009 Pro-Books.Ru. Все права защищены.