Вадим Левенталь: картинки с выставки
Все пять дней с 1 по 5 декабря я безвылазно сидел в ЦДХ, на книжной ярмарке non/fiction.
День первый. Сквозь тьмы и тьмы москвичей, охочих до интеллектуальной литературы (на улице минус двадцать, но в Доме художника от такой толпы настоящая жара), я прорываюсь в администрацию выставки. «Здравствуйте, — вежливо говорю, — у нас проблема: на издательство [Лимбус-Прессс] выдали два бейджика, а сотрудников у нас трое». Бейджик нужен мне позарез — чтобы беспрепятственно проходить на выставку самому, чтобы проводить авторов и журналистов. «Нет проблем, — говорят мне и протягивают бейджик, — с вас 700 рублей». «С какого переляпу? — возмущаюсь. — И так мы заплатили бешеные деньги за стенд, за стол, за мероприятия...» Девушка невозмутима, как скала: «Количество бейджиков зависит от метража стенда». Это мне, я так понимаю, намекают, что я не из «Эксмо» какого-нибудь. «О'кей, — говорю, — дайте тогда приглашений вот столько», — показываю большим и указательным пальцами толщину пачки. Приглашения здесь всегда раздают бесплатно. Девушка секунду думает, закатывает глаза и дает мне бейджик.
Девушка — человек подневольный и ни в чем не виновата, но вообще рвачество устроителей выставки поражает. Дерут со всех и за все. Сначала дерут издательства как сидоровых коз за право участвовать в выставке. Потом обдирают посетителей — с каждого по 200 рублей за вход. Дополнительный стол — плати. Мероприятие — плати. Микрофон, участие в каталоге, пользование лифтом — плати, плати, плати. Неудивительно, что на некоторых стендах книги оказываются дороже, чем в магазинах помимо всякой ярмарки. Неудивительно, что некоторые издательства (для начала музыкальное «Классика XXI век», дальше, думаю, будет больше) отказываются от участия в ярмарке: когда на участие нужно положить две тысячи долларов и больше, а сколько заработаешь — неизвестно, для маленьких издательств это очень большая проблема. Неудивительно, что необъятные стенды «Эксмо», «АСТ», «36,6» и «Аттикуса» вчетвером занимали большую часть центрального зала.
Я уж молчу о том, что в столовой (которая тут единственная, альтернатив нет) за какие-то чудовищные деньги подают среднего качества еду.
День второй. У стенда «Ад Маргинем» я встречаю мегалегендарного редактора Елену Шубину. Елена Даниловна рассказывает мне, что роман Колядиной — вовсе не такой мусор, как про него
«Букер», то есть, совершил самоубийство. Если по поводу присуждения его Елизарову возмущались, то теперь просто смеются. Но, конечно, быть может, права Шубина и не правы все те, кто смеются —
День третий. После объявления лауреатов Премии Андрея Белого (как будто по совету Топорова рубль за прозу отдали Гаврилову) я встречаю литературоведа Глеба Морева. «А что, — спрашивает он меня, — у вас там за история с Левкиным?» (Левкина я видел накануне, отдал ему его авторский экземпляр «
Ну что я могу сказать. Сейчас, увы, уже не восстановить, как так получилось, что в верстку улетел не тот файл. Ссылка на то, что при таких масштабах работы без проколов не обойдешься, — не оправдание, конечно; не более чем объяснение. Так что остается только попросить у автора прощения; пообещать, что при переиздании текст исправим. Ну и восстановить справедливость: «читателям двухтомника, — пишет Левкин, — надо учитывать, что тексты имеют несколько специфическое отношение к людям, которые выставлены их авторами». Так, будто речь идет о вообще всех текстах. Между тем некоторые статьи приходили не требующими редактуры вовсе. Во многих статьях правка была косметической. Многие авторы, выслушав претензии редактора, находили в себе силы сесть за стол и поработать со своим текстом лишние несколько дней сами.
День четвертый. Мероприятие «Большой книги». Анонсировано примерно так: финалисты и лауреаты премии ответят на вопросы публики. Публики сокрушительно мало. Финалистов и лауреатов и того меньше — один Иличевский. Люди садятся, слушают с минуту и, виновато теребя мобильники, сваливают. Тех, кто просидел от начала до конца, от силы три-четыре человека. Вот, думаю, истинная цена крупнейшей государственной награды в области литературы.
Параллельно с мероприятием «Большой книги» этажом ниже рассказывает про четырехтомник «Намедни» Леонид Парфенов. Из публики дрожащими голосами благодарят журналиста за
День пятый. После презентации «Литературной матрицы» в «Билингве» решаем продолжать. Катим по ночной Москве в старенькой «шестерке». Справа от меня — Роман Сенчин, слева —
Вадим Левенталь, источник:
Оставить комментарий